Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мученичество св. Поликарпа Смирнского




Поликарп был учеником св. Иоанна Богослова и от него был поставлен епископом г. Смирны. После Игнатия Богоносца он был вождем малоазийских христиан. Св. Поликарп занимал кафедру епископа около семидесяти лет. После мученической кончины некоторых смирнских христиан озлобленные язычники потребовали, чтобы и он был предан суду. По убеждению христиан Поликарп удалился в село, где все время он проводил в молитве. Однажды после молитвы он прилег отдохнуть, и ему представилось, что подушка под его головою охвачена пламенем. “Меня сожгут” — сказал он и стал готовиться к смерти. И действительно, вскоре пришли за ним воины. “Да будет воля Божия”, — сказал старец, предложил воинам трапезу, а сам стал на молитву.

По окончании молитвы Поликарп вышел к воинам, которые, посадив его на осла, повезли в Смирну, где лилась в то время мученическая кровь. По дороге начальник взял старца в свою карету и стал убеждать отречься от Христе, но Поликарп был непреклонен. Тогда начальник вытолкнул его из кареты. Св. Поликарп при этом повредил себе ногу.

По прибытии в Смирну епископа взяли на допрос, где предлагали отречься от Христа и произнести хулу на Него. “Восемьдесят шесть лет служу я Христу, — ответил старец, — как могу я похулить Царя моего, Который спас меня? Я — христианин!”. Язычники и иудеи, услышав эти слова, стали требовать казни Поликарпа и сразу же приготовили огромный костер. Святой просил, чтобы его оставили неприкованным к дереву, и ему только связали руки. Взойдя на костер, Поликарп молился: “Господи, Боже Всемогущий, благодарю, что дал мне достигнуть до сего дня и часа, что Ты удостоил меня венца мученического”. Поднялось пламя и образовало над святым свод, не касаясь самого Поликарпа. Воин тогда ударил святого длинным копьем. Обильно хлынула мученическая кровь и так обильно, что залила костер. Чудо поразило всех зрителей. Иудеи, боясь, чтобы христиане не почитали Поликарпа за Бога, просили судью сжечь его тело. Судья исполнил их просьбу.

Кончина мученика была во время великой субботы 25 февраля 155 года при Антонине Пие.

Гонения при Марке Аврелии (161-180).
Мученичество св. Иустина Философа и Лионские мученики

При преемнике Антонина Пия — Марке Аврелии произошла существенная перемена в отношении правительства к христианству. Император, замечая увеличение христианских обществ, стал опасаться за целость империи и старался всеми мерами поддерживать в народе отечественное служение богам. На христиан он смотрел как на заблуждающихся упрямых фанатиков, ненавидел их “суеверное учение”, веру в загробную жизнь и их святое одушевление при встрече со смертью. Он поставил своей целью разубедить христиан, сообщить правильные убеждения, чтобы сделать их достойными членами государства. М. Аврелий не только не останавливал, подобно прежним императорам, возмущения языческой толпы против христиан, но даже издал новый эдикт.

Теперь повелевалось разыскивать христиан, убеждать их отказываться от своих заблуждений и, если они останутся непреклонными, предавать пыткам. Началось жестокое преследование.

По-прежнему христианские апологеты обращались к императору с просьбами, прежде чем гнать христиан, узнать их. Но убеждения императора в истинности своих взглядов (что христиане — фанатики-суеверы) были неизменны. Христиан разыскивали, предавали пыткам, замучивали до смерти. Никогда в предшествовавшие преследования не было столько мучеников, сколько теперь. Особенно сильны были преследования в Смирне, Лионе и Вьене.

В 166 г. мученически окончил жизнь св. Иуcтин Философ, основавший в Риме христианскую школу. Св. Иуcтин был по происхождению грек. Изучил он языческую философию, но не находил в ней удовлетворения. На 30-м году жизни он познакомился с одним старцем, который указал ему на книги пророков и апостолов. С молитвой стал читать Иустин Священное Писание и все более и более убеждался в истинности христианской религии. Окончательно подействовало на Иустина те мужество и та радость, с которыми христианские мученики шли на страдания.

Став христианином, Иустин на снял с себя философскую мантию, дававшую ему право вступать в ученые споры. Св. Иустин написал две апологии в защиту христианства и подал их императору. В 166 г. св. Иустин был обезглавлен (см. “Ж.М.П.”, 1955, 6.).

В Лионе девяностолетний епископ Пофин, после бесчеловечных истязаний, полуживой был брошен в тюрьму, в которой через два дня умер. Вместе с ним пострадали многие из его паствы.

Особенно было поразительно, что и малолетние из христиан твердо переносили мучения и не отпадали от веры; таковы, например, были в Лионе пятнадцатилетний Понтик и сестра его Бландина, которых, прежде их собственного мучения, заставляли смотреть на мучения других.

