Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-6 МЕС




1-3 мес.1. Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений по каждой руке.

2. Приподнимание из положения на спине.

3. Массаж ног: поглаживание, 6-8 движений по каждой ноге.

4. Выкладывание на живот — рефлекторное упражнение, 15-20 секунд.

5. Массаж спины: поглаживание, 4-5 движений.

6. Разгибание позвоночника — рефлекторное упражнение, 2-3 раза

на каждом боку.

7. Массаж живота: круговое поглаживание, 5-6 раз; встречное поглаживание, 5-6 раз; поглаживание косых мышц живота, 5-6 раз; круговое поглаживание, 5-6 раз;

8. Упражнение для укрепления мышц живота, 2-3 раза.

9. Массаж стоп: поглаживание, 5-6раз.

10. Сгибание и разгибание стоп — рефлекторные упражнения, 3-4 раза.

11. «Ползание» — рефлекторное упражнение, 2-3 раза.

12. Массаж груди: круговое поглаживание, вибрация 5-6 раз.

13. «Ходьба» — рефлекторное упражнение, 2-3 раза.

14. Встряхивание рук.

15. Покачивание в позе «эмбриона», по 2-3 раза в каждую сторону.

16. Покачивание на мяче.

3-4 мес1. Массаж рук: поглаживание, 5-6 движений по каждой руке; кольцевое растирание, 2-3 раза; поглаживание, 2-3 движения.

2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

3. Массаж ног: поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге; кольцевое растирание, 5-6раз;поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге.

4. Скользящие шаги (с вибрацией),5-6 раз каждой ногой.

5. Поворот на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

6. Массаж спины: поглаживание, 2-3 раза; растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность спины; поглаживание, 2-3 раза.

7. Пригибание позвоночника в положении лежа на боку (рефлекторное упражнение), 2-3 раза на каждом боку.

8. Положение «пловца», 1 раз.

9. Массаж живота: поглаживание круговое, 2-3 раза; поглаживание встречное, 2-3 раза; поглаживание по косым мышцам живота, 2-3 раза; растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность живота; поглаживание(все приемы по 2-3 раз).

10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 .

11. Массаж стоп: поглаживание, 2-3 раза каждую стопу; растирание, 5-6 раз каждую стопу; поколачивание, 8-10 ударов по каждой стопе; поглаживание, 2-3 раза.

12. Сгибание и разгибание стоп, 5-6 раз каждое движение.

13. «Ходьба» — рефлекторное упражнение.

14. Массаж груди: поглаживание, 2-3 раза;вибрационный массаж, 3-4 раза;

поглаживание, 2-3 раза.

15.«Бокс»-упражнение для рук,5-6раз.

16. Упражнение на мяче.

4-6 мес1. Массаж рук: поглаживание, 3-4 раза по каждой руке; кольцевое растирание,3—4 раз по каждой руке; поглаживание,2-3раз по каждой руке.

2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

3. Массаж ног: поглаживание, 2-3 раза по каждой ногекольцевое растирание, 3-4 раза по всей длине ноги; поглаживание, 2-3 раза; разминание: валяние или продольное разминание, 2-3 раза по всей длине ноги; поглаживание, 2-3 раза.

4. Скользящие шаги, 5-6 раз каждой ногой.

5. Одновременное сгибание и разгибание ног, 5-6 раз.

6. Поворот со спины на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

7. Массаж спины и ягодиц: поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности; растирание: подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев или пиление, 3-4 раза по всей поверхности; поглаживание,2-3 раза по всей поверхности; разминание: по длинным мышцам спины по 5-6 движений, и разминание одной рукой ягодичных мышц, по 5-6 движений; поглаживание, 2-3 раза всей спины и ягодиц; стимулирующие приемы: поколачивание или пощипывание ягодичных мышц.

8. «Парение» в положении на животе, 1 раз несколько секунд.

9. Массаж живота: поглаживание круговое, встречное, по косым мышцам живота-каждое движение 2-3 раза; растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза по всей поверхности, и пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза; стимулирующий прием:пощипывание вокруг пупка; поглаживание — все приемы по 2-3 раза.

10. Присаживание с прогибанием позвоночника, 1 раз.

11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения: поглаживание, 2-3 раза каждую стопу; растирание, 5-6 раз; поколачивание;поглаживание, 2-3 раз; сгибание и разгибание стоп, по 5-6 раз каждое движение.

12. Подтанцовывание.

13. Массаж груди: поглаживание, 2-3 раза; вибрационный массаж, 3-4 раза; поглаживание, 2-3 раза.

14. «Парение» на спине, 1 раз несколько секунд.

