Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уход за больными при нарушениях функции ЖКТ




Вскрытие брюшной полости, механическая травма желудка и кишечника приводят после операции к замедлению их моторной функции, нарушению опорожнения. При этом возникает отрыжка воздухом без запаха или с тухлым запахом, тошнота, рвота. При появлении этих признаков необходимо произвести больному зондирование желудка толстым зондом и эвакуировать содержимое желудка; при необходимости совершить промывание желудка. При появлении у больного рвоты его необходимо посадить, придержать голову и поставить тазик между ног. После рвоты необходимо промыть рот, протереть лицо и запачканные места. Если больной сесть не может, то из-под головы убирают подушку и поворачивают голову на бок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.

Обычно паралитическое состояние ЖКТ проходит через 2–3 суток, это отмечается восстановлением перистальтики. Для стимуляции отхождения газов и кала на 3–4-е сутки после операции ставят гипертоническую клизму, а на 4–5-е сутки – очистительную клизму. Иногда на 2–3-е сутки бывает достаточным отведение газов путем установки газоотводной трубки в прямую кишку. Это обычная резиновая трубка, диаметром до 1,0 см, длиной до 40–50 см. Один конец закруглен с боковым отверстием, который смазывается вазелином и вводится в прямую кишку на глубину до 20 см.

Наружный конец опускается в подложенное под больного судно или удлиняется и отводится в бутылку с дез. раствором, подвязанную к кровати. Трубка оставляется на несколько часов до отхождения газов и исчезновения вздутия живота (метеоризм).

У некоторых больных послеоперационный период осложняется перитонитом, появляется диспепсия (понос). Уход за больными при диспепсии заключается в поддержании чистоты белья, тела и постели больного, для чего после каждой дефекации следует обмывать область заднего прохода теплым 2% раствором борной кислоты. Причиной диспепсии может быть кишечная инфекция. В этих случаях необходимо проводить дезинфекцию белья, постельных принадлежностей. Их замачивают раствором хлорной извести, а кал и мочу засыпают сухой хлорной известью на 1 ч. Предметы ухода обмывают горячей водой, обрабатывают дез. раствором или кипятят. Уборку палаты проводят 2–3 раза в день с использованием дез. растворов. Больные с диспепсией теряют много жидкости, наступает обезвоживание. Для компенсации этих потерь необходимо проводить их учет: измеряется объем суточных испражнений, суточное количество мочи, добавляется 500 мл на потерю с дыханием и испарением с кожных покровов, а у температурящих больных добавляется еще 500 мл на каждый градус подъема температуры. В сумме мы получаем суточные потери количества жидкости, которые необходимо восполнять.

Уход за дренажами брюшной полости

Специального наблюдения требуют оставленные в брюшной полости дренажи и тампоны. Каждый дренаж должен быть пронумерован, чтобы легче было разобраться, где он расположен в брюшной полости и каково его назначение. При этом обращается внимание на характер и количество выделяемой из дренажа жидкости. В случае прибавления или уменьшения количества выделяемого из дренажа или же изменения его цвета (появление желчи, гноя, крови) необходимо срочно информировать врача. Определенное значение имеет измерение количества выделяемого, для чего конец дренажа погружается в банку, которая подвешивается к койке. По назначению врача должно производиться промывание дренажа (введение через него различных растворов – 0,9% раствор NaCl, фурациллин, новокаин). Удаление дренажа и тампонов – врачебная процедура, которую всегда производят в перевязочной. По мере улучшения состояния больного и перевода его на свободный режим дренажи могут пережиматься или перевязываться, и больные могут с ними вставать и свободно передвигаться (холецистома, гастростома, энтеростома). Тяжелые больные с дренажами в полости брюшины (трубки, тампоны) находятся на постельном режиме, им вставать не разрешается.