Отношение к христианству Коммода (180-192)
и Септимия Севера (193-211)

Преемником Марка Аврелия был сын его КОММОД. Это был государь слабый, не занимавшийся делами правления. С его правления начинается упадок Римской империй. Коммод отличался большой физической силой, выступал даже на борьбу со львом. Этот император не старался поддерживать распоряжений своего отца относительно христиан, тем более, что он лично был благосклонен к ним, по влиянию на него одной женщины, вероятно, тайной христианки, Марции. Положение христиан, поэтому, при нем было довольно спокойное, хотя он не издавал никаких законов в защиту христиан и не отменял прежних. Но случаи преследования христиан все-таки были. Так, в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший христианство в сенате, обвиненный своим рабом в принадлежности к христианству. За этот донос, впрочем, был казнен и раб его по закону Нервы.

После междоусобной войны за императорский престол занял его СЕПТИМИЙ СЕВЕР. В начале правления он благосклонно относился к христианам, т.к. один раб, христианин ПРОКУЛ, исцелил его от болезни. Однако после иудейской войны он стал подозревать христиан в политических замыслах.

Не отменяя прежних законов, в 202 г. он издал новый закон, которым под страхом смерти запрещалось принятие вновь иудейства и христианства. Руководствуясь законами, изданными предшествующими императорами относительно христиан, областные правители опять начали преследовать христиан. В это время в Александрии, в числе других, был обезглавлен ритор ЛЕОНИД, отец знаменитого Оригена, а также девица ПОТАМИЕНА и воин ВАСИЛИД.

В Лионе замучен св. ИРИНЕЙ со многими из его паствы. Особенно сильно было гонение в Карфагенской области.

Мученичество свв. Перепетуи, Фелицитаты,
Потамиены и Василида

В царствование Септимия Севера в Карфагене между прочими пострадали свв. Перепетуя и Фелицитата.

ПЕРЕПЕТУЯ была прекрасной молодой женщиной (22 года), происходила из знатной карфагенской фамилии, была замужем и имела грудное дитя.

Мать ее была христианкой, отец — язычник. В начале гонения отец уговаривал любимую дочь отречься от Христа, боясь потеря ее, в то же время он смущался за нее перед своими согражданами-язычниками. Но Перепетуя была непреклонной. Вскоре ее, как христианку, заключили в темницу. “Я ужаснулась” — писала Перепетуя, — никогда я не была в столь ужасной темноте. Тяжелый день! Томительная духота от множества заключенных, жестокое обращение приставников и, наконец, мучительная тоска о ребенке”. Вскоре христиане испросили разрешение для нее взять ребенка к себе в тюрьму. Пришел отец Перепетуи и, целуя ее руки, обливаясь слезами, просил пожалеть его седины и маленького ребенка. С тоской слушала эти слова святая, но не отреклась от Христа. В день суда отец опять с ребенком на руках просил дочь: “пощади седину отца, сжалься над своим ребенком”, но Перепетуя твердо ответила “я христианка” и была приговорена к съедению зверям.

ФЕЛИЦИТАТА была служанкой Перепетуи и следовала за нею и на суд, и в заключение. Она была беременной и в темнице наступило время родов. Среди мук рождения она застонала. “Если ты теперь стонешь, то что будет на арене?” — спросил ее тюремный надзиратель. “Я мучаюсь теперь одна, а тогда Христос понесет мои страдания”, — ответила святая.

Господь дал силу слабым женщинам безбоязненно встретить смерть. Сначала их жестоко били, затем выпустили на них зверей, наконец, гладиаторы закололи свв. мучениц (202 г.). Перепетуя сама описала свои допросы и заключение.

В Александрии в это время пострадала св. ПОТАМИЕНА и воин ВАСИЛИД.

ПОТАМИЕНА, юная девица, была предана на суд своим господином, человеком распутным. Приговорена она была к сожжению в кипящей смоле. Мужественное перенесение страданий произвело сильное впечатление на воина Василида, который сопровождал ее к месту казни и защищал от оскорблении толпы. Через три дня после кончины Потамиены, уже в прославленном виде, явилась Василиду и возложила на него мученический венец. Вскоре от Василида потребовали языческой клятвы, он объявил себя христианином, и его казнили (в 203 г.).

 

Положение христиан при Северах, Максимине Фракиянине,
Гордиане и Филиппе Аравитянине

При сыне С. Севера — жестоком КАРАКАЛЛЕ (211-213 гг.) преследование христиан продолжалось, хотя особых законов не издавалось.

Со времени ГЕЛИОГАБАЛА (216-222) римское правительство на некоторое время оставило христиан в покое. Гелиогабал не преследовал христиан, т.к. сам не был привязан к государственной религии. Народные возмущения тоже начинают ослабевать. Язычники, под влиянием христианских мучеников за веру, разубеждаются в своих подозрениях относительно жизни и учения христиан.

АЛЕКСАНДР СЕВЕР (222-235), сын Юлии Маммея, почитательницы Оригена, смотрел на христиан с более правильной точки зрения, чем его предшественники. Будучи неоплатоником (по учению которых, истинного богопознания надо искать не в одной какой-либо религии, а во всех), Александр Север если не считал христианство истинной религией, то, во всяком случае, находил его достойным уважения. В его божнице, наряду с языческими изображениями, стояло изображение Авраама и Иисуса Христа. Но правительство не объявляло христианство “дозволенной религией”.

