Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ревматоидный артрит у детей – этиология, клинические проявления. Задачи, методика ЛФК и массажа у детей.




В возник-ии РА играют роль стрептококки,стафилококки,вирусы.Провоцирующ ф-ры: переутомление, переохл, тр-ма,медикаменты,вакцинация.Кл-ка:активн,неактивн пер. При Iст актив-сти неотчетливые сим-мы артрита,непост умерен боли в с-вах,норм-я и субфебрильн темп-ра,отсут-е изм-й внутр ор-нов.При IIст – боли в с-вах,при дв-ии и в покое,утренняя скованность,огранич-е f с-вов,субфебр темп-ра с периодическими повыш-ми,пораж-е внутр ор-нов.IIIст:резкие боли в с-вах при дв-ии и в покое,длит утрен скованность,значит-но выраж-е признаки артрита с опуханием с-вов и отечностью окружающих тк,темп-ра выс.П/п:общее тяж сост с нарастанием клинич-й симптоматики,темп выше 37,5,наличие стойкого болевого синдрома.Задачи ЛФК:уменьш и ликвидация общих и местных восп-х изм-й,предупрежд-е прогрессирующих нар f пораженных с-в и постепенное восст их, стабилизация пат-го пр-са,уменьш пат-х изм-й внутр ор-нов,компенсац их нед-сти,десенсибилизация орг-зма,повыш его неспециф сопротивл-ти,предупрежд отстав-я в разв,восст-е двиг навыков,общей и физ раб-сти.Пост режЗад:уменьш застойных явл, компенсац недост-сти кровообр,норм-ция f дых,улучш эмоц-го статуса.Форма-ЛГ.М-д индив.ДК 1:2.Нагр малой интенс-сти,max прирост ЧСС 20%.Вр 15мин.Ср-ва ЛФК:активн гимн упр д/мио тул и непораж-х сегментов конечн.ДУ стат и динам хар,упр в рассл,упр пасс и с пом д/пораж с-вов.Особ-ти м-ки:обращается внимание на И.П., выгодное д/рассл мио пораж-го с-ва,на удобство позы д/б-го,чтобы избежать его утомления.Перед упр – М.ТМ.Пассивн дв-я вып-ся осторожно,плавно,при появл-ии болей упр-я п/п.Упр в пораж-х с-вах сочетают с упр в рассл.Дв-я проводятся по всем осям и плоскостям, возможным в данном с-ве,с постеп увел-ем ампл.В пер стих обострения РА назнач-ся Палат реж.Зад:уменьш и ликвидация пат пр-са в пораж с-вах.норм-ция f дых,улучш эмоц статуса,предупрежд дальнейших изм-й ОДА,норм-ция f пораж-х внутр ор-нов,повыш неспецифич сопротивл-ти,повыш адаптации к ФН.Формы ЛФК:УГГ,ЛГ,сам зан.М-д малогр.ДК 1:3.Вр20-30мин.Ср-ва ЛФК:активн гимн упр д/мелк,ср и крупн мио гр,ДУ стат и динам х-ра,упр на рассл,упр со снарядами,М.Особ-сти м-ки:перед зан М пораж-х с-вов.И.П. сидя, лежа.Увел ампл достигается во вр вып-я маховых дв-й и упр в раскачивании.Исп-ся «содружественные» упр д/симметричных с-вов.Пасс упр вып-ся плавно,без рывков,наблюдать за р-цией б-го.При появл-ии болей упр п/п.Нагр малой интенс,max прирост ЧСС 30% резерва♥.По мере дальнейшего сниж актив-сти пр-са дети переводятся на общий реж.