15. «Бокс», или круговые движения руками, 5-6 раз.

16. Ползание.

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 мес-3 лет

Мес

1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.

2. Упражнения для ног:

— одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;

— сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).

4. Массаж спины и ягодичной области:

— поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

— растирание: по всей поверхности 2-3 раза;

— поглаживание — каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;

— разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;

— стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных

мышц.

5. Ползание на четвереньках.

6. Массаж живота:

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза;

— растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;

— пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

— пощипывание вокруг пупка;

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.

8. Круговые движения руками, 4-6 раз.

9. Массаж стоп.

10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.

12. Массаж груди:

— поглаживание, 2-3 раза;

— вибрационный массаж, 2-3 раза;

— поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.

14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

15. «Тачка».

Мес

1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

4. Массаж спины и ягодиц.

5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

6. Массаж живота.

7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

8. Наклоны, 2-3 раза.

9. Приседания, 4-6 раз.

10. Массаж груди.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно,

1-2 раза.

12. Круговые движения руками, 4-6 раз.

13. «Тачка» (ходьба на руках).

14. Обучение ходьбе.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Лет

1)Упр.для воспитания правильной ходьбы

- ходьба по «узкой дорожке»

- х.по гимнастической скамьн

- х.боком, с предметами

- х.в различном темпе

- х.ч/з препятствии

2)Упр.в равновесии

-х.по наклонной скамье

- скольжение

3)Упр.в лазанье

4)Все ОРУ: для ног, рук, туловища.

 

РАХИТ

Рахит — это болезнь всего организма, которая характеризуется глубоким нарушением всех видов обмена веществ. В настоящее время, благодаря активной профилактике, тяжелая, уродующая ребенка форма рахита встречается редко. Легкая его форма, с неяркими проявлениями, до сих пор является одним из самых распространенных заболеваний раннего детского возраста и требует особого внимания родителей. Болезнь развивается в связи с дефицитом в организме витамина Д,

который поддерживает фосфорно-кальциевый баланс и способствует нормальному формированию костной ткани. Витамин Д — единственный витамин, образующийся в коже под

действием солнечных (ультрафиолетовых) лучей. Старое название рахита — «английская болезнь» — связано с широким распространением этого заболевания в промышленных городах Англии прошлого века. Основное влияние в возникновении и развитии рахита оказывает

недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, плохие бытовые условия, нерациональное питание (недостаток витаминов и микроэлементов), частые или длительные заболевания, а также малая двигательная активность ребенка. Это заболевание часто встречается у недоношенных

детей, близнецов, детей быстро растущих и быстро прибавляющих в весе. Рахит — общее заболевание, проявляющееся нарушением многих органов и систем. Эти нарушения взаимосвязаны и определяют тяжесть состояния ребенка.

Начальные признаки не всегда замечаются родителями, так как чаще всего это функциональные нарушения нервной системы. Ребенок становится более капризным, раздражительным, у него нарушается сон, появляется чрезмерная потливость, «стираются» волосы на

затылке. В дальнейшем, если не начато лечение, происходят изменения костной и мышечной систем, страдают органы дыхания, пищеварения и т. д. В результате нарушения фосфорно-кальциевого баланса происходит размягчение и искривление костей, вместе с тем наблюдается разрастание неполноценной костной ткани. В первую очередь (видимо в связи с особо быстрыми темпами роста) появляются деформации костей черепа: уплощение затылка, появление лобных и теменных бугров, задерживается закрытие большого родничка. Если рахит развивается у ребенка старше трех месяцев, наиболее частыми признаками являются изменения грудной клетки: на ребрах в месте перехода хряща в кость образуются так называемые «четки». Размягчение и податливость ребер приводят к сдавливанию грудной клетки, расширению нижних и сужению верхних отделов. Когда дети начинают ходить и стоять, у них искривляются кости

голени, развивается плоскостопие. Следует отметить искривление позвоночника, которое проявляется главным образом в виде кифозов поясничного и грудного отделов. Эта

особенность заболевания отмечена давно и отражена в названии («рахит» происходит от греческого слова «позвоночник»). Серьезно страдает мышечная система: недостаточная выработка

энергосодержащих веществ приводит к гипотонии мышц, их слабости. Особенно выражена слабость ягодичных мышц, мышц ног, спины и живота. В результате гипотонии мышц живота развивается большой, так называемый «лягушачий» живот. Слабость связочного аппарата приводит к разболтанности суставов. Дети, больные рахитом, значительно отстают в психомоторном развитии. Позже начинают держать голову, сидеть, стоять, самостоятельно

ходить. Лечение рахита должно быть комплексным, включающим строгое соблюдение

режима, длительные прогулки на свежем воздухе, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапию, закаливание, массаж и ЛГ. ЛГ и лечебный массаж нормализуют психомоторное развитие больных детей. Приостанавливают развитие костных деформаций. Особо следует подчеркнуть значение лечебного массажа, который, активизируя обменные процессы в коже, усиливает образование витамина Э. В связи с этим в любом возрасте при любом течении и

характере заболевания применение общего массажа является особенно важным.

