Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выделить общую для них часть.⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
6. Работа над,формулировкой, данной в учебнике. — Прочитать правило в учебнике. — Как по-другому названы в учебнике родственные слова? — Что означает название «однокоренные»?
7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.
Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя уроками, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем органически входят в содержание уроков, которые отводятся на изучение всех других морфем, и позднее словообразовательные упражнения включаются в изучение частей речи. Особенности изучения окончания
Трудность усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что окончание является внешним средством выражения грамматических значений слов. Не зная грамматических значений слов, учащиеся, естественно, не могут осознать и функции окончания. Изучение окончания начинается с раскрытия двух его признаков. Надо раскрыть как формальный его признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами). Сделать это можно примерно так: 1. Комментируемая запись текста: Книга. Книга — твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи. Береги книгу, не пачкай, не рви.
2. Наблюдение над изменяемой частью слова: — Подчеркнуть в тексте слово, которое встречается во всех предложениях. — Выписать все формы слова КНИГАи объяснить, чем они отличаются? — Найти изменяемую часть во всех формах слова КНИГА:
А Е К Н И Г ОЙ У
3. Формулировка вывода: — Изменяемая часть слова называется окончанием.
4. Наблюдение над ролью окончания: — Вставить во все предложения текста слово книга с одним и тем же окончанием -а, — Что наблюдается? (Предложения неправильны, слова не связаны между собой). — От чего зависит связь слов в предложении? 5. Формулировка вывода: — Окончание служит для связи слов.
6. Работа над формулировкой, данной в учебнике: — Прочитайте правило в учебнике. — Что такое окончание? — Для чего служит окончание?
7. Упражнения для закрепления.
Своеобразие окончания по сравнению с другими морфемами результативнее усваивается учащимися в процессе выполнения заданий, в которых проявляется функция каждой морфемы. Например, учащимся необходимо образовать однокоренные слова. При этом выясняется, какие морфемы используются для образования слов, как изменяется смысл слова в зависимости от приставки и суффикса. Наряду с указанным заданием учащимся предлагается изменить слова так, чтобы они были употреблены не в единственном, а во множественном числе, и установить, какая часть слова при этом изменяется, изменяется ли смысл слова при изменении окончания. Изучение приставок и суффиксов. Существенными признаками приставки являются: а) словообразующая функция (реже — формообразующая), б) место по отношению к корню, в) приставки образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее, т.к. присоединяются к уже грамматически оформленному,слову (прыгнуть — выпрыгнуть — перепрыгнуть и т.д.). В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов». Основная задача изучения суффикса — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Дети должны усвоить то, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (лес — лесник), а также придать слову тот или иной смысловой оттенок (лес — лесок). Определение понятий «приставка» и «суффикс» целесообразно давать одновременно. Это обусловливается сходством их функций (это части слова, с помощью которых образуются от данного слова новые слова), а также различием в положении (приставка стоит в слове перед корнем, а суффикс - после корня). Ознакомление с приставкой и суффиксом можно провести следующим образом: 1. Списывание предложения с доски: Заморозки — это легкие утренние морозы весной или осенью.
2. Выписываются однокоренные слова, причем окончание находится устно, и при записи отделяются от остальной части слова рамочкой: Заморозк и мороз ы
3.Выделяется корень. Смысловая связь однокоренных слов установлена в самом предложении. заморозк и мороз ы 4. Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в слове «морозы»только корень и окончание, а в слове «заморозки», кроме корня и окончания, есть еще части слова: одна (за-)стоит перед корнем, другая (-к) после корня.
5. Учитель сообщает, что часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой, а часть после корня, перед окончанием — суффиксом (Термины записываются и проговариваются).
6. Сравнение смысла слов «морозы» и «заморозки», чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы.
7. Работа над формулировками, данными в учебнике.
8. Упражнения для закрепления.
Словообразующая роль суффиксов очевиднее, а потому доступнее, чем словообразующая роль приставок. Достаточно предложить детям образовать новые слова с помощью суффикса -ник- от слов печь, огород, лыжи, чтобы учащиеся поняли, что данный суффикс совершенно изменяет значение того слова, от которого образуется новое. Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята и усвоена сознательно, необходимо иллюстрировать там, где это возможно, значение приставок в слове. Например, от слова ХОДИТ с приставками ВЫ-, В-, ОТ-, ПОД-, ОБ- образовать новые слова и показать значение приставок при помощи действий и графически:
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |