Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды профессиональной деятельности выпускника




Бакалавр по направлению подготовки 034300 Физическая культура, профиль Физкультурно-оздоровительные технологииготовится к следующим видам профессиональной деятельности:

педагогическая;

· тренерская;

· рекреационная;

· организационно-управленческая;

· научно-исследовательская;

· культурно-просветительская.

Бакалавр по направлению подготовки 034300 Физическая культура, профиль Физкультурно-оздоровительные технологии  должен решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:

- способствовать специализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни;

  - решать педагогические задачи в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы и обобщение практики в области физической культуры и образования;

   - осуществлять обучение и воспитание занимающихся в процессе занятий;

   - определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния учащихся;

   - обеспечивать уровень подготовленности занимающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а так же достаточный уровень физической подготовленности учащихся для сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности;

   - участвовать в деятельности методических комиссий и в других формах методической работы;

   - осуществлять сотрудничество с обучающимися, педагогами, родителями (лицами их заменяющими);

    тренерская деятельность:

    - способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;

    - проводить отбор для занятий избранным видом спорта с использованием современных технологий определения способности к занятиям тем или иным видом спорта;

    - осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение спортивного результата;

- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата;

    - осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности занимающихся и внесения соответствующих корректив в тренировочный процесс;

   - обеспечивать своевременное прохождение врачебного контроля и осуществлять педагогический контроль состояния занимающихся;

рекреационная деятельность:

- привлекать население к рекреационной деятельности как фактору здорового образа жизни;

- реализовать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения;

- подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности;

- обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям занимающихся;

- способствовать осознанному использованию средств физической культуры, как средства восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни;

организационно-управленческая деятельность:

- организовать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;

- осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными документами органов управления физической культуры и спортом и образованием, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;

- организовать работу малых коллективов исполнителей;

- работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта;

- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.

научно-исследовательская деятельность:

- выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта;

- проводить научные исследования по определению эффективности различных видов деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием опробованных методик;

- осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований;

- использовать информационные технологии для планирования и коррекции процессов профессиональной деятельности, контроля состояния занимающихся, обработки результатов исследований, решения других практических задач.

культурно-просветительская деятельность:

- анализировать и обобщать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта с использованием средств массовой информации;

- проводить пропагандистские и информационные кампании по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности, активного долголетия, привлечения детей и молодежи к занятиям спортом.

 

