Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Литературная борьба язычества против христианства




Нападение на христианство стоиков, эпикурейцев и платоников

Язычество, видя свою гибель и ведя борьбу с христианством в виде притеснений и преследований, вело эту борьбу и при помощи литературы.

Такие ученые, как ТАЦИТ и ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ, называли христианство “суеверием”. Но главным образом на христианство нападали последователи эпикуреизма, стоицизма, платонизма и неоплатонизма.

Каждому греческому философу казалось странным, что люди простые, малообразованные берут на себя смелость решать мировые вопросы бытия и жизни, над которыми безуспешно трудились столько умов древности. Языческие мудрецы, поэтому, начали клеймить христианство насмешками и клеветой, нисколько не заботясь о том, чтобы узнать сущность христианства,

Так, стоики, смотря на мученичество христиан за веру, называли это грубым фанатизмом; ФЛАВИЙ АРРИАН (II в.) называл это “помешательством”.

Эпикурейцы, ограничивая человеческое бытие только чувственным миром с его наслаждениями, высшие стремления христиан называли “блужданием по воздуху”.

Эпикуреец ЛУКИАН САМОСАТСКИЙ (II в.) в своем сатирическом сочинении “О смерти Перегрина” — человека развратной жизни, который мудростью завоевал уважение христиан и даже стал епископом, а затем, обогатившись и испытав темницу, предал себя сожжению, — осмеивает христианскую простоту и в смерти Перегрина выставляет пародию на христианское мученичество. Впрочем, он далек был от того, чтобы желать преследовать христиан силой.

Более ожесточенным врагом христианства был ЦЕЛЬС, эпикуреец, но усвоивший идеи платонической школы. В своем сочинении “Истинное слово” (ок. 150 г.) он собрал все, что говорили в его время языческие ученые в опровержение христианства.

Не ограничиваясь насмешками, он старается при посредстве научных приемов опровергнуть христианство. С предвзятой целью читал он книги Свящ. Писания, не различая, впрочем, еретических писаний от принятых Церковью. Здесь он с поверхностной критикой и остроумием разбирает евангельскую историю и заподозревает достоверность всего в ней описываемого. Воскресение Христа — называл обманом; чудеса — волхвованием. Кроме того, христианское общество представлял опасным в политическом отношении.

Нападения неоплатоников на христиан

Греческая философия, подорвавшая народные языческие религии и стремившаяся заменить их собою, едва не достигла своей цели, когда неоплатонизм принял на себя задачу объединить философию и религию и тем удовлетворить религиозным потребностям общества.

Философия неоплатонической школы, строя свою систему на воззрениях Платона, Пифагора и Аристотеля, не отрицала уже некоторых языческих мифов и культов, хотя давала им философский смысл.

Языческих богов, например, неоплатоники не признавали действительными существами, а олицетворениями идей Верховного Существа, понятие о котором было выработано Платоном.

Христианства неоплатонические философы не исключали из своего мировоззрения, признавая Основателя его Иисуса Христа великим и святым мужем древности (таким, например, как Сократ, Платон) и многое заимствовали из учения Христа.

Представителями такого направления были Аммоний Сакк и ученик его Плотин (род. ок. 240 г.).

Под влиянием неоплатонизма в III в. начинается оживленное религиозное движение, разрешившееся религиозно-философским эклектизмом. Неоплатоники, имея в виду создать религию, составленную из разных религиозных и философских систем, относились враждебно и к христианству, которое не давало никакой уступки, оставаясь религиею Божественною, без слияния с языческими религиями и философией.

Так, в III в. ученик Плотина ПОРФИРИЙ написал 15 книг “Против христиан” и “О философии оракулов”, где старался подорвать доверие к христианству. Христос, по мнению Порфирия, муж благочестивый, Он не желал, чтобы Его почитали, но Его последователи дошли до такого ослепления, что сделали Его Богом. За недостатком доводов в свою пользу, Порфирий, по словам Евсевия, прибегал даже к ругательству в своих сочинениях.

С подобными приемам и лживостью выступил против христиан другой неоплатоник ИЕРОКЛ в “Правдивом слове христианам”. Не находя возражений против христианства, он тоже опровергает его клеветой и ругательствами, обвиняет во лжи апостолов, порицает жизнь Христа.

Сочинения языческих ученых, направленные против христианства, дошли до нас в отрывках, сохранившихся у христианских писателей, писавших опровержение на них, а многие и совсем не дошли, т.к. христианские государи IV и V вв. с особой ревностью заботились об истреблении их.

ГЛАВА III

УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ И БОРЬБА ЕЕ
С ЕРЕСЯМИ И РАСКОЛАМИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...