Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смерть и мировоззрение Базарова — главный смысл финала.




Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни перед лицом смерти. Писаре в критической статье писал: «Умереть, так как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг. Причиной болезни Базарова на первый взгляд, кажется, стала случайность. Он порезался при вскрытии трупа и заразился. В этой случайности заложен глубокий смысл: смерть настигает Базарова на работе в стремлении к познанию ещё не познанного. Базаров мужественно встречает опасность. Он знает, что должен умереть. Но находит в себе силы шутить с отцом, старается до последней возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть». Но Базаров сам всё понимает, и первый ставит себе диагноз: «Я заражён и через несколько дней ты меня хоронить будешь, - говорит он отцу». И когда отец, волнуясь и переживая, уверяет его: «А всё-таки мы тебя вылечим». Базаров говорит: «Ну это дудки. Но не в этом дело. Я не ожидал, что так скоро умру». Он понимает весь трагизм своего положения, но любя жизнь, чувствует в себе большие силы, духовные и физические. Ему горько, что он так мало сумел сделать: «…схватив за ножку тяжёлый стол, стоявший возле диван, потряс его и сдвинул с места.

 - Сила то, сила, - промолвил он, - вся ещё тут, а надо умирать.»

Он говорит о смерти, как убеждённый материалист: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст». Он не думает не о душе, не о Боге, не о загробном мире. Мужественно переносит Базаров своё тяжёлое физическое состояние. Пытается шутить, что бы не приносить страдание родителям. В предсмертные часы Тургенев проверяет не только мужество и волю своего героя. Но и его убеждения. Например, отношение Базарова к религии. Отец несколько раз просил Базарова исповедаться перед смертью. Очень трудно было отцу говорить с сыном на эту тему. «Утешь нас с матерью, исполни долг христианина». Базаров понимал, какое большое значение предаёт отец церковному обряду, как ему хочется убедить сына и убеждённый материалист Базаров и согласиться с отцом не мог, и огорчать его не хотелось.

 - « Я не отказываюсь, если это может вас утешить, - промолвил он, - но мне кажется, спешить ещё не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше.»

Евгений понимал, что лучше ему уже быть не может, но очень ему хотелось утешить родителей. И когда отец делает последнюю попытку уговорить сына об исполнение долга перед Богом, в Базарове просыпается атеист.

 - «Нет, я подожду. Я согласен с тобой, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! Ведь и беспамятных причащают.»

В этой сцене Базаров, по словам Писарева, поставлен на пьедестал. Он с честью выдержал невероятно трудное испытание и показал непреклонность своих материалистических убеждений.

Большая заслуга Тургенева в том, что несмотря на сложность и противоречивость своего отношения к Базарову, он сумел показать его особенно в сцене смерти цельным, способным к глубокому чувству, человеком.

Базаров, который величал женщин не иначе как «бабой» в предсмертные минуты хочет видеть Одинцову. Приезд любимой взволновал Евгения. Он любуется Одинцовой, восхищается ею. Базаров, который был равнодушен к красоте, теперь охваченный чувством любви, не скрывает своего восхищения и говорит красиво, чего не хотел делать раньше. Последние часы своей жизни он говорит с Одинцовой откровенно и искренне, как с очень близким человеком. «Я думал, обломаю дел много, не умру… я нужен России…нет, видно, не нужен!» в этом откровении в полубредовом состоянии, Базаров размышляет о смысле жизни. Очень ярко в этой сцене раскрывается любовь Базарова к родителям. Он просит Одинцову позаботиться о его стариках. «…и мать приласкайте…ведь таких людей, как они в нашем большом свете днём с огнём не сыскать».

Человечность и откровенность чувств Базарова проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте! – проговорил он с внезапной силой и глаза его блеснули последним блеском. – Прощайте.. послушайте….ведь я вас не поцеловал тогда…..Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет» Эти слова в устах Базарова звучат как признание в большом и сильном чувстве. Совсем недавно он просил Аркадия «не говорить красиво», а теперь сам заговорил, как поэт.

Таким образом, в сцене смерти Базарова особенно ярко Тургенев показал мужество, волю, глубину чувств, острый аналитический ум революционера-демократа. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становиться лучше, человечнее, что является доказательством богатства его натуры» не успевший реализовать себя в жизни, Базаров, перед лицом смерти понимает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразнее его представлении о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – всё-таки обречённая на гибель, - потому что оно стоит ещё в преддверии будущего».

 

Причины бунта Раскольникова: бедность и бесправие героя; социальная несправедливость; мстительные устремления Раскольникова; теория “сильной личности”; непонимание причин общественного зла.

Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление?

Одна из причин - это бедность, в которой живёт молодой человек. Бедный студент, молодой и привлекательный человек, Родион Раскольников раздавлен нищетой. Он вынужден оставить университет, потому что нечем платить за обучение и за проживание в убогой, тесной, маленькой, как шкаф, "каморке". Раскольникову, его матери и сестре грозит голод. "Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? вдруг

вспоминается главному герою вопрос, заданный ему Мармеладовым. Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти..."

Раскольников находится в отчаянном положении, в тупике, поскольку дальше ему идти некуда. В попытке найти выход из этой жестокой ситуации и рождается теория Раскольникова о том, что можно убивать плохих, чтобы стать благодетелем хороших. Раскольников разделил людей на два лагеря, две категории: обыкновенных людей, подчиняющихся силе, "материал" и "творцов", "сверхлюдей", которые могут позволить все ради достижения своих целей. Отнеся себя к людям второй группы, куда он включил и Наполеона, Раскольников открывает себе дорогу к преступлению, убийству ради "угнетенного человечества". Придя к мысли убить злую, никчемную старуху-процентщицу, Раскольников не только хочет совершить с помощью ее денег множество добрых дел {продолжить обучение в университете, заняться наукой, помочь сестре и матери, выручить семью Мармеладовых, помочь другим несчастным и обездоленным), но и проверить свою теорию на практике.

Надеясь загладить преступление добрыми делами, Раскольников не хочет себе признаться, что на самом деле он убивает человека не из-за нищеты, не для спасения матери и сестры, а "для себя одного", чтобы проверить: "Тварь ли я дрожащая или право имею...". И "наказание" просыпается в его душе, поскольку совесть его восстает против бесчеловечной теории. Мучительно Раскольников пытается переубедить себя или же отыскать ошибку в своей идее, между тем в его сердце вершится самый страшный суд. Вина Раскольникова и в том, что, убив ростовщицу, бывшую в его глазах не только "ничтожеством", но и палачом безвинных, молодой человек вынужден пойти на второе убийство случайной свидетельницы преступления, "простой, забитой и напуганной" сестры старухи-процентщицы, которая оказалась безвинной жертвой.

Таким образом, примеряя на себя роль "вершителя судеб", Раскольников находит не счастье и успокоение, а жестокие нравственные мучения и страдания совести. Он не может переступить через свою "натуру", поскольку сам себя винит как преступника: "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку".

В романе "Преступление и наказание" автор нарисовал перед нами правдивую картину страданий человека под гнетом бедности и социальной несправедливости и ясно показал, какие уродливые, страшные идеи рождаются на этой почве. Разоблачая теорию Раскольникова, Достоевский приходит к выводу, что любое преступление несет обездоленным людям только несчастье и страдание.

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством

 

                              

 

 

Билет №11










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 892.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...