Вопрос № 15. Тренажеры в фитнес индустрии: классификация, характеристики, правила эксплуатации в оздоровительной физической тренировке. По своему назначению тренажеры условно можно разделить: спортивные, реабилитационные и физкультурно-оздоровительные. Тренажер – это аппарат (прибор, снаряд), предназначенный для повышения эффективности тренировочного процесса и создания благоприятных условий для воспитания физических качеств. Все тренажеры условно можно разделить на два вида: силовые, кардиотренажеры. Классификация силовых  тренажеров. I класс – тренажеры, направленные на развитие силовых качеств – силовые тренажеры, они разделены на две группы: первую группу представляют тренажеры с заданной кинематической структурой движения, в которых траектория движения определена конструкцией тренажера (т.е. движение снаряда идет по направляющей). Нагрузка в этих тренажерах создается при помощи рычажно-пружинных и других механизмов. Подгруппа регионального воздействия – где участвуют два или более суставов. Эту группу представляют: тренажер для приседаний, жимов ногами и руками, для тяги руками и подтягивания. Подгруппа локального воздействия – где участвуют один сустав в одной из конечностей (коленный, локтевой и т.д.) или одноименные суставы одновременно в двух конечностях. Это – тренажеры сгибание рук, ног; разгибание рук, ног; сведение рук, ног; разведение ног, рук, подъемы рук. 2 группу представляют тренажеры со свободной кинематической структурой движения, конструкция которых, позволяет выполнять движения по свободной траектории. Занимающиеся выполняют движения, преодолевая вес грузов, подвешенных через систему блоков. Это – «блок» (состоящий из грузо-блока, шкивов, троса и рукоятей разной формы), и «кроссовер» – два блока соединенных между собой напротив друг друга цельнометаллической рамой. Тренажеры с заданной кинематической структурой движения. Подгруппа регионального воздействия. Тренажер для приседания – Машина Смита представляет собой рамную конструкцию, которая имеет специальные устройства для установки штанги с замками. Занимающиеся устанавливают штангу на плечи по своему росту и выполняют сгибание и разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах. Тренажер для жимов руками – это действие в условиях преодолевающей работы. Тренажер для тяги руками – это специальное упражнение, в котором выполняется подъем снаряда путем выпрямления ног и туловища. Подтягивание на гравитроне – до касания грудью или подбородком перекладины путем сгибания и разгибания локтевого и плечевого суставов. Тренажеры со свободной кинематической структурой движения. Подгруппа регионального воздействия. Первые блочные тренажеры с блоками закрепленными в нижней части стойки, для тренировки мышц спины. Различные виды тяг. Латеральная тяга, вертикальная тяга за голову, горизонтальная тяга. Подгруппа локального воздействия. Сведение, разведение бедра внутри. Разгибание, сгибание. Сведение рук тренажер позволяющий выполнять упражнения для груди и дельтовидных мышц. Тренажер «Кроссовер» - два блока соединенных между собой напротив друг друга цельнометаллической рамой. Упражнения может выполнять как один пользователь, так и два одновременно и с дополнительным оборудованием.  Класс – кардиотренажеры, которые направлены на развитие выносливости (общей и специальной), В связи с этим, кардиотренажеры деляться на две группы:1 – региональные – задействующие только ноги (велотренажер, беговая дорожка, степпер). 2 – глобальные, где задействуется все тело одновременно (гребной, рейдер, элептический). Региональные тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, велоэргометр, степпер – имитация ходьбы и бега по лестнице. Глобальные. Эллиптические тренажеры – это один из новейших видов спортивного оборудования. По степени эффективности эллиптические тренажеры можно сравнить с беговыми дорожками. Гребной тренажер – самый универсальный вид тренажера. Он эффективен для развития и выносливости и силы. «Рейдер» – тренажер, напоминающий поездку верхом на лошади.

 

  Вопрос № 16.  Профилактика травматизма в ОФТ: причины возникновения, техника безопасности, виды травм и заболеваний.Виды травм: повреждение суставной капсулы и связок, повреждение мышц и сухожилий, ушиб, вывихи или подвывихи, перелом кости, ссадины (царапины), рваная открытая рана, сотрясение. Причины возникновения: плохая разминка и тем самым неподготовленность мышц к «непредсказуемой нагрузки»;при резких и взрывных движениях вообще (например, сильный мах ногой); непосредственно во время упражнений на растяжения и гибкости тела (переусердие), особенно при растягивающих упражнениях; жизненная случайность – столкновение + неправильное падение или поскользнуться, что приводит к падению. 

 Вопрос № 17. Современные представления о СПА. Классификация направлений СПА индустрии. Классификации спа-структур. 1. Дейспа – day spa. Разновидности: city spa, ногтевые спа, спа-салоны. Закрепившееся в русском языке определение дей-спа как «курорт одного дня» как нельзя более точно отражает основные характеристики этих заведений, серьезно потеснивших салоны красоты на рынке бытовых услуг – расположенные в городских условиях, предоставляющие полный или ограниченный набор спа-услуг. 2. Гостинично-курортные спа – hotel/resort spa. Название этой категории отражает, прежде всего, ее местонахождение. Некоторые специалисты предлагают разделить указанную категорию на две – гостиничные и курортные спа. Спа в структуре отелей (в том числе городских) фактически являются дейспа, отличие заключается лишь в том, что проживающим в гостинице клиентам ряд услуг предоставляется бесплатно. Курортные спа в чем-то аналогичны целевым – «destination spa», однако принципиальна их локализация в традиционных курортно-климатических зонах, а их посетители имеют возможность выбора между оздоровительными спа-программами и обычным отдыхом со «спа-изюминкой». 3. Целевые спа – destination spa. Категория, вызывающая у российских клиентов и профессионалов больше всего вопросов, прежде всего в силу различных переводческих вариаций (ранее нами предлагался перевод «специализированные» спа). Суммарно оба перевода, пожалуй, наиболее точно передают смысл этой категории. Destination spa – это структуры, рассчитанные на продолжительное непрерывное пребывание клиента (от нескольких дней до нескольких недель) для достижения определенной цели (снижения веса, отказа от курения, снятия стресса, восстановления физической формы и внешности).

