Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ПРИ АПОСТОЛАХ




Киевская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

По Общей церковной истории

Для 2-го класса

Периоды: Первый (34-313) и Второй (313-1054)

Составлен по учебнику Е. Смирнова прот. Петром Влодеком

КИЕВ

 

ОБЩАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие о церковной истории

Христианская Церковь есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество людей, соединенных между собою одною верою в Него, как Бога Искупителя, одним учением, богослужением и таинствами, под управлением и руководством богоустановленной иерархии, для достижения нравственного совершенства и спасения.

Слово “история” происходит от греческого — знаю.

Общая церковная история — наука, излагающая в систематическом и хронологическом порядке явления и события церковной жизни.

РАЗДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ НА ПЕРИОДЫ

I-й ПЕРИОД — от начала истории Церкви до торжества Церкви при Константине Великом (34-313).

II-й ПЕРИОД — от торжества Церкви при Константине Великого до отпадения Западной Церкви (313-1054гг.).

III-й ПЕРИОД — начинается после отпадения Западной Церкви и продолжается до наших дней. Этот период разделяется на: а) историю православно-кафолической Церкви и б) историю западного христианства.

ИСТОЧНИКИ И ПОСОБИЯ

Источники церковной истории делятся на монументальные и письменные.

К монументальным (от лат. monumentalis – основательный, прочный, огромный, связанный с зданием, архитектурой) источникам относятся: церковные здания, церковная утварь, разного рода изображения, надписи на зданиях, могильных плитах и стенах, печати, монеты и другие предметы. К письменным источникам относятся:

а) творения св. отцов и церковных писателей;

б) деяний соборов вселенских и поместных;

в) жития святых, акты, символы, литургии, древние церковно-исторические произведения, как например, “Церковная История” Евсевия Кесарийского (+340), являющаяся первым трудом по церковной истории.

Письменные источники в разное время соединены были в сборники и изданы.

Пособиями при изучении церковно-исторических памятников служат: знание правил критики, филология (от филео – любить, логос – слово – учение о языке), география, хронология (от хронос – время, логос – учение – наука о времени) и всемирная гражданская история.

Над церковно-исторической наукой много потрудились католические, протестантские и православные, главным образом, русские ученые историки, богословы.

Из русских церковных историков следует отметить: проф. Московской духовной академии Д. Горского (+1875), проф. Петербургской духовной академии В.В. Болотова (+1900), а также известных историков И. Чельцова, Л. Лебедева, А. Спасского и др.

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ

ОТ НАЧАЛА ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ДО ТОРЖЕСТВА ЦЕРКВИ ПРИ КОНСТАНТИНЕ ВЕЛИКОМ (34-313)

Характер периода

Появление в мире Христовой Церкви встречено было крайне враждебно со стороны религиозных и политических обществ этого времени.

Иудейский и языческий мир вступает в борьбу с Церковью и старается уничтожить ее. Против Церкви издаются строгие законы, Церковь подвергается сильным преследованиям. Но св. Церковь с присущей ей Божественной силой быстро распространяется по всей Греко-Римской империи.

Выдержав трехвековую борьбу с иудейским и языческим миром, она утверждается в Греко-Римской империи навсегда. Борьба Христовой Церкви с иудейством и язычеством и составляет характеристическую особенность первого периода истории Церкви.

ГЛАВА I

ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ПРИ АПОСТОЛАХ

Основание Церкви Господом Иисусом Христом;
сошествие Св. Духа на Апостолов

Церковь Христова была основана из немногих, избранных Самим Спасителем, лиц, но она должна была обнять все народы и распространиться во всем мире. Дело распространения Церкви Христос возложил на апостолов, обещая им послать “силу свыше” (Деян. 1, 4-8).

Исполнение Апостолами повеления Христова. Собрание в день Пятидесятницы. Сошествие Св. Духа. Дар языков. Проповедь Ап. Петра. Обращение трех тысяч в христианство.

(Прочитать Деян. 1-2 гл.).

Политические и религиозно-нравственное состояние
языческого мира перед пришествием Христа

Христианская Церковь при своем появлении встретила ожесточенное сопротивление со стороны человеческих обществ того времени, но в самой жизни этих обществ как политической, так и религиозно-нравственной были условия, благоприятствовавшие ее успешному распространению.

