Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста




Главное в чем нуждается больной пожилого и старческого возраста – это терпеливый уход и внимание, направленные на поддержание и восстановление нарушенных физических и психических функций. Больному лучше всего находиться в привычных для него условиях дома и семейной среды. Госпитализацию следует рассматривать как вынужденную и сугубо временную меру. В больнице старый человек попадает в непривычные для него условия, он должен спать, принимать пищу, совершать туалет в присутствии или с помощью незнакомых людей. Могут быть и другие неудобства (шум, свет, отдаленность туалета и т.д.). Поэтому стационарное лечение бывает нужно только при осложнениях, обострениях заболевания, когда дома невозможно обеспечить надлежащий уход и лечение.

Большое значение для больного имеют взаимоотношения в семье, психологические факторы. Всегда следует стараться уважать личность старого человека, создавать ему условия для определенной свободы, проявления своей индивидуальности. Следует побуждать его к уходу за собой, самообслуживанию, развлечениям (чтение, телевизор и др.), поддержания опрятного внешнего вида, связи с семьей и внешним миром. Для этого необходимо создать соответствующие условия: очки, освещение, прикроватный столик, слуховой аппарат, мягкое удобное кресло с подлокотниками, сигнализация и др.

Постель должна быть умеренно жесткой, с двумя подушками, легким, но теплым одеялом. В помещении не должно быть много мебели, не нужны дорожки и коврики, обязательно ночное освещение. Комнату следует часто проветривать, но не допускать сквозняков. Чистая, сухая и жесткая постель, чистый воздух, спокойная обстановка, при возможности вечерняя прогулка – все это необходимые условия для улучшения сна.

Следует избегать длительного и строгого постельного режима. Это неблагоприятно для больного в любом возрасте, но в пожилом и старческом возрасте просто опасно, так как способствует развитию воспаления легких, пролежней, нарушений мочеиспускания и запоров, бессонницы, тугоподвижности суставов и других осложнений. Поэтому строгий постельный режим является вынужденной мерой и назначается только по показаниям (высокая температура, инфаркт миокарда, инсульт и др.) на возможно более короткое время.

Важно обеспечить надлежащую гигиену тела. Помимо ежедневного умывания, 1-2 раза в неделю полезны общие ванны. Мыло лучше употреблять с высоким содержанием жира, а при перхоти голову моют сульсеновым мылом 1-2 раза в месяц. Следует вначале наполнить ванну, а затем уже садиться в нее. Лучше принимать теплый душ, стоя или сидя. Рекомендуется присутствовать при этом ухаживающему; никогда не следует закрывать дверь с внутренней стороны.

Сухие участки кожи полезно смазывать кремом для сухой кожи. Ногти, обычно твердые и ломкие, лучше обрезать после ванны или размягчения теплыми припарками из касторового масла. Особый уход за кожей стоп, межпальцевых промежутков требуется при заболеваниях сосудов нижних конечностей. Больной должен регулярно расчесывать волосы, ежедневно бриться, что способствует лучшему настроению, бодрости.

Для предупреждения пролежней при длительном постельном режиме важно своевременно перестилать постель, не допускать появления на ней складок и крошек, обмывать и высушивать кожу после дефекации или мочеиспускания, ежедневно осматривать область крестца и лопаток.

Учитывая наклонность к ночному мочеиспусканию, следует обеспечить больного соответствующей посудой; он должен избегать питья непосредственно перед сном. При недержании мочи, связанном с заболеваниями органов мочевыделения или нервной системы, следует использовать подкладное судно.

Каждое заболевание, особенно тяжелое и продолжительное, сопровождается появлением различных симптомов (лихорадка, боль, отдышка, ухудшение аппетита и др.), ограничение физической активности и способности к самообслуживанию, нарушение способности к удовлетворению основных жизненных потребностей (еда, питье, освобождение кишечника, мочевого пузыря и др.). Наряду с лечением, направленным на борьбу с заболеванием, больному необходим правильный уход за ним (физический режим, санитарно-гигиенические условия, питание, помощи при отправлении физических потребностей и проведении различных процедур, направленных на облегчение проявления заболевания).

Кроме того, течение многих хронических заболеваний может отягощаться или провоцируется обострение заболевания, например при наличии вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, чаем, кофе, определенными блюдами), при отрицательных психоэмоциональных влияниях и др. Важно выявить эти факторы и постараться их устранить.

Таким образом, соблюдение правил личной гигиены занимает одно из важнейших мест в комплексе мероприятий по уходу за больными, способствует улучшению течения различных заболеваний, профилактике серьезных осложнений. Большая роль в ее поддержании, особенно у тяжелобольных, отводится медицинским работникам.

Практические навыки по теме:

1. Повторение навыков и манипуляций по общему уходу за лежачими больными.

2. Кормление тяжелобольных.

        

Оснащение занятия

1. Учебные таблицы, компьютерные презентации.

2. Фантом по общему уходу за больными.

3. Постельное белье.

4. Судно, мочеприемник.

5. Мочевые катетеры.

Основная часть занятия проводится на базе отделения реанимации и интенсивной терапии.

Литература для подготовки к занятию

1. Глухов А.А., Андреев А.А., Болотских В.И., Боев В.Н. Основы ухода за хирургическими больными. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 288 с.

2. Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 192 с.

3. Андреев Д.А. Найман Е.Л. Уход за больными в хирургическом стационаре, Москва: МИА, 2004. – 208 с.

4. Уход за хирургическими больными: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечеб. дело» дисциплины «Уход за хирург. больными» / Н. А. Кузнецов, А. Т. Бронтвейн. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 288 с.

5. Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными, Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 416 с.


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра  практической хирургии с курсом ухода за больными

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

По дисциплине: учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля»

по специальности «ПЕДИАТРИЯ», 060103,65

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема № 23.

 

Понятие о реанимации. Методика и техника простейших реанимационных мероприятий. Первая доврачебная помощь в жизнеугрожающих ситуациях.


1. Тема. Понятие о реанимации. Методика и техника простейших реанимационных мероприятий. Первая доврачебная помощь в жизнеугрожающих ситуациях.

 

2. Учебная цель. Ознакомление обучающихся со следующими понятиями:

Понятие о реанимации и работа реанимационного отделения. Терминальные состояния. Техника первой доврачебной помощи. Понятие о сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких. Констатация смерти и правила обращения с трупом.

 

3. Продолжительность занятия - в соответствии с тематическим планом 180 минут.

4. Методика проведения занятия. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и итоговой.

Вводная часть практического занятия. (20 минут).

Преподаватель формулирует основные задачи занятия, путем опроса выясняет уровень теоретической подготовки по данной теме. Материал занятия базируется на знаниях и навыках, полученных в ходе занятий по общим разделам ухода за больными. 

Основная часть практического занятия. (130 минут)

Производится разбор и проработка основных разделов занятия в соответствии с учебными целями. Преподаватель демонстрирует основные практические навыки и умения. Для обсуждения и демонстрации также используются схемы и таблицы, компьютерные презентации, фантомы. На разбор и вопросы по изученному материалу отводится до 40 минут.

Далее 20 минут отводится на посещение отделения реанимации и интенсивной терапии. Студенты наблюдают за работой младшего и среднего персонала ОРИТ.

В заключение, в учебном классе под контролем преподавателя студенты повторяют и закрепляют уже изученные, отрабатывают новые практические навыки по теме занятия. На данный вид работы отводится 70 минут.

Итоговая часть практического занятия. (30 минут)

Контроль усвоенного материала (краткий опрос) и практических навыков (демонстрация студентами).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...