Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовный путь Пьера Безухова




Одним из важнейших свойств человека Л.Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, его стремление к самосовершенствованию, нравственный поиск

Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир» Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои — Андрей Болконский и Пьер Безухов — натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определенный перелом.

Перед нами проходит жизнь Пьера Безухова на протяжении 15 лет.

Вначале по молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, участвуя в кутежах Анатоля Курагина, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером в столкновении с Долоховым, в дуэли, пробуждает в нем угрызения совести. Ему становится ненавистна ложь светского общества, он часто задумывается над вопросом о смысле жизни человека, стремясь «быть вполне хорошим». Это приводит его к масонству, которое он понял как учение о равенстве, братстве и любви. Он стал во главе Петербуржского масонства («устраивал столовые надгробные ложи…давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы. Он почти один на свои средства поддерживал дом в Петербурге). Но вскоре он увидел, что масоны больше обеспокоены своим положением, богатством, наградами. Разочаровавшись в их деятельности, он порвал с ними. Это он тяжело переживал, на него опять нашла тоска. Его терзала нелепость жизни и духовные сомнения. Он начинает вести дневник, в котором и обнаруживаются его духовные искания и стремления быть вполне хорошим. Война 1812 года пробуждает в Пьере патриотические чувства, и он на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Спасает девочку из пожара. Он очень рад почувствовать себя полезнгым.

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность, а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, солдатом, делает его еще ближе к народу. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Общение с Платоном Каратаевым помогло Пьеру стать другим человеком. Он обрёл силу, нашёл применение своему уму. Наташа восхищённо говорила о нём: «Неужели этот важный, умный человек, является моим мужем». Он становится членом тайного политического общества. У него много важных дел, он постоянно в отъездах. И в этой своей новой жизни Пьер часто вспоминает Платона Каратаева и опят, который он получил в общении с ним. Пьер с радостью и удовольствием говорит Наташе, что Платон Каратаев одобрил бы их семейную жизнь, потому что главным в жизни он считал доброту и любовь.

А вот эта доброта и любовь и составили основу семейной жизни Наташи и Пьера.

Толстой показал, что духовные искания привели не только в общество будущих декабристов, но и он сумел создать семейную жизнь., сделать счастливой Наташу и их 4-х детей. А Толстой считал, что для настоящего человека важно быть не только полезным в общественной жизни, но и быть хорошим семьянином. А это в жизни Пьера, я считаю, получилось.

 

 

Билет№9

Что такое «обломовщина»?

Обломов" — лучший роман И.А. Гончарова, над которым он работал на протяжении десяти лет.

 «В Гороховой улице, в одном из больших домов... лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов»,— такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь, когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Одцако Обломов ничего не хочет знать о труде. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это — символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломовке, где текла тихая, спокойная жизнь. Такая жизнь и стала обломовским идеалом.

Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется «Сон Обломова». Кода ее читаешь, становится ясно, что Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась «обломовщина».

Бесконечное стремление Илюши к познанию окружающего мира всегда пресекалось нянькой. Оно не только не поощрялось но и гневно пресекалось родителями. Молодой, умный, образованный, глубоко порядочный, добрый, мягкий человек стал жертвой "обломовщины" — воспитания, общественной среды, — и именно из-за этого его судьбу можно назвать трагичной.

Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Впрочем, не менее важным «занятием» в Обломовке считался сон.

Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. Обломовцы никогда не задаются вопросом: «Зачем дана жизнь?» Их жизнь течет, «как покойная река», и все дышит «первобытной ленью». Для них главным врагом и наказанием был труд.

И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев.

«Началось с неумения одевать чулки, а кончилось - неумением жить.»

Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Единственное, что он мог, — это лежать на диване, ему доставляли дискомфорт любые вторжения в его мирное существование. Все попытки Андрея Штольца и Ольги Ильинской возродить Илью Ильича оказываются безуспешными: трясина апатии берет вверх и поглощает живое и чистое начало героя, приводит его личность к гибели – вначале нравственной, а затем и физической. Таков итог жизни доброго и думающего человека, способного в иных условиях принести большую пользу обществу. Истоки его трагедии коренятся в общественном укладе патриархальной России. Лень и апатия героя – результат воспитания и окружающих обстоятельств. Именно "обломовщина", справедливо названная Н.А. Добролюбовым чертой русского национального характера, искалечила судьбу главного героя и погубила его.

Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...