Ко времени пришествия Христа почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство, под одною политическою властью римского народа.

К побежденным народам римляне относились очень жестоко, отводя их в плен к себе, забирая и грабя их богатства. Императоры были деспотами не только к покоренным царям и народам, но и к своему народу. Между высшими и низшими классами было большое разделение и разница. Там богатство и роскошь, а здесь нищета и угнетение. Рабство достигло особого развития, и в Риме, например, на одного свободного было около 10 рабов, с которыми господин мог делать что хотел.

Такое же безотрадное положение было и в религиозно-нравственном отношении. Понятие о Едином Боге затмилось. Человечество совсем потеряло понятие о высшем духовном мире, явились языческие религиозные системы с обоготворением сил и явлений природы (светил, животных, пороков).

В греко-римском мире господствующей была религия, допускавшая обоготворение людей. Однако и она начала колебаться, когда явились философские системы, подвергшие народную религию критике и старавшиеся разными философскими системами объяснить бытие мира.

Высшие классы, а затем и простой народ перестали верить в своих богов, высмеивали их.

Философия, вместо религии, тоже не могла дать ничего положительного.

ЭПИКУРЕЙСТВО проповедывало наслаждение жизнью.

СТОИЦИЗМ, проповедуя строгость жизни, искал блаженства в размышлении о неизбежности всего совершающегося, в углублении внутрь себя.

ПЛАТОНИЗМ, выработавший понятие о Высочайшем Мироправителе, проповедовал зависимость человека от Него, но на этом остановился.

НЕОПЛАТОНИЗМ, отвергая все философские системы и религии, утверждал, что безусловной истины нет.

Народ впал в суеверие, развиты были гадания, волшебства и тайные культы.

С падением религии пала и нравственность. Богатство, наслаждение, деспотизм императоров, наплыв в Рим богатств со всего тогдашнего мира и происшедшая отсюда роскошь способствовали и распущенности нравов. Ап. Павел очень яркими чертами изображает нравственное состояние римского общества, замечая, что оно полно всякой неправды, лукавства, злобы, убийства, гордости и т.п. пороков (Римл. 1,29-31).

Политическое и религиозно-нравственное состояние
иудейского мира перед пришествием Христа

Во всеобщем потоке завоеваний римлян не избежала участи других народов и Иудея. В 63 г. до Р.Х. римский полководец Помпей, после трехмесячной кровопролитной борьбы с иудеями, занял Иудею, взял Иерусалим и храм и уничтожил самостоятельность иудейского народа. Впрочем, Помпей предоставил последнему из князей иудейских Гиркану, из фамилии Маккавеев, достоинство и титул на родоначальника. В 37 г. до Р.Х. царем иудейским был провозглашен преданный римлянам идумеянин, принявший иудейскую веру, Ирод (Великий). С этого времени царская власть в Иудее от колена Иудина отошла. По смерти Ирода Вел. (в первые годы по Р.Хр.) римский император Август отдал Иудею в управление трем сыновьям Ирода: Архелаю, Антипе и Филиппу. Но Архелай через 9 лет был отправлен в заточение, а Антипа и Филипп не имели никакой власти и пользовались только титулами, как иудейские цари. Вскоре римский прокуратор Квириний обложил иудеев поголовной данью, и Иудея была окончательно покорена римлянами.

Ко времени пришествия Христа иудеи жили и вне Палестины, т.к. вследствие нападений на Иудею ее жители отводились в плен и поселялись между победителями. Так, евреи были и в Риме, и в Александрии, и в других городах, где они большей частью занимались торговлей.

В религиозно-нравственном отношении иудейский народ занимал исключительное место. Он один только исповедывал Богооткровенную религию и имел истинное понятие о Боге, и только в иудейской религии были обетования о пришествии в мир Искупителя. Несмотря на политические перевороты, веры в единого Бога иудеи не потеряли, но учение об Искупителе они стали понимать неверно, разделяясь, с другой стороны, в понимании религии вообще на несколько партий. Под влиянием тяжелых политических обстоятельств иудеи ожидали Мессию как царя-завоевателя, который устроит земное царство только иудейскому народу.

При всем этом, пред временем пришествия Христа Спасителя, в еврейском народе образовались еще религиозные партии: фарисеев, саддукеев, ессеев и ферапевтов.