4. Спа на минеральных источниках – mineral srings spa. Выделение таких спа в отдельную категорию, на первый взгляд, представляется спорным, поскольку спа, расположенные вблизи минеральных источников, вполне можно отнести и к курортным спа. Эта категория – отражение такой объективной реалии, как санаторно-курортные комплексы, специализирующиеся на гидротерапии и бальнеологии. 5. Клубные спа – club spa. Спа, функционирующие в структуре спортивных (фитнес- и велнес-) клубов и являющиеся дополнением к более широкому спектру услуг, предоставляемых клиентам преимущественно на основе клубного членства.6. Круизные спа – cruise spa. Наиболее понятная и наименее доступная российской клиентуре категория – спа, расположенные на борту круизных лайнеров, однако работающие по принципу «дейспа». 7. Медицинские спа – medical spa. Медицинские учреждения, в которых традиционные спа-услуги и процедуры являются дополнением к основным, сугубо медицинским услугам.

 

Вопрос № 18. Современные концепции сбалансированного и рационального питания. Особенности питания при занятиях фитнесом. Сбалансированное питание – это питание, обеспечивающее организм необходимыми ему пищевыми веществами в правильных соотношениях. Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Правильное питание при занятии фитнесом можно разделить на до, во время и после тренировки.

До тренировки. Самое главное в рационе питания – белки, они – источник аминокислот. Необходимы для синтеза белка в мышцах. Углеводы. Крайне важны как источник энергии и для мышц, и для мозга. Их должно быть в достаточном количестве, т.к. сжигание энергии происходит быстро во время занятий. Жиры в этот период вовсе не нужны. На пищеварении это скажется негативно. Поэтому перед тренировкой подкрепляемся или грудкой курицы или индейки, ломтиком хлеба из грубого помола, можно предложить белковый омлет с овсяной кашей, а также кусок нежирного мяса с картофелем. Объемную пищу рекомендуем съедать за 1-1,5 часа до занятий, а более плотную за 0,5 часа. Тогда не будет тяжести в желудке к началу тренировки. За полчаса можно выпить чашку хорошо заваренного чая или кофе без сахара и сливок. Если не успели поесть вовремя, выпейте, хотя бы стакан молока или специального белкового коктейля. Следите за режимом питья! Пить надо не только, когда хочется, но и просто пить. Перед занятием выпейте стакан воды и во время можно пить через каждые 20 мин воду, соки (не магазинные) или специальные спортивные напитки. Питание после занятий фитнесом. Необходимо поесть не позже, чем через 30 минут. Это важно для результата тренировки: стройность, плотные и упругие мышцы, увеличение скорости обмена веществ. Иначе эффекта не будет. Питание после фитнеса должно быть углеводным и белковым. Очень полезны будут клюквенный или виноградный соки. Рекомендуется, есть хлеб, варенье, сахар, рис, макароны, овощи, фрукты. Также можно использовать белки яиц в любом виде. Жира не должно быть, он замедляет усвоение белков и углеводов. Из мясных продуктов выбирайте курицу (не ножки), телятину, жирную рыбу (не жареную). Напитки содержащих кофеин, не ранее чем через 2 часа после тренировки. Он замедлит процесс насыщения белком мышц.

 

Вопросы № 19. Физкультурно-оздоровительные технологии: понятие, сущность, виды, содержание.Физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ) – способ реализации деятельности, направленный на достижение и поддержание физического благополучия, и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры. ФОТ включает в себя не только реализацию оздоровительной программы, но и определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности, а также вопросы управления и администрирования. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.

Виды ФОТ: 1. Традиционные, основанные на видах спорта (л/а: ходьба, бег; плавание, игровые виды и т.д.)