Зад: постепенное восст наруш-х f пораж с-вов,повыш ур адаптации ССС и всего орг-зма к ФН,проф-ка возможных осл-й,повыш неспециф резистентности орг-зма,предупрежд в оставании двиг навыков.Формы ЛФК:УГГ,ЛГ,сам зан,дозир х-ба.М-ды провед: малогр, групповой.ДК 1:3,1:4.Вр35мин.Ср-ва ЛФК:ОРУ д/мелких, ср,круп мио гр,ДУ стат и динм хар,упр в рассл, раскачивании,метательные, маховыве,лазание,х-ба,ПИ.Особ-сти м-ки:все И.П., ампл в пораж с-вах увел-ся за сч упр с пр-тами с вкл эл-тов сопротивл-я.Бег и прыжки назначают при локализац РА в обл в.к. Нагр ср интенс,max прирост ЧСС 50% резерва♥.Общий реж завершает пребывание реб в стационаре,б-й переводится на Санат этап.Зад: ликвидация общих и местных воспалит изм-й,десенсибилизац и норм-ция реактив-сти б-го,восст-е f пораж с-вов,ликвидация пат компенсаций,восст двиг навыков и умений,повыш неспец сопротивл орг-зма.,повыш ур общ и физ раб-сти.Формы:УГГ,ЛГ,сам зан,доз х-ба.Ср-ва:ОРУ д/мелк,ср и круп мио гр,ДУ стат и динам хар,упр с отягощ и сопротивл,на коор и равновесие,корриг-щие,упр д/пораж с-вов.В зан вкл-ся освоение осн дв-й,свойственных реб данного возр.Особ-ти м-ки:ТС.ДК 1:2,1:3.Интенс-сть ФН 50-70% резерва♥.По окончании леч в санат дети нах на учете в детс.поликл.Зад ЛФК:восст и норм-ция стр-ры дв-й в с-вах,норм-ция двиг навыков,общей и физ раб-сти,повыш неспециф резист-сти,подготовка (по показаниям)к реконструктивной операции,в п/е-операц пер вост f.Формы:УГГ,ЛГ,сам зан,дозир х-ба,уроки корриг-щей гимн.Ср-ва:ОРУ д/мелк,ср и крупн мио гр,ДУ стат и динам хар,упр с отягощ и сопротивл,на коор и равновесие,корриг-щие,упр д/пораж с-вов.Ч-з 2-3г полного отсут-я признаков активности пр-са реб м.б. направлен в спец по ФК гр.Массаж:сегментарно-рефлекторное возд на н.к. и в.к.Прим-ся поглаж(плоскостное, обхватывающее,щипцеобразное),растир(граблеобразн,штрихование, пиление), разминание(продольное и поперечное,сдвигание, передергивание), вибрация(непрерывная и прерывистая).Д/устранения гипотонуса массируемых мио возд-е нач с проксим отделов.Д/ликвид выпотов в с-вах и отечности проводят М по отсасывающей м-ке:сначала проксим отдел,с-в,з/м –дист отдел пораж конечн и последней массируют здоров конечность При исп-ии классич-й м-ки массируют здоров конеч-ть,з/м дист конец пораж конечн-ти,с-в,проксим отдел.М пораж-го с-ва:массируют всю поверхность с-ва с захватом близлежащих тк:поглаж,растир, непрерывная вибрция.Обяз-но при провед М проводятся актив-е и пасс дв в пораж с-ве.М тугоподв-го с-ва:возд-ют на периартикулярные тк и сумочно-связочный аппарат(поглаж-е,штрихование,непрерывн вибрац).

