Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предметы ведения местного самоуправления. Вопросы местного значения. Органы местного самоуправления: понятие, виды, компетенция.




Предметы ведения местного самоуправления - это круг вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, решения по данным вопросам правомочно принимать население муниципального образования непосредственно, а также органы местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления делятся на две большие группы:1) вопросы местного значения; 2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, отнесенные к таковым уставом МО в соответствии с Конституцией и законодательством. К вопросам местного значения относятся:1) нормотворчество: принятие и изменение уставов МО, контроль за их соблюдением; 2) финансово –экономическая сфера, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, местный бюджет, установление местных налогов и сборов и др.; 3) использование и охрана земли и других природных ресурсов на территории МО;4) строительство, транспорт и связь в МО; 5) ЖКХ, бытовое и торговое обслуживание населения в МО; 6) социально-культурная сфера: образование, здравоохранение – организация услуг, ритуальные услуги и места захоронения; организация и содержание муниципальных архивов и пр.; 7) охрана общественного порядка.

Вторым составным элементом предметов ведения местного самоуправления являются отдельные государственные полномочия, которые могут передаваться федеральными и региональными органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение государственными полномочиями возможно только законом (федеральным или субъекта Российской Федерации). Вместе с передачей полномочий в обязательном порядке осуществляется передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству: соответствующие государственные органы вправе давать указания органам местного самоуправления по существу переданных полномочий, органы местного самоуправления обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность. Однако эта ответственность зависит от материально-финансовой обеспеченности полномочий.

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий.

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко определяет структуру ОМС, включая в нее: 1) представительный орган МО; 2) глава МО; 3) местная администрация; 4) контрольный орган МО; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган- выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории МО (дума, совет и др.) В исключительном ведении этого органа находятся следующие вопросы: 1) принятие устава, изм. и доп. в него; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; 4) принятие планов и программ развития МО; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) контроль за исполнением функций и ряд др.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Исполнительные органыместного самоуправления – ими является местная администрация (мэрия).

Местная администрация– исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития МО и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрациируководит деятельностью исполнительных органов МО на основе единоначалия. Все исполнительные органы подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета; б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан; г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа; е) заключает договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Главой местной администрации может быть: 1) глава МО; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. Он: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом МО из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа МО с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом МО, является председателем представительного органа МО; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа МО и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений является председателем представительного органа муниципального района.

В сельских поселениях допускается совмещение полномочий председателя представительного ОМС и главы местной администрации.

Глава МО обладает следующими полномочиями:1) представляет МО, без доверенности действует от имени МО; 2) подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом МО; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО

 

31.Бюджетный федерализ: понятие, виды, принципы распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти.

Бюджетный (финансовый) федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса между всеми субъектами этого процесса.

Во всех государствах с федеративным устройством существует три проблемы, требующие нахождения компромиссных решений.

Первая проблема – это определение состава расходных полномочий и их последующее распределение между различными уровнями власти.

Вторая – это определение источников поступления денежных средств в бюджеты различных уровней (распределение налоговых доходов).

Третья проблема – организация трансфертов между бюджетами разных уровней (организация финансового взаимодействия).

В странах с федеративным устройством существует два главных инструмента, используемых для организации взаимодействия между бюджетами различных уровней.

Первый – это так называемый принцип горизонтального выравнивания.

Реализация данного принципа предполагает перераспределение финансовых ресурсов (трансферты) от экономически развитых (высокодоходных) субъектов федерации в пользу экономически слабых (низкодоходных) субъектов.

Механизм перераспределения – налоги и федеральный бюджет.

Второй – принцип вертикального выравнивания.

Реализация данного принципа заключается в том, что федеральные налоги, являющиеся главными источниками доходов федерального бюджета, формируют также бюджеты низших уровней бюджетной системы. Принцип вертикального выравнивания известен как «расщепление налогов» между различными уровнями бюджетной системы.

Среди федеративных государств есть две страны, являющиеся классическими образцами так называемого «конкурентного» и «кооперативного» федерализма.

В случае конкурентного федерализма правила игры (налоговая и расходная политика) определяются каждым участником самостоятельно. При этом учитывается необходимость конкурировать с другими субъектами федерации за мобильные ресурсы путем установления наиболее выгодных правил (налогов). В кооперативном федерализме правила игры формулируются федеральным центром и региональными властями в ходе переговоров между ними. Представитель первого «полюса» - это США.

Второй полюс – это германская, или «кооперативная» модель финансового федерализма. Характерной чертой германской модели является использования принципа вертикального выравнивания через систему расщепляющихся налогов между уровнями бюджетной системы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...