2. Инновационные: фитнес-программы

 

Вопрос № 20. Физкультурно-оздоровительная работа в организации летнего отдыха детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра. Современный детский оздоровительный лагерь- это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг, оздоровительный лагерь, воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположение на территории, пригородной для организации оздоровления и отдыха. Цель - создание условий отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе лагеря. Основные задачи формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний. Формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению. Раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников. Создание позитивного психо-эмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей , психофизического развития , специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т.п.), в оздоровительном лагере необходимо организовывать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни. Особенности воспитательной работы в ДОЛ: развитие личности ребенка будет происходить в условиях временного детского коллектива; специально созданное воспитательное пространство замещает ближайшее социальное окружение детей; воспитательные воздействия характеризуются высокой интенсивностью, а также монопольностью; широкое использование возможностей социально-территориального окружения способствует приобщению детей к социальному опыту и создает условия для включения воспитанников в разнообразную деятельность.

 

Вопрос № 21. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в оздоровительной физической тренировке: задачи, виды и их характеристика. Врачебно-педагогический контроль – это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям. С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект. Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха. Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления – на другой и последующие после нагрузки дни. Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировок. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущего обследования в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнений.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся ФК. Позволяет своевременно выявлять отклонения в здоровье, планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся. Должен проводится 2 раза в год: в начале и в конце. Формы врачебного контроля: регулярные обследования, врачебно-педагогическое наблюдение за занимающимися на тренировке и соревнованиях, медицинское обследование в образовательных учреждениях. Контроль за методами и условиями проведения занятий. Предупреждение травматизма и заболеваемости. Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся ОФК. Насколько соответствует педагогическому воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий. Используется для того чтобы: оценить педагога и его работу, оценить эффективность применяемых средств, выполнить планирование тренировок, установить контрольные нормативы, выявить динамику развития спортивных результатов. Содержание педагогического контроля: контроль за посещаемостью, контроль за тренировочными нагрузками, контроль за техническим выполнением, контроль за состоянием занимающихся, учет спортивных результатов, контроль за поведением. Виды педагогического контроля: поэтапный –оценка состояния спортивно-технической подготовленности на определенном  этапе; текущий- определение повседневных изменений в подготовке занимающихся; оперативный- экспресс- оценка состояния в котором находится занимающийся в данный момент. Существенным дополнением к врачебно- педагогическому контролю служит самоконтроль (сон, аппетит, настроение, работоспособность, работа сердца). Самонаблюдения должны фиксироваться в дневнике, куда заносят показатели нагрузки и степени напряженности во время выполнения упражнений. Дневник должен периодически предъявляться преподавателю.

 

Вопрос № 22. Построение оздоровительной физической тренировки в микро и мезо циклах: виды, цели, задачи, содержание.           
Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с не­дельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешними признаками микроцикла являются:

- наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстано­вительную, а в соревновательном их соотношения становятся бо­лее вариативными; Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммар­ной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсме­на к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни. Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются боль­шим суммарным объемом нагрузок. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специ­ально подготовительные и модельные. Специально подготовительные микроциклы, характеризующи­еся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой сорев­новательной или около соревновательной интенсивностью, на­правлены на достижение необходимого уровня специальной ра­ботоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактичес­ких навыков и умений, специальную психическую подготовлен­ность.

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревно­вательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повыше­ние способностей к реализации накопленного двигательного по­тенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило пре­вышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и сорев­новательного периода. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спорт­смена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы обычно завершают серию на­пряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряжен­ной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адап­тационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответ­ствующий программе соревнований. Структура и продолжитель­ность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами меж­ду ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между от­дельными стартами и играми. В практике спорта широко применяются микроциклы, получив­шие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных пере­строек. Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных. Мезоциклы являются необходимой формой построения тренировочного процесса, так как они позволяют регулировать суммарный эффект нагрузок, получаемых в каждой серии микроциклов. В мезоцикл могут входить как однотипные микроциклы, так и микроциклы различной направленности. Мезоцикл может быть направлен на: повышение уровня общей физической подготовленности (общеподготовительные этап подготовительного периода подготовки); увеличение функциональных возможностей; совершенствование и расширение технико-тактических возможностей; совершенствование способности переносить большие нагрузки, адекватно на них реагировать и своевременно восстанавливаться. Различают следующие типы мезоциклов: «втягивающие», «базовые», контрольно-подготовительные, «шлифовочные», предсоревновательные, соревновательные, восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий. «Втягивающие» мезоциклы характеризуются наиболее плавным ростом интенсивности нагрузок, объем которых в то же время может достигать значительных величин. В базовых мезоциклах проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма. В контрольно-подготовительных мезоциклах синтезируются возможности занимающихся, достигнутые в предыдущих мезоциклах.