 

 

53. Врожденный вывих бедра.Наиболее частая деформация ОДА. Чаще встреч-ся у девочек, поражая преимущественно лев т/бедр сустав. Отмеч-ся недоразвитие всех составляющих элементов т/бедр сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мыш ап-та, растяжение суставной сумки. При этом головка бедр кости смещ-ся кверху и кзади по подвздошной кости. Клиника: проявл-ся с 1-ых дней жизни в ограничениях пассивного отведения согнутых в т/бедр и колен суставе ног, симптом «щелчка» при разведении бедер, асимметрия ягодичных складок и складок на внутренней поверх-ти бедра, лордоз поясн отдела, атрофии ягодичных мышц, ↓ t тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки DS-а отмечается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «утиная» походка. Лечение начинают сразу после установления DS. Прим-т различные шины (шина-распорка, шина Виленского, шина ЦИТО и т. д.), позволяющие фиксировать ниж. конечности в состоянии разведения. При своевременно начатом леч-и в теч 5—6 мес удается добиться N-ого дальнейшего развития сустава. Исп-т широкое пеленание, ЛФК, массаж. Дети с врожден патологией т/бедр сустава подлежат диспансер наблюд-ю ортопеда в теч всего п-да роста.

ЛФК: Задачи: проф-ка и устранение контрактуры приводящих мышц бедра; формир-е т/бедр суставов, восстан-е их формы, фиксация суставов в положении максимальной коррекции (совместно с ортопедами); укрепл-е мышц, производящих движ-е в т/бедр суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь); развитие в полном объеме активных движ-й в т/бедр суставах; коррекция вальгусного положения колен и г/ст суставов, возникающих при леч-и с испол-ем шин. Леч-е полож-ем (исп-ся и осущ-ся родителями): широкое пеленание; ребенок, повернутый лицом а маме, ножками охватывает ее туловище. ОРУ нач-ют исп-ть с начала жизни ребенка в качестве рефлекторных упр-й, а по мере его взросления — с учетом его психомотор развития. СУ способствуют улучш-ю трофических процессов в т/бедр суставах, м-цах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка прим-ся пассивные (до года) и активные упр-я (от 1 до 3 лет). На 1-ом году жизни физ. упр-я соч-ся с массажем. С детьми старше 3 мес родители занимаются ЛГ 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошкол возраста исп-ся ЛГ не реже 3 раз в нед по 20—25 мин с прим-ем активных физ. упр-й в разгрузочном ИП. Оперативное леч-е: в реабил-ции 5 п-дов: предоперационный, иммобилизация, ранний постиммобилизационный, поздний постиммобилизационный, период обучения ходьбе (тренировочный). ЛГ нач-ся с 1-го дня поступления ребенка в стационар на оперативное леч-е. Задачи ЛГ предоперац п-да: общеукрепл и тонизир действие; улучшить обмен веществ, f мышц т/бедр сустава. Длит-ть периода от 1,5 до 3 мес. Под действием физ. упр-й улучш-ся f-ное состояние мышц т/бедр сустава. Ребенок приобретает навык расслабления мышц, что особенно важно при использ-и скелетного вытяжения при высоком стоянии головки бедра. В послеоперац п-де ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи: противовоспалит-е, обезболивающее и рассасывающее д-ие; ускорить формир-е т/бедр сустава и увеличить подвиж-сть в нем. У детей школ возраста гипс повязку снимают ч/з 30—35 дн после операции. В восстановит п-де испол-ся ЛФК для восстан-я f ниж конеч-тей.

Массаж: дел-ся только с разреш-я врача-ортопеда. Обычно исп-ют классич массаж с приемами поглажив-я, растир-я и легкое размин-е мышц поясн обл-ти, ягодиц, перед, зад и боков поверх-ти бедра и мягкий точечн массаж ягодичных м-ц у головки бедра в соч-и с приемами расслабления мышц, приводящих бедро.

 

