Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гонение при Галле и Валериане; эдикт Галлиена




При ГАЛЛЕ, преемнике Декия (252-253), снова было гонение на христиан, т.к. христиане отказались от языческих жертвоприношений, назначенных императором для умилостивления богов по случаю общественных бедствий, по скоро прекратилось.

Император ВАЛЕРИАН (253-260) вначале был благосклонен к христианам. Но впоследствии, под влиянием язычников, начал преследовать христиан. Он издал эдикт, которым приказывал ссылать в заточение епископов, пресвитеров и диаконов, с запрещением остальным христианам составлять собрания. Однако христиане продолжали собираться для богослужения. Поэтому вскоре последовал второй эдикт, которым повелевалось епископов, пресвитеров, диаконов, а также христиан-сенаторов казнить. Знатных женщин-христианок лишать имущества и ссылать в заточение, находящихся на службе при дворе лишать прав и в оковах отправлять на работы.

О низших классах общества в эдикте даже не упоминалось, т.к. с ними всегда поступали жестоко. После такого распоряжения началось страшное избиение христиан. В это время пострадало много епископов.

В 260 г. на престол вступает ГАЛЛИЕН (260-268), который счел за лучшее изменить политику по отношению к христианам. Двумя эдиктами он объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованные раньше имущества, молитвенные дома, кладбища и т.п. Таким образом, римское правительство представляло христианскому обществу права религиозного общества, дозволенного в империи, признавая за ним право имущественного владения.

После гонения Валериана с 260 года гонения почти прекратились на 40 лет. Перед последним и самым страшным гонением св. Церковь испытывала мир и, несмотря на свое бесправное положение, с успехом распространялась, имела храмы, недвижимое имущество, собирала соборы.

Гонения при Диоклетиане (284-305),
его соправителях и преемниках (до 313 г.)

Последнее страшное гонение произошло при имп. ДИОКЛЕТИАНЕ, которого история считает одним из лучших императоров. Диоклетиан поставил своей задачей восстановить блеск Римской империи, но этому, с его точки зрения, мешала христианская религия. Диоклетиан задумал гигантское предприятие — совершенно подавать христианство, искоренить самое имя христианства.

Сознавая трудность управления обширным государством, Диоклетиан западную часть империй отдал в управление Максимиану Геркулу с титулом августа, а вскоре избрал в помощники еще двух кесарей: Констанция Хлора и Галерия — своего зятя. Последний, заклятый враг христианства, имел сильное влияние на Диоклетиана.

Первые 20 лет своего правления Диоклетиан был занят государственными делами и не преследовал христиан. Галерий же, будучи подчиненным кесарем, не мог произвести всеобщего и открытого гонения на христиан и ограничивался частными преследованиями. Но наконец Галерий достиг своей цели. Он склонил старого своего тестя к преследованию христиан.

С 303 по 305 годы последовали один за другим четыре эдикта относительно христиан, один другого страшнее. Приказывалось: разрушать все христианские храмы, книги Св. Писания должны быть отбираемы и сжигаемы (особенность гонения), христиан лишать всех гражданских прав, широко применять пытки и не принимать со стороны христиан никаких жалоб, всех духовных лиц заключать в темницы, при помощи пыток требовать отречения от христианства, наконец, четвертым эдиктом, самым страшным, предписывалось всех христиан поголовно осуждать на пытки и мучения с целью отречения. Удар был страшным и неожиданным. Перед этим Церковь находилась почти 40 лет в покое. Христианство быстро распространилось вплоть до императорской фамилии (жена и дочь Диоклетиана, по преданию, были христианками). Ни одно гонение не отличалось такой беспощадной жестокостью и суровостью, как это. Но христиане показали себя достойными последователями Христа, и в это гонение, сравнительно с гонением Декия, было малое число отпадших.

Восток терпел более всех других провинций, т.к. здесь действовал Галерий. На Западе положение было легче. Благосклонный к христианам Констанций Хлор допустил лишь для формы разрушение нескольких храмов.

Особенностью этого гонения является то, что языческое общество теперь уже не видело в христианах человеконенавистников, не требовало их крови, а относилось к христианам умеренно, иногда благожелательно. Диоклетианово же правительство начало преследовать христиан со всей яростью и жестокостью. Пытки, бичевания, колесования, распятие, скобление тела когтями, обрезание тела всего ножами, сожжение — все, что могла придумать злоба языческая, все это было применено к кротким последователям Христа.

Второй особенностью этого гонения был взрыв большого религиозного энтузиазма у христиан; они не бегали от мучений, не скрывались от преследований. Несмотря на невиданную доныне жестокость преследований, христиане стойко и мужественно переносили мучения.

Между тем, в управлении империею произошла перемена. В 305 г. Диоклетиан и Максимиан Геркул удалились от дел правления.