 

Вопрос № 23. Современные представления и социальная значимость экстремальных видов спорта. Современные представления и социальная значимость экстремальных видов спорта. Экстремальный спорт – это спорт, выдающихся , экстраординарный, как правило связанные с опасностью жизни. Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 1950-х годов, постепенно стали называться экстремальными. К таким видам спорта относятся: ВМХ, триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание, спелеология, роуп - джампинг. Экстремальные виды спорта характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом. Особенно велик травматизм в тех видах спорта, которыми начинает заниматься большое количество неподготовленных людей, подростков. К экстремальным вида спорта относятся : аквабайк - гонки на гидроциклах, Bicycle Moto eXtreme(BMX)- выполнение трюков или кросса на специальных велосипедах. Горнолыжный спорт- спуск с гор на специальных лыжах. Дельтапланеризм - полеты на дельтаплане. Кайтсерфинг - движение по поверхности воды под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым спортсменом воздушным змеем. Роуп – джипинг - прыжки со специальной страховочной веревкой с высоких объектов. Руфинг - восхождение на труднодоступные и опасные крыши и шпили высотных зданий без страховки. Серфинг-катание на волне с применением досок для серфинга, либо коротких ласт и специальных перчаток. Силовой экстремизм -выполнение человеком силовых упражнений с нестандартными снарядами (например: подъем автомобиля). Скалолазание – лазание по естественному искусственному рельефу. Скейтбординг - выполнение трюков на скейтборде. Сноубординг - спуск с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде.

Вопрос № 24. Физическое воспитание дошкольников (задачи, средства ФВ и ФОТ, формы занятий). Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения; на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого мышления и продление жизни человека. Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Наиболее общими задачами для дошкольного возраста являются: 1) Оздоровительные задачи (повышение сопротивляемости организма влиянием внешней среды путем его закаливания, укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки, содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов, воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). 2) Образовательные задачи (формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой). 3) Воспитательные задачи (воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.), содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию). К основным средствамфизического воспитания детей дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. Широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика (ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастические палки и др.; и без предметов); различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др; строевые упражнения; танцевальные упражнения; 2)подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных упражнений. В качестве факторов, оптимизирующих воздействие физических упражнений на организм ребенка, широко используют оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы. Систематическое использование солнечных, воздушны и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы и тем самыми повышает работоспособность и физическое состояние детей. Гигиенические факторы (соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т. п.); Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), занятия урочного типа, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия. УГГ направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетание с водными процедурами, массажем, закаливанием. Его продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упражнения игрового и подражательного характера, 6-8 мин – для детей 4-5 лет, 8-10 мин – для детей 6 лет. Физкультурные занятия урочного типа являются основными формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15-20 мин, 4-5 лет - 20-25 мин, 5-6 лет – 25-30 мин. Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают положительные эмоции. Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Продолжительность 2-3 мин. Физкультурные праздники. Их назначение – демонстрация детьми в праздничной обстановки результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводится не реже 2-3 раза в год. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разработанная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий.

 

Вопрос № 25. Физическое воспитание школьников (задачи, средства ФВ и ФОТ, формы занятий). Наиболее общими задачами для школьного возраста являются: 1) Оздоровительная задача: укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов, обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. 2) Образовательные задачи: формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. 3) Воспитательные задачи: воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, воспитание личностных качеств, содействие развитию психических процессов. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы. 1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а так же является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво. 2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. 3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. 4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде – воде, является плавание. 5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игр (бега, прыжков, бросков, передач ловли мяча).Воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. 1.Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкульт паузы на уроках, игры и физические упражнения на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня). 3. Внеклассные формы организации занятий, к ним относятся: спортивные секции по видам спорта, секции общей физической подготовки, секции ритмической и атлетической гимнастики, школьные соревнования, туристские походы и слеты, праздники физической культуры, дни здоровья, плавания.

Вопрос № 26. Физическое воспитание студентов (задачи, средства ФВ и ФОТ, формы занятий).  Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового физического и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения; на укрепления здоровья, повышение работоспособности, творческого мышления и продление жизни человека. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Задачи физического воспитания студентов: 1) Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности. 2) Знание научно-практических основ физической культуры и ЗОЖ. 3)Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. 4)Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре. 5) Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии. 6) Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах. 1.Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий физическому воспитанию в вузе. 2.Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Физическое воспитание студентов во внеучебное время (вне обязательных занятий) проводится в следующих формах. 1) Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др. 2) Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробике, шейпинга под руководством педагога по физической культуре и спорту. 3) Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время. 4) Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время.

 

Вопрос № 27. Осанка человека: факторы ее определяющие, нарушения осанки, содержание и характеристика физических упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки.Осанка – привычная непринужденная поза человека, держащего туловище и голову прямо без активного напряжения мышц. Нарушения осанки могут возникать в двух плоскостях – в переднезаднем и боковом направлениях. Дефекты осанки в переднезаднем направлении образуются при уменьшении или усилении нормальных изгибов позвоночника. Дефекты осанки в боковом направлении сопровождаются нарушением симметрии между половинами туловища. Выделяют следующие виды нарушений осанки: Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся усилением физиологических изгибов позвоночного столба: кругло-вогнутая спина, круглая спина, сутулость. Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба: плоско-вогнутая спина, плоская спина. Сутулость – нарушение осанки, сопровождающееся усилением грудного кифоза в сочетании с уменьшением поясничного лордоза. Часто выявляются крыловидные лопатки (выстояние внутренних краев либо нижних углов лопаток над грудной клеткой). Круглая спина – дефект осанки, сопровождающийся выраженным усилением грудного кифоза в сочетании с отсутствием поясничного лордоза. Кругловогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся усилением всех нормальных изгибов позвоночного столба. Голова выдвинута вперед, плечевые суставы приведены, надплечья приподняты. Плоская спина – дефект осанки, сопровождающийся уменьшением изгибов позвоночного столба. Особенно сильно уменьшен поясничный лордоз. Угол наклона таза сглажен. Грудная клетка смещена вперед. Плосковогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся сглаживанием грудного кифоза при усиленном или нормальном поясничном лордозе. Сколиотическая (асимметричная) осанка – дефект осанки, сопровождающийся привычным изгибом позвоночного столба вправо или влево от срединной линии. Чаще наблюдается левостороннее отклонение. При осмотре сзади видно дугообразное искривление позвоночника. Лопатка и плечо с одной стороны подняты, с другой – опущены. Нередко дефекты осанки возникают при одновременном действии нескольких факторов. Чаще всего осанка изменяется в результате продолжительного пребывания в неправильном положении из-за плохого освещения, неудобной мебели (например, парты, не соответствующей возрасту и росту), постоянного ношения тяжестей (портфеля, сумки) в одной руке. Существенную роль в нарушении осанки также играет недостаток двигательной активности – слабые мышцы живота и спины оказываются не в состоянии долго удерживать тело в физиологичном положении. Кроме того, дефекты осанки могут стать следствием патологических изменений опорно-двигательного аппарата, возникших из-за пороков развития (нарушения формы позвонков, дисплазия тазобедренных суставов и врожденный вывих бедра, врожденные деформации стоп, аномалии развития коленного сустава и т. д.), травм (состояние после ампутации конечности, посттравматические контрактуры суставов нижних конечностей, переломы бедра, переломы голени, переломы костей стопы) и заболеваний (рахит, плоскостопие). Иногда причиной дефектов осанки являются болезни внутренних органов, снижение слуха (тугоухость) или нарушения зрения.

