Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дуэль П.П. Кирсанова и Базарова; её значение для идейных противников




 

Конфлик непримиримых взглядов Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячик спорах между ними. Но в спорах Павел Петрович не может победить нигилиста. Не может поколебать его нравственные убеждения. И тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта – к дуэли. Базаров принимает вызов. Разговор об условиях дуэли вызывает у Базарова усмешку: для него дуэль – комедия, шутовство. Услышав предложения Павла Петровича установить расстояние для поединка 10 шагов, он говорит: «Мы на это расстояние ненавидим друг друга». Продолжая шутить, подчёркивая нелепость дуэли, Базров сам отмеривает шагами расстояние и ухмыляясь, объяснение: «У меня ноги длиннее».

Нелепость дуэли подчёркивается участим в ней в качетсве секунданта лакея Петра, который одурев от страха выглядел смешно. Павел Петрович ведёт себя важно, серьёзно, но всё получается комично. Смешно, что он, аристократ, следуя «принсипам» кланяется секунданту-лакею. Павел Петрович понимает нелепость дуэли, нелепость своего поведения, но не хочет этого признавать. Он говорит: «Я не отрицая странности нашего поединка….но намерен драться серьёзно».

Они стреляются и Базаров ранит Кирсанова. Это конечно не решило их противоречий, но поведение Базарова показала его моральное превосходство. Умный, хладнокровный, ироничный Базаров «потешил» самолюбие и аристократическую спесь Павла Петровича. Получив лёгкое ранение, Павел Петрович падает в обморок при виде крови и насмешливое отношение к противнику сменяется у Базарова естественным желанием врача помочь раненому. И Павел Петрович был вынужден признать, что Базаров вёл себя благородно.

Он вынужден согласиться с Бзаровым, что затеянный им поединок нелеп до смешного. Глядя на Петра, он говорит: «вы правы. Экая глупая физиономия». Тургенев пишет: «Он стыдился свое заносчивости, стыдился всего затеянного им дела».

После дуэли Павел Петрович пересмотрел свои «принсипи»: он предлагает Николаю Петровичу узаконить свои отношения с Фенечкой, решают уехать заграницу и говорит: «Буду жить там пока не околею» это просторечное слово необычно для изысканного аристократа. Оно показывает опустошенность, равнодушие к своей судьбе.

«Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме» - признаётся Павел Петрович. Беспощадный приговор Павле Петровичу выносит сам автор в заключительных словах в этой сцене: «Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза…его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца…да он и был мертвец». Так автор выносит беспощадный приговор аристократизму. Это полное торжество демократизма над аристократией.

 

Билет №18

Общественно-политическая обстановка создания романа “Отцы и дети”.

История создания романа «Отцы и дети»

И.С. Тургенев о своем герое.

Роман «Отцы и дети» задуман Тургеневым в 1860 году, а в феврале 1862 напечатан в журнале «Русский вестник». Таким образом, роман создавался в бурное время, в период подготовки и проведения крестьянской реформы(1861год), когда в русском обществе шла ожесточённая борьба между демократами и их противниками консерваторами и либералами. Идеи этой борьбы в русском обществе отражены в романе в спорах разночинца Базарова и помещиков Кирсановых. Они являются воплощение враждебных сил между которыми не может быть примирения. Тургенев делает Базарова судьёй русской жизни. Ему он даёт перевес над Кирсановыми, наделяет его незаурядным умом, волей и спокойным мужеством. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Победа Базарова в идейных спорах – это торжество демократизма над аристократией.

Роман вызвал много споров. Одни считали, что Базаров поставлен на очень высокий пьедестал, другие воспринимали Базарова как «клевету и карикатуру на молодое поколение».

Тургенев работал над романом очень напряжённо и когда он закончил его, то прочитал близким людям, мнением которых дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель по его собственному выражению «Перепахивает текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки» «Кое – что исправил, дополнил, и в феврале 1862 года роман появился в «Русском вестнике».

Сам Тургенев двойственно воспринимал образ главного героя. Он писал А. А. Фету «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров — мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 3655.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...