Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модернізаційна концепція Хабермаса




Хабермас («Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций»,1985 г): анализ розвития понятия «modern». Впервые используется в Европе в конце V в. в целях разграничения получившего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого. Эпоха Просвещения и романтизма наполнила его смыслом, соотносимым с современным: модерное - то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени. Новое время: в Европе сложилась особая цивилизация модерности, радикально отличающаяся от традиционного общества.

Хабермас убежден, что впервые ясное толкование модерна, современности и связи этих понятий с ratio предложено Гегелем. Модерность возникла в Западной Европе благодаря формированию протестантской трудовой этики, рыночной экономики, бюрократии и правовой системы. В Западной Европе макропроцесс модернизации – перехода от традиционного (доиндустриального) общества к обществу модерности занял несколько столетий.

Центральными понятиями концепции модерна-постмодерна Хабермаса принято считать «рациональность», «инструментальный разум», «современность», «деструкция», «деконструкция», «воля», «власть» («господство») и пр.

Версии модерна — «технологический модернизм» и «модернизм свободы».

Модерность противопоставляется всем традиционным обществам, отождествляется с обществом, где господствует индивидуализм и унифицированные социальные связи. Постмодерн как понятие означает, что траектория общественного отношения уводит от институтов модерна к новому типу общества.

В отказе от поиска «вектора», по Хабермасу, отказ от понимания ее нынешнего состояния как состояния «незавершенного проекта»: «проект просвещения» был проектом монологического разума. Разум, приходящий ему на смену, должен освободиться от монологичности, научиться критиковать, вопрошать, изменять собственные основы, вести дискурс.

В эпоху модерна рефлексивность (деятельность разума, направленная на исследование его собственных законов и оснований) становится определяющей характеристикой человеческой деятельности. Современность - «деформированная реализация разума в истории», воплощение в современности моделей сознания и мышления.

Хабермас: причины кризиса промышленной, капиталистической цивилизации: системный (экономический) кризис перепроизводства и кризис идентичности, чреватые разрушением социальных связей, нарушением социальной интеграции и кризисом личности. Противоречия современного общества ведут к нарушению системного равновесия.

Ю. Хабермас полагает, что эпоха модерности продолжается сегодня, как продолжается и процесс модернизации. Модерн, модерность — это интегральная характеристика европейского общества и культуры, этап становления и эволюции промышленного общества, приходящего на смену традиционному










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...