Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика системы образования




ВВЕДЕНИЕ

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета.

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

Финансирование образование осуществляется за счет средств бюджета и в незначительной доле – внебюджетных источников. Так же образовательные учреждения имеют право оказывать некоторые виды платных услуг, разрешенных для этого учреждения.

Бюджетные образовательные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.

В отличие от коммерческого предприятия деятельность образовательного учреждения не направлена на достижение прибыли. Оказываемые образовательными учреждениями услуги непосредственно не осязаемы, их результат, как правило, можно оценить только через определенный промежуток времени.

 

Система образования в настоящее время находится на стадии реформирования, поэтому данная тема актуальна. Не так давно был принят закон, согласно которому образовательные учреждения переводятся на автономию.

Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения образования своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

Целью  выпускной квалификационной работы является разработка путей совершенствования механизма финансирования деятельности Государственного бюджетного учреждения Дополнительного образования Республиканского детского эколого-биологического центра. Исходя из цели, были поставлены задачи: изучить теоретические аспекты финансирования системы образования; рассмотреть основные источники финансирования образования; выявить проблемы финансирования образования и предложить возможные пути их решении; рассмотреть финансирование образовательного учреждения на материалах ГБУ ДО РДЭБЦ, разработать мероприятия по развитию платных услуг ГБУ ДО РДЭБЦ.

Объектом исследования является  Государственное бюджетное учреждение Дополнительного образования Республиканский детский эколого-биологический центр. Для проведения исследования использовались бухгалтерские отчеты ГБУ ДО РДЭБЦ за 2014-2016 годы, отчет о финансовых результатах деятельности ГБУ ДО РДЭБЦ за 2014-2016 годы, отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности Главного распорядителя, получателя бюджетных средств за 2014-2016 годы, отчет об исполнении бюджета Главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджета. В качестве методов исследования были использованы сравнительный, табличный, анализ литературы по теме исследования.  

В первой главе дана характеристика системы образования, рассмотрены источники финансирования и проблемы финансирования образования. Во второй главе изучено финансирование  деятельности образования ГБУ ДО РДЭБЦ, дана его организационно-экономическая характеристика, проведен анализ финансового состояния и анализ исполнения смет расходов. В третьей главе даны предложения по решению проблем бюджетного финансирования образования и предложены  пути совершенствования механизма финансирования деятельности ГБУ ДО РДЭБЦ.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы анализируются расходы на образование из средств бюджета за 2014-2016 годы, разрабатываются рекомендации по проведению платных услуг в ГБУ ДО РДЭБЦ, приводятся все необходимые расчеты.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Характеристика системы образования

Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах №12-Ф3 «Об образовании» от 1 декабря 2007г., №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 3 декабря 2011 г., а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751 [4,5,9].

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые [1,18].

Неотъемлемым  элементом российской системы образования выступает сеть образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс. Она имеет весьма сложную структуру, состоящих из следующих типов учреждений:

1) Дошкольные учреждения;

2) Общеобразовательные, состоящие из трех ступеней: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

3) Для детей с отклонениями в развитии;

4) Для детей-сирот;

5) Дополнительного образования взрослых;

1) Дополнительного образования детей;

2) Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников, детей, остающихся без попечения родителей (законных представителей);

3) Другие учреждения, поводящие образовательный процесс.

Основанием для отнесения учебных заведений к некоммерческим организациям в форме учреждения является определение, данное в пункте 1 статьи 12 Закона «Об образовании». Согласно этому определению, «образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». В ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка, не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающихся, может быть получена, наряду с профессиональными училищами, в образовательных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности [4].

Существенным элементом, раскрывающим содержание образования, выступают образовательные программы, конкретизирующие суть образования определенного уровня и направленности. По содержанию они встречаются – образовательные и профессиональные, которые могут быть основными и дополнительными. Первые включают дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование). С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется начальное, среднее, высшее (в том числе - получение диплома о незаконченном высшем образовании, бакалавра, специалиста-магистра) и послевузовское (аспирантура, докторантура) образование.

Образовательные программы с учетом потребности и возможности личности могут быть освоены образовательными учреждениями очной, заочно - очной (вечерней) и заочной формах. Усвоение программ имеет место и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам. Они могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений). Государственный статус образовательного учреждения определяется уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ, регулируемых Типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством РФ. Негосударственные образовательные учреждения придерживаются Типовых положений лишь частично [18].

В зависимости от характера деятельности, уровня и спектра реализуемых образовательных программ в РФ устанавливаются следующие типы учебных заведений: университет, академия, институт. К образовательной деятельности тесно примыкает профессиональная подготовка, обеспечивающая ускоренное приобретение учащимися профессиональных навыков для выполнения конкретной работы, но не предполагающая повышение образовательного уровня. Эту подготовку проводят общеобразовательные учреждения профессионального начального образования, межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские и другие.

Следующим элементом системы образования выступают органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Управление образованием проводится на федеральном, региональном и муниципальном уровне и непосредственно на уровне образовательного учреждения [18].

Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование [3].

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...