 

Вопрос № 28. Физкультурно-оздоровительные занятия с лицами, имеющими заболевания органов кровообращения в стадии ремиссии: виды заболеваний, причины возникновения, обоснование содержания оздоровительной физической тренировки. Основные заболевания ССС. 1. Ишемическая болезнь сердца – возникает в результате равновесия между коронарным кровотоком и метаболическими потребностями сердечной мышцы. 2. Инфаркт миокарда – обусловлено развитием одного или нескольких очагов ишемического некроза в сердечной мышце в связи с абсолютной недостаточностью коронарного кровотока. 3. Гипертоническая болезнь – характеризующееся артериальной гипертензией вследствие нарушения механизмов, регулирующих гемодинамику, ускорениями возрастных деструктивных изменений в сосудах. 4. Нейроциркуляторная дистония – функциональное нейрогенное заболевание системы кровообращения, особенностью является снижение или повышение артериального давления. 5. Некоронарные болезни сердца: - миокардиты, поражение сердечной мышцы, преимущественно воспалительного характера, вызванное различными инфекциями, химическим и физическим воздействиям; кардиомиопатии – формы поражения сердца, природа которых не является воспалительной; миокардиодистрофия – заболевания миокарда, возникает вследствие нарушения метаболизма, приводящей к недостаточной сократительной и других функций миокарда. 6. Пороки сердца – врожденная или приобретенная аномалия клапанов сердца, отверстий или перегородок между камерами сердца. 7. Недостаточность кровообращения - патологическое состояние, при котором ССС неспособна доставить органам и тканям необходимое количество крови, необходимое для функций организма. 8. Стенокардия – характеризуется болевыми ощущениями в области грудины, обусловленными ишемией желудка вследствие окклюзии одной или нескольких коронарных артерий. Факторы риска: пол, возраст, повышение содержание холестерина в крови, избыточная масса тела, курение, стресс-чувствительность, гиподинамия, алкоголь. Программа при заболевании ССС включает в себя проведение разминки путем выполнения упражнений направленных на повышение выносливости при заданной ЧСС, повышение упражнений для развития силы, стретчинг. Учитывая, что лица, страдающие ССЗ, находятся в очень плохой физической форме, для достижения заданной ЧСС требуется выполнение физических нагрузок низкой интенсивности. Занятия обычно начинают с выполнения упражнений низкой интенсивности, чередуя их с периодами отдыха (1 мин. упр., 1 мин. – отдых), постепенно увеличивая продолжительность выполнения упражнений. 

 

Вопрос № 29. Физкультурно-оздоровительные занятия с лицами, имеющими заболевания органов дыхания в стадии ремиссии: виды заболеваний, причины возникновения, обоснование содержания оздоровительной физической тренировки. Бронхиальная астма. Относится к аллергическим заболеваниям, основное проявление — приступ удушья, обусловленный нарушением проходимости бронхов. Эмфизема легких. Заболевание связано с расширением альвеол, атрофией альвеолярных перегородок, пониженной эластичностью легочной ткани. Хронический бронхит. Для хронического бронхита характерен кашель по утрам с отхождением слизистой мокроты. Пневмония. K ним относятся острые и хронические заболевания, характеризующиеся воспалением паренхимы, или интерстициальной ткани легких. Бронхит острый - диффузное острое воспаление трахеобронхиального дерева. Пневмония - воспаление легких. Причины развития болезни легких: курение, вредные примеси в воздухе, генетическая предрасположенность, профессиональная деятельность инфекционные заболевания аденовирусной природы. Нельзя проводить занятия, когда воздух загрязнен и чрезмерно увлажненный; на открытой местности зимой занятия не должны проводиться при температуре ниже — 15°С и высокой влажности; недопустимы сильные охлаждения и перегревания.

 

 

Вопрос № 30. Физкультурно-оздоровительные занятия с лицами, имеющими психические расстройства: причины, профилактика, обоснование содержания оздоровительной физической тренировки.Каждый человек имеет свой пороговый уровень стресса, т.е. определенный уровень стресса является оптимальным, позволяющим показать лучший результат. Под воздействием социальных факторов риска (межличностные конфликты, страх, неуверенность в завтрашнем дне, интеллектуальные переутомления) у человека  развиваются нерво-психические расстройства. 3 стадии психического перенапряжения: нервозность (капризность, неустойчивое настроение, раздражительность), поточная стеничность (раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство), астеничность (общий депрессивный фон настроения, неуверенность в своих силах, высокая ранимость психики). Основные выходы из депрессии: выявить причину и постараться уйти от нее, философствование (чтение книг), религия (15% людей верующих), легкие транквилизаторы (народная медицина, боярышник, валериана, карвалол); двигательная активность. Методы: вовлечение в работу больших мышечных групп, вовлечение средние и малые мышечные группы, нетренировочные факторы: питание, закаливание, массаж, водные процедуры; физиопроцедуры.

 


Физкультурно-оздоровительные занятия с лицами, имеющими избыточную массу тела: причины возникновения, способы коррекции, обоснование содержания оздоровительной физической тренировки.

Ожирение - избыточное отложение жировой ткани в организме. Ведущим фактором в развитии ожирения является алиментарный, обусловленный избыточной калорийностью пищи, главным образом за счет жиров и углеводов (первичное ожирение). Определенную роль играет и малая физическая активность. Вторичное ожирение развивается при различных заболеваниях ЦНС и желез внутренней секреции.

Ожирение является фактором риска таких заболева­ний, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахар­ный диабет.

В, зависимости от выраженности выделяют 4 сте­пени первичного ожирения:

1 степень – избыточный вес превышает нормальный на 15~29%,

2 степень – на 30-49%,

3 степень - на 50-100%,

4 степень - более 100%. 

При ожирении отмечаются выраженные изменения стороны:

- сердечно-сосудистой системы (дистрофия миокарда, нарушения коронарного кровообращения, поражение сосудов мозга и нижних конечностей);

- органов дыхания (уменьшение дыхательной емкости легких в результате высокого стояния диафрагмы и уменьшении ее подвижности);

- органов пищеварения (гиперсекреция желудочного сока);

- опорно-двигательного аппарата (артрозы, связанные с увеличением нагрузки на суставы и обменными нарушениями).

Борьба с ожирением ведется в основном в двух направлениях: путем увеличения объема физической активности с включением в режим дня физических нагрузок и путем применения рациональной диеты.

Физическая активность больного первичным ожире­нием должна находиться в прямой зависимости от энергетической ценности поглощаемой им в течение суток пищи и его функционального состояния. При соблюдении этих условий улучшается течение процес­сов метаболизма, а энергетический баланс несколько выравнивается за счет возрастания расхода энергии при физических нагрузках по сравнению с энергией, получаемой с пищей. .

Задачи ФК:

1.Стимуляция клеточного метаболизма, неза­висимо от патогенеза заболевания;

2.Развитие функцио­нальной приспособляемости основных систем организма к патологическому фону обмена веществ,

3. Снижение веса больного.

4.  Повышение его физической работоспособности.

Наиболее благоприятно влияют на организм боль­ного ожирением циклические виды движений - ходьба, терренкур, бег дозированный, плавание, упражнения на тренажерах и др. Ритмичное сокращение больших групп мышц вызывает повышение расхода энергии и поглощения кислорода, стимулирует работу двигательной, ССС, тканевый обмен.

Аэробный режим работы легче обеспечивать на велотренажере, бегущей дорожке, гребном тренажере. Тре­нирующий эффект можно создать и на других трена­жерах за счет выполнения упражнений круговым мето­дом (поочередно на нескольких тренажерах) с длительностью каждого упражнения не менее 3 мин. При этом темп выполнения упражнений должен быть сред­ним, а величина сопротивления - незначительной, особенно для лиц с низкой физической подготовлен­ностью. Использование небольших грузов обеспечи­вает возможность длительного выполнения упражне­ний в условиях устойчивого потребления кислорода.

Смешанный аэробно-анаэробный режим работы при упражнениях на велотренажере достигается при максимальной или близкой к ней частоте педалиро­вания, а на беговой дорожке - скоростью бега в те­чение 30-40 с.

Наиболее эффективные виды групповых аэробных тренировок.

Аквааэробика. Слайд-аэробика.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...