Профилактика тромбоэмболических осложнений после операции на брюшной полости

Длительное пребывание в постели приводит к замедлению кровотока в нижних конечностях, застою крови и развитию тромбофлебита. Для профилактики этого осложнения большое значение имеет ЛФК («хождение в постели») и массаж нижних конечностей. Больных обучают приемам ЛФК с помощью методиста по ЛФК или постовой медсестры, проводят массаж. В большинстве случаев целесообразно тугое бинтование конечностей эластическим бинтом. При этом конечность приподнимается, проводится отжимающий массаж и накладывается спиральная повязка в восходящем направлении от пальцев стопы до средней трети бедра.

Практические навыки по теме:

1. Уход за дренажами, зондами и катетерами. Контроль количества и характера отделяемого.

2. Контроль и уход за повязками и послеоперационной раной.

3.  Профилактика флеботромбоза и тромбоэмболии.

4. Парентеральное кормление тяжелых больных.  

Оснащение занятия

1. Учебные таблицы, компьютерные презентации.

2. Фантом по общему уходу за больными.

3. Фантом для внутривенных инъекций.

4. Эластичные бинты.

5. Система для внутривенных инфузий.

6.  Желудочный зонд.

Основная часть занятия проводится на базе хирургического отделения.

Литература для подготовки к занятию

1. Глухов А.А., Андреев А.А., Болотских В.И., Боев В.Н. Основы ухода за хирургическими больными. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 288 с.

2. Евсеев М.А. Уход за больными в хирургической клинике. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 192 с.

3. Андреев Д.А. Найман Е.Л. Уход за больными в хирургическом стационаре, Москва: МИА, 2004. – 208 с.

4. Уход за хирургическими больными: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечеб. дело» дисциплины «Уход за хирург. больными» / Н. А. Кузнецов, А. Т. Бронтвейн. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 288 с.

5. Шевченко А.А. Клинический уход за хирургическими больными, Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 416 с.


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра практической хирургии с курсом ухода за больными

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

По дисциплине: учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля»

по специальности «ПЕДИАТРИЯ», 060103,65

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема № 19.

 

Особенности послеоперационного ведения и ухода за больными после операций на брюшной, грудной полости и внеполосных органах.


1. Тема. Особенности послеоперационного ведения и ухода за больными после операций на брюшной, грудной полости и внеполосных органах.

2. Учебная цель. Ознакомление студентов со следующими понятиями: Хирургические операции их виды, послеоперационный период: определение, сроки.

Общий уход за больными, оперированными на органах брюшной полости. Особенности пациентов с лапоротомной раной, двигательный режим, мероприятия по восстановлению перистальтики.

Общий уход за больными после операции на органах грудной клетки (легких, сердце, магистральных сосудах и т.д.). Плевральные дренажи, как средство контроля за состоянием плевральной полости и ее герметичностью.

Каловые и мочевые свищи, анус претернатуралис: определение, виды, техника ухода, смена и обработка калоприемников и мочеприемников.

Трахеостома и микротрахеостома: определение, уход, санация, введение лекарственных средств.

3. Продолжительность занятия - в соответствии с тематическим планом 180 минут.

4. Методика проведения занятия. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и итоговой.

Вводная часть практического занятия. (20 минут).

Преподаватель формулирует основные задачи занятия, путем опроса выясняет уровень теоретической подготовки по данной теме. Материал занятия базируется на знаниях и навыках, полученных в ходе занятий по общим разделам ухода за больными, питания. 

Основная часть практического занятия. (130 минут)

Производится разбор и проработка основных разделов занятия в соответствии с учебными целями. Преподаватель демонстрирует основные практические навыки и умения. Для обсуждения и демонстрации также используются схемы и таблицы, компьютерные презентации, фантомы. На разбор и вопросы по изученному материалу отводится до 40 минут.

Далее 50 минут отводится на посещение хирургического отделения, где студенты с помощью преподавателя осматривают больных по теме занятия, наблюдают за особенностями ухода. Обсуждаются основные функции младшего и среднего персонала.

В заключение, в учебном классе под контролем преподавателя студенты повторяют уже изученные и отрабатывают новые практические навыки по теме занятия. На данный вид работы отводится 30 минут.

Итоговая часть практического занятия. (30 минут)

Контроль усвоенного материала (краткий опрос) и практических навыков (демонстрация студентами).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...