Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выделить общую для них часть.




 

6. Работа над,формулировкой, данной в учебнике.

Прочитать правило в учебнике.

— Как по-другому названы в учебнике родственные слова?

— Что означает название «однокоренные»?

 

7. Упражнения для закрепления вывода о выделении корня.

 

Работа над корнем не ограничивается двумя-тремя урока­ми, специально отведенными на эту тему. Наблюдения над корнем органически входят в содержание уроков, которые от­водятся на изучение всех других морфем, и позднее словообра­зовательные упражнения включаются в изучение частей речи.

Особенности изучения окончания

 

Трудность усвоения окончания младшими школьника­ми обусловлена тем, что окончание является внешним средством выражения грамматических значений слов. Не зная грамматических значений слов, учащиеся, естествен­но, не могут осознать и функции окончания.

Изучение окончания начинается с раскрытия двух его при­знаков. Надо раскрыть как формальный его признак (изменяе­мая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами).

 Сделать это можно примерно так:

1. Комментируемая запись текста:

Книга.

Книга — твой друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи. Береги книгу, не пачкай, не рви.

 

2. Наблюдение над изменяемой частью слова:

Подчеркнуть в тексте слово, которое встречается во всех предложениях.

— Выписать все формы слова КНИГАи объяснить, чем они отличаются?

— Найти изменяемую часть во всех формах слова КНИГА:

 

                                                        А

                                                        Е

                      К Н И Г ОЙ

                                          У

 

3. Формулировка вывода:

Изменяемая часть слова называется окончанием.

 

4. Наблюдение над ролью окончания:

Вставить во все предложения текста слово книга с одним и тем же окончанием -а,

— Что наблюдается? (Предложения неправильны, слова не связаны между собой).

— От чего зависит связь слов в предложении?

5. Формулировка вывода:

Окончание служит для связи слов.

 

6. Работа над формулировкой, данной в учебнике:

Прочитайте правило в учебнике.

— Что такое окончание?

— Для чего служит окончание?

 

7. Упражнения для закрепления.

 

Своеобразие окончания по сравнению с другими морфема­ми результативнее усваивается учащимися в процессе выпол­нения заданий, в которых проявляется функция каждой мор­фемы. Например, учащимся необходимо образовать однокоренные слова. При этом выясняется, какие морфемы использу­ются для образования слов, как изменяется смысл слова в за­висимости от приставки и суффикса. Наряду с указанным за­данием учащимся предлагается изменить слова так, чтобы они были употреблены не в единственном, а во множественном числе, и установить, какая часть слова при этом изменяется, изменяется ли смысл слова при изменении окончания.

Изучение приставок и суффиксов.

 Существенными признаками приставки являются:

а) словообразующая функция (реже — формообразующая),

б) место по отношению к корню,

в) приставки образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее, т.к. присоединяются к уже грамматически оформленному,слову (прыгнуть — выпрыгнуть — перепрыгнуть и т.д.).

В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение:

 «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».

Основная задача изучения суффикса — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. Дети должны усвоить то, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лек­сическим значением (лес — лесник), а также придать слову тот или иной смысловой оттенок

(лес — лесок).

Определение понятий «приставка» и «суффикс» целесо­образно давать одновременно. Это обусловливается сходст­вом их функций (это части слова, с помощью которых об­разуются от данного слова новые слова), а также различием в положении (приставка стоит в слове перед корнем, а суф­фикс - после корня).

Ознакомление с приставкой и суф­фиксом можно провести следующим образом:

1. Списывание предложения с доски:

Заморозки — это легкие утренние мо­розы весной или осенью.

 

2. Выписываются однокоренные слова, причем окончание находится устно, и при записи отделяются от остальной части слова рамочкой:

Заморозк и

мороз   ы

 

3.Выделяется корень. Смысловая связь однокоренных слов установлена в самом предложении.                         заморозк и

 мороз       ы

4. Путем сравнения однокоренных слов выясняется, что в слове «морозы»только корень и окончание, а в слове «заморозки», кроме корня и окончания, есть еще части слова: одна (за-)стоит перед корнем, другая (-к) после корня.

 

5. Учитель сообщает, что часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой, а часть после корня, перед окончанием — суффиксом (Термины записываются и проговариваются).

 

6. Сравнение смысла слов «морозы» и «заморозки», чтобы выяснить, для чего служат приставки и суффиксы.

 

7. Работа над формулировками, данными в учебнике.

 

8. Упражнения для закрепления.

 

 Словообразующая роль суффиксов очевиднее, а пото­му доступнее, чем словообразующая роль приставок. До­статочно предложить детям образовать новые слова с по­мощью суффикса -ник- от слов печь, огород, лыжи, чтобы учащиеся поняли, что данный суффикс совершенно изме­няет значение того слова, от которого образуется новое.

Чтобы словообразующая роль приставок была лучше понята и усвоена сознательно, необходимо иллюстрировать там, где это возможно, значение приставок в слове.

Напри­мер, от слова ХОДИТ с приставками ВЫ-, В-, ОТ-, ПОД-, ОБ- образовать новые слова и показать значение приставок при помощи действий и графически:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...