Преемник Александре Севера — МАКСИМИН ФРАКИЯНИН (235-238), убивший Александра Севера, поддерживал языческую партию. Он издал эдикт, повелевающий преследовать христиан, особенно пастырей Церкви. Но его царствование продолжалось недолго.

При двух последующих императорах — ГОРДИАНЕ (238-244) и ФИЛИППЕ АРАБЕ (244-249) христиане жили опять спокойно. Некоторые предполагают, что Филипп-Аравитянин был тайным христианином.

Таким образом, за исключением Каракаллы и Максимина Фракиянина, христиане в течение почти сорока лет пользовались спокойствием. За это время христианство распространилось настолько, что не было города, где не было бы христианской общины и то довольно многочисленной. Христианство принимали многие из богатых и знатных людей.

Народные массы по отношению к христианам стали сдержаннее. Языческая же партия, с другой стороны, ненавидели их еще больше, ожидая случая, когда императорская власть будет в руках человека, разделяющего ее взгляды, чтобы произвести решительное истребление христиан, что и случилось при Декии Траяне.





ТРЕТИЙ ПЕРИОД ГОНЕНИЙ

Гонения при Декии

С половины III века, именно со времени царствования имп. ДЕКИЯ ТРАЯНА (249-251), Римское государство вступает в третий и последний фазис историй гонений на христиан.

Римское правительство теперь само берет на себя инициативу в преследовании христиан и ведет преследование своими средствами. Гонения теперь принимают характер систематичности и всеобщности, объявляются повсеместно, т.е. преследуются все христиане без различия пола, возраста, общественного положения и на пространстве всей империи. Это была последняя борьба Римского государства с христианством.

Против Богооткровенной христианской религии, против последователей Христа Спасителя, кротких и смиренных, вооружилась и восстала целая мировая империя, вооруженная с ног до головы. Что могли противопоставить этому страшному натиску христиане, вооруженные только горячей верой в Христа Спасителя и строгостью своей жизни? Они могли выставить в противовес только свою геройскую стойкость в испытаниях, свою кровь, свою жизнь. Церковь чтит большое количество мучеников этого временя, известных по имени, а также и тех, имена коих ведомы только Господу. Вот краткая характеристика третьего периода история гонений на христиан.

Начало такому повороту в отношениях между христианством и Греко-Римской империей положено имп. Декием Траяном. Это был храбрый воин, опытный полководец и разумный государственный деятель. Единственной своей целью он ставил сохранение древних римских учреждений и обычаев. Главное препятствие к возвращению к старым порядкам он видел единственно в христианстве. Отсюда Декий был первым убежденном противником христианства, хорошо понимавшим его универсальное стремление. Партии языческих фанатиков такой государь и был нужен. С христианами, отступившими от древней языческой религии и стремившимися заменить ее новою, Декий задумал поступить очень просто — истребить их совершенно.

Первый эдикт, поднявший гонение на христиан, был издан в 250 г. Характерной особенностью данного гонения было, во-первых, то, что эдикт распространялся на каждого христианина, кто бы он ни был по своему полу и возрасту; женщины и дети так же подлежали его действию, как взрослые мужчины. Во-вторых, предписывалось всем властям производить розыски христиан. Раньше этого не было (разве только при Марке Аврелии), по закону Траяна христиане властями не разыскивались.

Теперь же в помощь местным президам назначались по провинциям специальные комиссии из пяти человек. Эти комиссии назначали определенный день, когда все должны были явиться в комиссию для засвидетельствования своих религиозных убеждений. Отрекавшимся от Христе выдавались удостоверения. Упорствующих христиан отсылали на пытки. Третьей характерной чертой является привлечение к ответственности предстоятелей Церкви. В это время пострадали и скончались в тюрьмах еп. Римский Фабиян, еп. антиохийский Вавила, еп. Александр Иерусалимский, перенес разные истязания знаменитый учитель Церкви Ориген.

Четвертой особенностью гонения было то обстоятельство, что власти, получив распоряжение применять пытки, начали приговаривать к смерти. Пытками надеялись вынудить отречение. Отсюда, в это гонение было много исповедников, но многие, не выдержав пыток, отрекались. Высшие сановники отрекались добровольно, иные по трусости, иные же после пыток.

Пятою особенностью гонения было бегство христиан от преследования в пустыни. Св. Григорий Неокисарийский удалился в недоступные места со своей паствой. Св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский также удалились в пустыни и оттуда руководили своей паствой. Имущество бежавших конфисковывалось.

Гонение христиан при Декии превосходило все предшествующие. Полиция по всем уголкам разыскивала христиан и приводила их к комиссии. К счастью хритистиан, гонение продолжалось только два года — Господь хранил свою Церковь. В конце 251 года Декий был убит во время войны с готами, и гонение на короткое время стихло.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...