Появление первых двух партий относится ко времени распространения на Востоке греческой образованности (II в. до Р. Хр.), когда некоторые иудеи стали увлекаться языческим образованием. Ревнители отечественной религии восстали против этого и образовали особую религиозную партию ФАРИСЕЕВ. Они были ревнителями не только закона Моисеева, но и всей еврейской старины, всех устных преданий. Ревность их получила превратное направление: они не столько заботились о поддержке существенного в религии, сколько о мелочах.

САДДУКЕИ — составляли противоположность фарисеям. Усвоив греческое образование, они на религию смотрели с философской точки зрения. Саддукеи отвергали устные предания, не придавали большого значения обрядам, дошли, наконец, до отрицания воскресения мертвых, бытия мира духовного и Божественного Провидения. Сравнительно с фарисеями, саддукеев было небольшое число. Секта их состояла из богатых и знатных людей.

ЕССЕИ И ФЕРАПЕВТЫ. В противоположность фарисеям, их стремления были направлены на внутреннюю сторону религии, на внутреннее самоусовершенствование. Жили они отдельным обществом, имея общее имущество и представляли из себя особого рода орден.

Среди палестинских иудеев жили еще люди, которые тоже ожидали Мессию, — это САМАРЯНЕ, обитавшие между Иудеей и Галилеей.

Происхождение самарян относится ко времени падения царства Израильского (722 г. до Р.Хр.), когда ассирийцы, отведшие в плен большую часть израильтян, переселили в завоеванную страну язычников. Последние, смешавшись с оставшимися израильтянами, произвели смесь иудейства с язычеством, пока, наконец, служение Богу истинному не взяло перевеса. Таким образом явились самаряне.

Самаряне принимали только Пятикнижие Моисея, имели некоторое время свой храм на горе Гаризим. Евреи ненавидели самарян и считали их еретиками, хотя последние имели лучшие понятия о Мессии, чем иудеи. У самарян не было такой национальной гордости и уверенности в собственной святости вследствие одного только происхождения от Авраама, как это замечаем у иудеев. Самаряне видели в Мессии пророка, Который должен им объяснить закон и научить их всему.

Что касается религиозного состояния иудеев, живших вне Палестины, в рассеянии, то и у них религиозные понятия были отличны от понятий иудеев палестинских. Иудеи рассеяния чужды были мечтаний палестинских иудеев о всемирном политическом господстве иудейского народа. Они не разделяли с палестинскими иудеями взгляда на Мессию как политического деятеля. Кроме того, иудеи рассеяния, познакомившись с греческим образованием и философией, знакомили и язычников со своими религиозными убеждениями. Это особенно заметно было в Александрии, центре мировой торговли и науки. Здесь у евреев Св. Писание было уже давно переведено на греческий язык. Благодаря этому, язычники могли знакомиться с возвышенным богословием иудейской религии.

В это время встречаем много язычников, принявших религию евреев: “пришельцев врат” (без обрезания) и “пришельцев правды” (обрезавшихся).

С другой стороны, евреи, знакомясь с греческою философиею, находили в ней нечто достойное уважения. В Александрии явилось даже стремление сблизить философию Платона с Моисеевым законом. Представителем этого направления в иудейском богословии был ученый иудей Филон, современник апостолов.

Таким образом, безотрадное состояние политической и религиозно-нравственной жизни народов дохристианского времени послужило на пользу Церкви — оно побуждало искать истинного религиозного знания и успокоения от всех бедствий в христианстве. Объединение народов под политической властью римлян, облегчавшее пути сообщения, благоприятствовало также быстрому распространению Церкви Христовой во всей вселенной.

Распространение Церкви Христовой при Св. Апостолах.
Гонения со стороны иудеев

Сошествие Св. Духа на Апостолов (Деян. II гл.). Исцеление Ап. Петром и Иоанном хромого (Деян. 3-4 гл.). Преследование Синедрионом всех Апостолов, их заключение, убиение архидиакона Стефана (36 г. по Р. Хр. — Деян. 6-7 гл.).

Рассеяние верующих из Иерусалима, крещение диаконом Филиппом самарян и евнуха (Деян. 8 гл.).

Обращение Савла (37 г. по Р. Хр. — Деян. 9 гл.). Распространение христианства между язычниками в Кесарии Палестинской и Антиохии Сирийской /Деян. 10-11 гл./.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...