Методика ЛГ и массажастрого индивидуальна и зависит от периода, тяжести рахита, особенностей течения болезни, от возраста и развития ребенка. В начальном периоде,когда появились лишь первые признаки начинающейся болезни, занятия с ребенком строятся на основе возрастных комплексов. Ребенок быстро устает, поэтому следует уменьшить нагрузку; достаточно

повторить каждое упражнение 2-3 раза. С особой осторожностью выполняются пассивные упражнения. Нельзя допускать переразгибания в суставах Обязательно в занятия вводятся дыхательные упражнения: для самыхмаленьких — легкое надавливание на грудную клетку (см. главу «Недоношенные дети»), затем — в сочетании с движениями рук (например,скрещивание рук на груди и т. п.). Учитывая повышенную возбудимость ребенка, в массаже необходимо увеличить количество поглаживаний и исключить ударные приемы. Если малыш быстро утомляется, начинает капризничать во время занятий, можно разбить комплекс на 2-3 части и заниматься в удобное время. В период разгара заболеваниясостояние ребенка значительно ухудшается. Дети бывают чрезмерно возбудимыми, беспокойными или вялыми, заторможенными. Нарушается деятельность всех систем организма, выражены изменения костей, слабость мышц и связочного аппарата.

Занятия Л Г проводятся крайне осторожно. Общая продолжительность не более 10-12 мин.

Упражнения делаются в положении ребенка лежа на спине и животе. Учитывая мышечную гипотонию и разболтанность суставов, пассивные упражнения должны выполняться строго в пределах нормального движения в данном суставе. По возможности проводятся упражнения, основанные

на врожденных рефлексах. Из приемов массажа применяется только поглаживание, которое успокаивающе действует на нервную систему и улучшает функцию дыхания. Для профилактики деформации костей недопустимо длительное пребывание ребенка в однообразной позе. Больного малыша следуем выкладывать на живот многократно в течение дня. В этом положении укрепляются мышцы и исправляются деформации грудной клетки. Ослабленным детям, которые плохо удерживают голову, подкладывают под грудь небольшой валик (сложенную в несколько раз пеленку). В период восстановленияздоровья ребенка интенсивность и продолжительность

занятий несколько увеличивается. Лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка; лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «Недоношенные дети». С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается горизонтальное исходное положение. Особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота и ног. Замечательный лечебный эффект дают плавание и упражнения в воде. В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и разминание,

которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме.

После выздоровления ребенка возможны остаточные явления рахита,которые проявляются главным образом в значительной задержке психомоторногоразвития и костных деформациях.

Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений. Широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и т. д.). Нагрузку в занятии приближают

к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка. Помимо общего массажа применяют стимулирующие приемы, укрепляющие ослабленные мышцы. Особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, искривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени.

 

ГИПОТРОФИЯ

Гипотрофия-это состояние истощения, обусловленное хроническим расстройством питания. Причины, вызывающие гипотрофию многообразны, но наиболее простой и частой среди них является недостаточное или неправильно организованное питание. Малое количество молока матери, слишком разбавленное или бедное по составу молоко, слабое, неактивное сосание ребенка-все это может привести к затяжному голоданию малыша и к значительному снижению его веса. Гипотрофией чаще страдают недоношенные дети, дети с врожденными пороками развития. Длительно протекающее расстройство пищеварения,болезни обмена веществ, затяжные или часто повторяющиеся инфекции также способствуют развитию истощения. Иногда гипотрофия может возникнуть внутриутробно при различных заболеваниях матери, курения во время беременности, алкоголизме. Огромное значение имеют уход за ребенком и условия окружающей его среды. Дети, живущие в условиях постоянного недостатка свежего воздуха, солнечного света и -в первую очередь -внимания, в большей степени подвержены гипотрофии. В прошлом гипотрофия была массовой в приютах и домах ребенка. Было введено понятие госпитализма: т. е. отставания детей, находящихся в больницах и домах ребенка, в физическом и психическом развитии. Однако и сейчас длительное пребывание в больницах — отчасти из-за опасности инфекции, отчасти в связи с бедностью внутрибольничнон среды — далеко не благоприятствуют развитию ребенка. Причины истощения могут быть различны, но изменения во внешнем виде ребенка примерно одинаковы: голова непропорционально велика, подкожный жировой слой постепенно исчезает, мышечная масса уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой. Одним из основных признаков гипотрофии является замедление или прекращение возрастной прибавки массы тела. По величине отставания веса ребенка от возрастной нормы различают три степени гипотрофии: I (легкая) — на 15-20%.

