Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности финансирования образовательных учреждений




В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование являются средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

В компетенции РФ - формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования. В компетенции субъектов Федерации в этой области - формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования. В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов [12,18].

Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:

— на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

— на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Программа развития образования и т.п.;

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007г. №12-ФЗ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции [4].

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финансирование с момента их государственной регистрации. Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Негосударственные образовательные учреждения могут предоставлять учащимся дополнительные образовательные услуги (помимо услуг, регламентированных образовательным стандартом). Если такие услуги предоставляются, то они взимают плату с обучающегося не только за дополнительные образовательные услуги, но и в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, заработную плату на его совершенствование и развитие [12].

Существующая система управления финансами бюджетных учреждений включает в себя: составление сметы учреждения, утверждение ее распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств и исполнение сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, ежеквартально доводимых до учреждения.

Сложившуюся ситуацию в этой сфере характеризуют следующие факты: сметы составляются на основе несистематизированного и неполного набора ведомственных норм и нормативов оплаты труда, продовольственного, медицинского и материального обеспечения, продолжительности учебных курсов, расходов на текущий и капитальный ремонт. Большинство норм утверждено на федеральном уровне и содержится как в сравнительно недавних правовых актах, так и в документах 30-40-летней давности.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств [12].

Следовательно, финансирование расходов бюджета является последовательным и взаимосвязанным действием в цепочке «главный распорядитель - распорядитель-получатель бюджетных средств».

Основным источником имущества учреждений является финансирование их собственником-учредителем по смете (которая и характеризует их имущественную обособленность в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ). Собственник может финансировать свое учреждение и частично, имея в виду возможность получения учреждением дополнительных доходов от разрешенной собственником хозяйственной деятельности, однако эти доходы, как и приобретенное за их счет имущество, хотя и учитываются учреждением на отдельном балансе, не становятся его собственностью [3].

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов - из бюджетов субъектов Федерации. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты -8%, среднее специальное образование – 10,5%, на высшее образование – 11,5%.

Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.

Рассмотрим величину бюджетных ассигнований по расходам федерального бюджета на 2008-2010 годы в таблице 1.1

Таблица 1.1 - Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2014-2016 годы, тыс.руб.

Наименование

  2015г.   2016г. 2016 г к 2015 г., %

Образование

579 498 572,80 596 735 117,90 +3,0

Дошкольное образование

5 488 574,60 5 670 587,30 +3,3

Общее образование

19 605 459,30 13 530 518,50 -31,0

СПО

9 335 492,00 9 948 964,90 +6,6

Продолжение таблицы 1.1

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

7 767 075,4 7 675 712,50 -1,2
 

 

   

Высшее и послевузовское профессиональное образование

515 321 932,80 536 814 957,60 +4,2

Общая сумма расходов

1 129 250 031,50 1 170 375 858,70 +3,6
         

 

Из таблицы 1.1 мы видим, что в 2016 году было выделено больше средств федерального бюджета на финансирование образования. При этом увеличились расходы по таким статьям, как дошкольное образование, среднее профессиональное образование, высшее и послевузовское профессиональное образование. Сократились расходы бюджета по финансированию общее образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

В 2013 году, образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн. руб. (здесь и далее в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП. В 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му она упадет до 3,5% ВВП.

В федеральном бюджете сокращение финансирования образования заметно еще сильнее — с 897 млрд. руб. в 2013 году до 515 млрд. руб. в 2019-м.

Таблица 1.2 - Направления реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2013-2016 годы

Направления

Объем финансирования (млрд. рублей)

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016-2013 г.
Модернизация институтов образования как инструментов социального развития 13,8 18,3 18,3 17,7 68,1
Развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний 14,75 18,95 20,45 20,65 74,80
Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров 3,0 4,0 4,0 1,5 12,5
Расходы федерального бюджета всего по Проекту 31,75 41,5 43,0 40,1 156,35

 

Из таблицы 2.1 видно, что для финансирования по направлению модернизация институтов образования как инструментов социального развития выделяется 68,1 млрд. руб., для развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний 74,80 млрд. руб., а наименьшая сумма финансирования выделяется по направлению создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

 

Рисунок 1.1 - Направления реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2013 - 2016 годы, млрд.руб.

 

Анализ расходов приоритетного национального проекта «Образование» за 2013-2016 годы показал, что наибольшая сумма финансирования выделяется на направление развития инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний.

Проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы [24].

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых, кроме Федерального Закона «Об образовании» можно выделить Федеральные Законы «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться тремя путями:

- предпринимательской,

-условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

-взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Сегодня для того, чтобы родители могли легально заплатить за дополнительные услуги (секции, кружки), школе необходимо специально зарегистрировать какой-либо фонд. Этот фонд, в свою очередь, должен арендовать помещения, принять на работу бухгалтера, вести делопроизводство, платить налоги. Это как минимум дополнительные издержки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...