Востоком стал управлять ГАЛЕРИЙ со своим кесарем Максимином, а Западом — Констанций Хлор с кесарем Максентием. Вскоре после смерти Констанция Хлора титул императора на Западе принял его сын Константин.

Галерий, став императором Востока, не был стеснен никем и продолжал преследование с прежней жестокостью. Для христиан западной части империи наступило теперь более или менее спокойное положение.

Но, наконец, силы нападающих язычников истощились. Галерий убедился, что христианство уничтожить нельзя, к тому же он был поражен тяжелой болезнью. Незадолго перед своей смертью Галерий, выбрав себе преемником ЛИКИНИЯ, издал в 311 г. вместе с Ликинием и Константином эдикт о прекращении гонений на христиан. Из эдикта свидетельствовало, что правительство открыто сознается в бесплодности борьбы с христианством и предоставляет ему право на существование. “Пусть снова будут христиане, — говорилось в эдикте — пусть они строят свои молитвенные дома, с тем только, чтобы ни в чем не поступать против порядка”. Темницы отворились, толпы освобожденных христиан шли по всем дорогам с пением псалмов. Гонение почти всюду прекратилось. Впрочем, оба кесаря, западный и восточный (Максентий и Миксимин), не подчинились эдикту. Но в 312 г. Константин, поразивший Максентия, стал полновластным императором Запада, в в следующем году Ликиний на Востоке низверг и Максимина.


СХЕМА ПРАВЛЕНИЯ

Список римских императоров в первые три века
от Тиверия до Константина


Период

Тиверий (14-37)

Кай Калигула (37-41)

Клавдий (41-54)

Нерон (54-68) – в 64 сжег пол-Рима и начал гонения

Домициан (81-96)

Кокцей Нерва (96-98)

Период

Траян ( 98-117)

Адриан (117-138)

Антонин Пий (138-161)

Марк Аврелий (161-180)

Коммод (180-192)

Септимий Север (193-211)

Каракалла (211-213)

Гелиогабал (216-222)

Александр Север (222-235), сын Юлии Маммеи

Максимин Фракиянин (235-238)

Гордиан (238-244)

Филипп Араб (244-249)

Период

Декий Траян (249-251)

Галл (252-253)

Валериан (253-260)

Галлиен (260-268)

Диоклетиан (284-305)

 

Св. Константин Великий. Миланский эдикт и его значение
(см. “Ж.М.П.”, 1953, 6.)

К началу IV в. язычники узнали уже хорошо, что представляет собой христианское общество, узнали его цели и стремления и не находили в нем ничего преступного.

Массы народа не принимали уже участия в последнем гонении на христиан, даже некоторые проконсулы относились к христианам благосклонно. Язычники увидели, что Христианская Церковь, несмотря на кровавые преследования, не поколебалась, и начали сознавать, что в ней присутствует истинная божественная сила. И лишь часть грубых язычников-фанатиков, поднявших последнюю борьбу за умирающее язычество, не сознавала этого.

Первым, кто открыто высказал это языческое убеждение, был имп. Константин. Константин был воспитан в благосклонности к христианству отцом своим Констанцием Хлором и матерью Еленой.

Будучи человеком философски образованным, он заметил, что христианство представляет собой религиозное учение, которое стоит выше язычества. В юности своей он состоял при дворе Диоклетиана и Галерия, видел все ужасы гонений на христиан, видел их твердость и мог понять, какая божественная сила одушевляла их идти на мученичество. Кроме своего религиозного чувства, он знал, каким братством соединены между собою христиане и какими верными подданными они могут быть для государства. Чудесное видение креста в 312 г., пред битвою с Максентием, утвердило еще более Константина принять христианство. После победы над Максентием он велел в Риме поставить свою статую с крестом в правой руке с надписью: “Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана”.

Со времени этой победы было установлено знамя для армии, со знаком креста и надписью “Сим побеждай”.

В 313 г. был издан в Медиолане за подписью Константина и Ликиния манифест, которым разрешалось свободное исповедание христианства, а также повелевалось возвратить все отнятое у христиан и у церквей во время гонений имущество. Однако и сам Константин, и Ликиний оставались еще язычниками.

Так закончилась трехсотлетняя борьба язычества с христианством. В борьбе против христианства выдвинуты были и темные силы в виде предрассудков, суеверий, клеветы и грязных инстинктов толпы, могущество государства, личные стремления государей, и жестокие нападения ученого язычества. Но все это христианство победило горячей верой в Христа Спасителя, Который не оставил Своей Церкви по Своему обещанию. Он послал от Отца Св. Духа, укрепляя ее на земле. Он даровал великие нравственные силы мученикам, которые своею жизнью и кровью удостоверили истинность и величие христианства и которые этим с дерзновением продолжали дело самих Апостолов.

В этом торжестве, достигнутом исключительно высокими духовными средствами, заключается самое ясное свидетельство духовного величия и нравственной мощи христианства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...