54. Врожденная косолапость- стойкая приводяще-разгибательная контрактура стопы, вызванная врожденным нарушением развития г/ст сустава и мышечно-связочного ап-та, его формирующего. Этиология: Врожденные изменения формы костей стопы, преимущественно таранной. Патогенез: У больных наблюдаются утолщение связок стопы, ненормальное расположение мышц и сухожилий, добавочные м-цы, супинирующие стоиу нарушениеf-ного равновесия м/у супинаторами и пронаторами. Таранная кость смещена, выдается кнаружи вперед, ее верхняя суставная поверхность находится во фронтальной, а не в сагиттальной (как в N) плоскости, в связи с чем вместо подошвенного и тыльного сгибания стопы происходят ее пронация и супинация. Клиника: Стопа повернута внутрь, передний отдел стопы приведен, вся стопа находится в положении подошвенного сгибания. Наблюдается опущение наружного и поднятием внутреннего края стопы (супинация г/ст сустава), асимметрия объема средней трети голени. Деформация нарушает опорную f, длительная статическая нагрузка на нелеченную стопу усиливает патологическую супинацию и приведение стопы, а также способствует образованию «натоптышей» на наружном крае стопы. Лечение ребенка начинатеся сразу же после выписки из родильного дома и м.б. консервативным и оперативным. При легкой косолапости используются корригирующие бинтовые повязки, в других случаях — гипсовые повязки с последующей заменой гипсовыми лонгетами. При значительных дефектах г/ст сустава - оперативное лечение.

ЛФК: Лечение с использованием гипсовых повязок носит этапный характер. 1 этап лечения проводится в течение года со сменой повязки раз в неделю, начинается с 1—2-месячного возраста. Задачи ЛФК: предупреждение развития мышечной атрофии и вегетососудистых расстройств; улучшение трофики; поддержание общего тонуса организма. Исп-т ОРУ и СУ. СУ: пассивные упражнения в ниж конечностях, выполняемые безболезненно и с полной амплитудой. 2 этап (после окончательного снятия иммобилизации) длится до полного восстановления f г/ст сустава. Задачи: закрепление результатов коррекции и восстановление опорной и двигательной f стопы; борьба с атрофией и контрактурой в суставах; создание необходимых условий для полноценного роста и развития стопы; адаптация к повышающимся физ. нагрузкам; профилактика «порочной» походки и нарушений осанки. СУ используются лежа (пассивно-активные): сгибание и разгибание стопы, сидя — перекаты с пятки на носок, стоя у гимнаст. стенки приседания. Круговые вращения в т/бедр суставе, сгибание и разгибание ниж конечностей. Также применяют ОРУ, упражнения игрового характера, ДУ. Упражнения в теплой воде.

Массаж: Задачи: борьба с атрофией и контрактурой в суставах; создание необходимых условий для полноценного роста и развития стопы; адаптация к повышающимся физическим нагрузкам; профилактика «порочной» походки и нарушений осанки. Направленность – релаксирующая. РС: 1) п/кр отд, 2) ниж конечность с акцентом на г/ст сустав и стопу. Приемы: 1) зона СТС разминание 2 – 6 мин, ДП 1.5 – 2 мин; 2) на мышцах разминание 6 – 8 мин, ДП 1,5 – 2 мин.

 

55. Врожд мыш кривошея - неправил полож-е головы, вызванное укорочением и f-ной неполноцен-тью одной из грудино-ключично-сосцевидных м-ц в результате ее врожденного недоразвития или действия интранатальных повреждающих факторов. Измен-я м-цы нарастают после рождения ребенка, сохраняющиеся волокна подвергаются дистрофии и рубцуются. Клиника: голова наклонена в сторону пораженной м-цы и повернута в противоположную сторону с одновременным отклонением назад. Надплечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне пораж-я выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. Вторичное измен-е при ВМК - асимметрия лица. При средй и тяж степенях ВМК может отмеч-ся отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмеч-ся сглаженность шейного лордоза, формир-е патолог кифоза. При декомпенсир стадиях ВМК развив-ся сколиотическая болезнь в гр. отделе позвон-ка и более медленное восстановл-е нарушений в шейном отделе. Леч-е: С момента установл-я DS— консерват-е, коррекция головы и шеи ср-вами ЛФК, леч-е полож-ем, с прим-ем укладок, гипсовой кроватки и т. д. К оператив леч-ю прибегают при поздней DS-ке и безуспешности консерват леч-я не ранее 3 — 4 лет.

ЛФК: Задачи: улучш-е трофики пораженной м-цы, ↓ и ликвидация мыш. контрактуры, компенсаторное увелич-е мыш тонуса на здоровой стороне, предупрежд-е деформации головы и шеи, ↑ неспецифической сопротивл-ти ребенка. Занятия начинают с 1-ых нед жизни, используя массаж, рефлекторные гимнаст упр-я. В методике ЛФК в 1-ые нед жизни ведущее место занимает массаж. Подбор ср-в и методика ЛФК опр-ся данными лечебными задачами и возрастными особенностями ребенка. СУ прим-ся после массажа. Пассивные гимнаст упр-я проводят при фиксации плеч ребенка. Инструктор ЛФК, охватывая голову ребенка ладонями, осуществляет плавный и медленный поворот головы в сторону пораженной мышцы и наклон ее в здоровую сторону. Рефлекторные гимнаст упр-я (разгибание спины) делают в положении ребенка на боку. В занятие вкл-ют ИП на правом и лев боку, при этом больший корригирующий эффект достигается в полож-и больного на здоровом боку, если инструктор находится со стороны лица ребенка. В течение дня вкл-ся (3 — 4 раза) спец. корригирующие упр-я с предшествующим и заключительным массажем шеи, выполняемые родителями ребенка. Исп-т леч-е полож-ем: кроватка располаг-ся так, чтобы пораженная сторона ребенка была обращена к источникам раздражения: свету, звуку и т. д.; при помощи спец. мешочков с песком, отклоняющих голову и фиксирующих туловище; после 7 - 8 мес для удержания головы прим-ют ватно-картонный воротник Шанца. При более поздней DS-ке и начале лечения в конце 1-го — начале 2-го года жизни ЛФК назнач-ся в большей дозировке. Исп-т СУ, применяемые для коррекции положения головы и шеи + ОРУ повозрастные упр-я, а при задержке двигател навыков — упр-я для их стимуляции. При операциях по поводу кривошеи в п-де иммобилизации ЛФК провод-ся для предупреждения послеоперац ослож-й и ускорения заживления. Исп-т ОРУ из всех ИП, ДУ, в расслаблении, для выработки правильной осанки, а также игры малой подвижности. После замены гипсовой иммобилизации воротником Шанца в занятия вкл-ся СУ (пассивные и активные) — для тренировки м-ц в сочетании с избирательным массажем шеи, спины, лица. При выполн-и упр-й, обеспечивающих растяжение рубцов и избирательное укрепление м-ц, испол-ют ИП лежа и сидя с удержанием плеч руками помощника или методиста, когда выполняются активные упр-я. СУ: наклоны головы и поворот ее в здоровую сторону, поворот головы в сторону операции и разгибание шеи. После занятий корригированное положение головы удерживается воротником Шанца. В дальнейшем физ. нагрузка в занятиях ↑ за счет ОРУ, включения сопротивления, корригирующих упр-й для предупреждения деформаций позвон-ка. По мере выполн-я лечебных задач и устранения асимметрии мышечной тяги, воспитания и закрепл-я навыка правильной осанки кол-во СУ в ЛФК ↓.

Массаж: Задача: улучшить трофику пораженной м-цы, ↓ и ликвидация мыш контрактуры, предупредить деформацию шеи. С помощью массажа можно влиять на мыш тонус. Массажные приемы: поглаживание, растир-е и размин-е подушечками пальцев и большим пальцем, прием «щипцы» и спец. упр на растяжение м-цы. Проводится, как правило, общий массаж, но в большей степени массируют шею, грудино-ключично-сосцевидную м-цу и лицо. Грудино-ключично-сосцевидную м-цу растирают и разминают большим и двумя-тремя пальцами от сосцевидного отростка височной кости к ключице. Более интенсивные массажные движ-я проводят на стороне укорочения м-цы, но массаж не должен вызывать боль. После массажа прим-ют упр на растяжение грудино-ключично-сосцевидной м-цы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...