Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гонения при Клавдии, Нероне, Домициане и Нерве




В этот период гонения со стороны язычников имеют, главным образом, стихийный характер, в виде народных погромов в отдельных местах государства. Проповедь христианства шла очень успешно. Оно проникло в среду римской аристократии и даже в императорскую фамилию. Тем не менее, римское правительство слабо отличало христиан от иудеев. Об этом говорит факт отказа проконсула Галлиона разбирать дело св. ап. Павла: проконсул считал это дело религиозным спором между иудеями (Деян. 18 гл.).

При имп. КЛАВДИИ (41-54) по римским синагогам велись горячие споры, доходившие до возмущений, Клавдий, не вникая в суть дела, запретил евреям религиозные собрания и изгнал их из Рима. Под этот запрет подпали и христиане, т.к. в римской христианской общине находилось много христиан из иудеев.

Первое страшное кровавое крещение христиане получили при имп. НЕРОНЕ (54-68). Гонение началось по следующему поводу. Деспот-император, губивший для своего удовольствия жизнь и благосостояние своих подданных, в 64 г. сжег более половины Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло Нерона. Чтобы отвратить народный гнев от себя, император свалил вину на христиан, о которых он знал не более, чем знал грубый невежественный народ, что это секта безбожников, развратников, человеконенавистников. Народ подхватил это и в своей ярости доводил преследования христиан до чудовищного массового уничтожения. Христиан уличали не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому. Христиан распинали на крестах, обливали смолой и сжигали по ночам вместо факелов. В это время пострадали в Риме и свв. Петр и Павел. Гонение едва ли ограничилось только Римом. В 68 г. Нерон окончил жизнь самоубийством и этим положил конец кровопролитию.

После Нерона христиане оставались в покое, но при ДОМИЦИАНЕ (81-96) их положение изменилось к худшему. Этот император отличался крайней подозрительностью. Христиан он считал опасными для своей власти на том основании, что они ожидала наступления царства Христова. Одних из христиан он предавал смерти, других ссылал в заточение. Он не ограничивался преследованием римских христиан. Он приказал разыскать потомков царя Давида.

Такими оказались родственники ап. Иуды, брата Господня. Но увидев бедных людей и узнав, что они ожидают небесного царства, отпустил их.

В 96 г. Домициан был убит своими придворными. На престоле воцарился Кокцей НЕРВА (96-98), бывший сенатор. Это был очень добрый государь, он возвратил из ссылки всех сосланных по делам веры. В числе возвращенных из ссылки был и св. Иоанн Богослов. Нерва не любил доносов, которые были в ходу при Домициане. Вследствие этого христиане в его правление не были тревожимы даже и доносчиками, но христианство все-таки и при нем оставалось религией недозволенной. В 98 г. Нерва умер, и ему наследовал усыновленный им военачальник ТРАЯН.

Подозрительность Домициана, а также так называемый “иудейский фиск”, т.е. перенесение налога, который платили иудеи на Иерусалимский храм, на налог в пользу Юпитера, способствовали документальному ознакомлению правительства с христианством.

Перед Римом встал новый самостоятельный религиозный факт, требующий для себя определенного положения в империи. Это случилось в начале II в. и послужило началом второй эпохи гонений, в которой христианство рассматривалось римским правительством совершенно отдельно от иудейства.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ГОНЕНИЙ

Гонения при ТРАЯНЕ

Второй период истории гонений на христианство обнимает собою время от имп. ТРАЯНА (98-117) до ДЕКИЯ ТРАЯНА (249-251), т.е. почти 150 лет.

Этот период гонений характеризуется тем, что христианство объявляется религией недозволенной. За самое имя “христианин”, доказанное на суде, выносится определенный приговор — смерть.

Инициативу в преследовании христиан государство еще не берет в свои руки, но считает христианство религией недозволенной и вредной. Это характерная черта второго периода гонений.

Со вступлением на престол имп. Траяна положение христиан в империи изменилась к худшему. Этот государь считается лучшим правителем империи, тем не менее он был гонителем христиан, т.к. смотрел на них со своей языческой точки зрения. Заботясь о спокойствии в империи, Траян в 99 г. указом возобновил закон, запрещавший тайные общества. Это и послужило поводом к гонению на христиан, т.к. они не прекращали своих тайных собраний, где они совершали богослужение. Этот закон прежде всего и касался христиан, т.к. о них в языческом мире составилось уже мнение как о людях, принадлежащих к тайному обществу. Кроме того, богослужебные собрания христиан, происходившие по большей части в ночное время и в местах ни для кого не доступных, по мнению римской администрации, составляли прямое нарушение упомянутого закона. Поэтому, наблюдая за точным выполнением закона, правители областей считали своей обязанностью преследовать христиан как нарушителей этого закона.

Письмо Плиния Младшего и рескрипт Траяна.
Мученичество св. Игнатия Богоносца

В постоянных своих заботах об империи Траян должен был непременно сталкиваться с вопросом о христианстве, которое к этому времени обособилось уже от иудейства, как новая богооткровенная религия, стремившаяся на только к изменению языческого миросозерцания, но и самого семейного быта и общества. В этот период мы имеем первый специальный жестокий указ в отношении христиан, надолго определивший отношение государства к христианству.

Происхождение указа следующее: сановник имп. Траяна Плиний Младший, человек высококультурный, хороший экономист и хозяин, назначен был в Малоазийскую провинцию Вифинию в качестве императорского наместника. Знакомясь со страной, он встретил большое количество христиан среди населения. Храмы языческие стояли пустыми, жертвы не приносились. Привлекая христиан к ответственности, изучая их, он все же не находил в законах римских твердых указаний. За этими указаниями он обретается к Траяну, который в 104 г. дает ответ: “Разыскивать христиан не следует, анонимные доносы на них не принимать, но казнить их смертью за одно имя — “христианин”, доказанное свидетелями на суде”.

Со стороны римского общества не было недостатка в недоброжелателях христиан, судьба христиан была зависима от знакомых и соседей язычников, враждебно к ним настроенных. Волна преследований разливается теперь по всему Римскому государству. История оставила нам много свидетельств о трогательных актах мучеников.

В числе многих мученическую смерть претерпели св. Игнатий, еп. Антиохийский, Климент, еп. Римский, Симеон, еп. Иерусалимский и др.

Остановимся на обстоятельствах мученичестве св. Игнатия Антиохийского.

Св. ИГНАТИЙ был учеником св. Иоанна Богослова. В 70 г. он был рукоположен в еп. Антиохийского. В 107 г. Траян, отправляясь на войну с персами, прибыл в Антиохию. Ему донесли, что в торжественной встрече его не приняли участия христиане, в чем главным виновником был их епископ. Последовало решение: “Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения народа”. Разные церкви высылали навстречу святому Игнатию своих представителей, чтобы приветствовать его. В ответ св. Игнатий написал в пути семь посланий к разным церквам. Радостно вошел св. Игнатий в амфитеатр, повторяя имя Христово. Львы бросились на Игнатия и растерзали его, оставив лишь несколько костей. Христиане с благоговением собрали эти кости, отвезли в Антиохию и сообщили окружным церквам для того, чтобы ежегодно праздновать этот день (20 декабря) в честь св. мученика (вот пример почитания св. мощей).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...