II (средняя) — до 30%.III (тяжелая) — более 30%.

Лечение направлено прежде всего на устранение причины болезни. Больному ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, идеальный гигиенический и двигательный режим. Особенно эффективны массаж и лечебная гимнастика (ЛГ), которые повышают общий тонус организма, нормализуют обменные процессы, повышают сопротивляемость к инфекциям, формируют правильные двигательные навыки.Временными противопоказаниями к массажу и ЛГявляются прогрессирующая потеря массы тела, выраженный токсикоз, высокая температура тела, острый период сопутствующих заболеваний. Учитывая особенности гипотрофии, необходим строго индивидуальный подход при выполнении массажа и ЛГ. Нельзя забывать, что у больных детей нарушена терморегуляция и резко снижена сопротивляемость организма к инфекциям. Поэтому привычные рекомендации полностью обнажать ребенка во время процедуры в этом случае неприемлемы. Во время занятий следует обнажать ребенка лишь частично; при массаже ног надо прикрыть верхнюю часть туловища и руки теплой пеленкой, при массаже рук — туловище и ноги. Руки массирующего должны быть особенно чистыми, сухими и теплыми. Массировать следует плавными осторожными движениями, не допуская рывков и толчков. Быстрая утомляемость ребенка, страдающего гипотрофией, требует строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки; недопустимо длительное упражнение одних и тех же мышечных групп, продолжительное положение в одной и той же позе (на спине, животе, боку). Таким образом, основу методики ЛГ и массажа составляет индивидуальный подход к ребенку с учетом степени развивающейся гипотрофии, характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психомоторного развития.I (легкая) степень гипотрофии.Общее состояние ребенка обычно не нарушается, наблюдается некоторое отставание в психомоторном развитии, значительно уменьшается подкожный жировой слой на животе, снижается тургор тканей. ЛГ и массаж отличается несколько сниженной общей нагрузкой за счет меньшего числа повторений упражнений и более частым применением поглаживания в массаже. Лучше ориентироваться на комплексы упражнений, рекомендованные в главе «Недоношенные дети», соответствующие уровню психомоторного развития ребенка. Для скорейшего восстановления движений рекомендуется два-три раза в день во время бодрствования проводить с ребенком небольшие комплексы упражнений и массажа, состоящие в основном из стимуляции двигательных навыков (поворотов со спины на живот, поднимании головы в положении на животе, ползания, присаживания и т. д.). Длительность занятия не превышает 20-30 мин. II степень (средняя) гипотрофии.Общее состояние ребенка еще более ухудшается, заметна задержка психомоторного развития, нарушается сон, чрезмерная раздражительность часто сменяется вялостью. Значительно уменьшается подкожный жировой слой не только на животе, но и на туловище и конечностях, кожа сухая и бледная, тургор тканей отчетливо снижен, тонус мышц повышен. Занятия с ребенком состоят из массажа (в основном поглаживающего) и рефлекторных упражнений. При исчезновении повышенного тонуса мышц вводятся пассивные упражнения в медленном темпе с последующим поглаживанием. Продолжительность занятий около 10-15 мин. III степень (тяжелая) гипотрофии.На фоне общего плохого состояния ребенка появляются значительные нарушения деятельности всех органов и систем. Ребенок вял, заторможен, резко отстает в психомоторном развитии, подкожный жировой слой практически отсутствует. Кожа собирается в складки, атрофия мышц сочетается с повышением их тонуса. Заметно расстраивается терморегуляция, возможны значительные колебания температуры тела. Тяжелая гипотрофия требует особой осторожности. При прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимнастика противопоказаны. Однако такие меры, как частые перемены положения тела ребенка, прогулки и сон на свежем воздухе — обязательная часть комплексной терапии. После того как удается добиться нарастания массы тела, можно начинать массаж и ЛГ. Нагрузка должна быть минимальной, из приемов массажа применяется только легкое поглаживание. Осторожно вводят упражнения, основанные на врожденных рефлексах. Учитывая резкое снижение иммунитета, следует особенно строго соблюдать все правила проведения лечебного массажа: температура в помещении должна быть не ниже 25-26 градусов, полное обнажение ребенка недопустимо. Продолжительность занятий не должна превышать 5-8 мин.

 

ПНЕВМОНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...