Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука в системе современного общества. Перспективы развития и




Новые ценностные ориентиры современной науки

 

Понятие классической науки. Парадигмальная и методологическая специфика научного познания классического типа. Неклассическая наука, переосмысление классического канона рациональности в неклассическом естествознании. Феномен постнеклассической науки.

Специфика современной постнеклассической науки: мировоззренческие и методологические аспекты. Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании.

Становление методологии нелинейного моделирования в современной науке: содержательные и аксиологическо-мировоззренческие аспекты. Презумпция имманентной самоорганизации систем и отказ от идеи принудительной каузальности в синергетике. Феномен постметафизического мышления в современной культуре. Нелинейные аналитики и формирование нового типа детерминизма в современной науке. Понятие неодетерминизма.

Переосмысление явления темпоральности в современной науке. Переориентация современных научных исследований с «аналитик бытия» на «аналитики становления»: феномен «переоткрытие времени» (И.Пригожин, Б.Мизра, М.Курбейдж). Переосмысление необратимости времени в современном естествознании. Гуманитарные аналитики темпоральности в современной культуре. Трактовка исторического времени в качестве «конструкции» (Б.Смарт).

Критика универсализма и стратегия отказа от жесткой номотетики в современной науке. Преодоление сциентистского радикализма и изменение статуса идиографизма в современной культуре. Актуализация значимости единичного и уникального события в современном естественнонаучном и гуманитарном исследовании: модели И.Пригожина и Ж.-Ф.Лиотара. Понятие флуктуации.

Переосмысление соотношения естественных и гуманитарных наук в современной методологии. Специфика диалога между естественнонаучной и гуманитарной областями знания в современной культуре. Перспективы синергетического стиля мышления и интегративные тенденции в развитии науки. Тенденции нового междисциплинарного синтеза.

Формирование диалогической парадигмы субъект-объектных отношений в современной культуре и трансформации аксиологии научного познания. Гуманизация современной науки.

 

 

РАЗДЕЛ III.

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ

(ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ)

 

Тема 1.

Специфика социально-гуманитарного познания. 

Основные исследовательские программы в гуманитаристике

 

Специфика гуманитарного познания. Социогуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ. Социальная философия и социально-гуманитарное познание.

Статус гуманитаристики в классической и современной культурах. Традиция сциентизма и развитие гуманитарное познание. Гуманитаризация современного культурного пространства.

Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.

Парадигмальная история гуманитаристики. Исследовательские программы в обществознании. Программы наивного реализма и натурализма в гуманитарном познании. Культурно-историческая исследовательская программа: социальная сфера как мир значений. Психологическая и социо-психологическая программы исследования общественных явлений. Феномен социального реализма и его методологические альтернативы.

Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения в современной методологии.

Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук. Культурологические дисциплины в системе социогуманитарного знания.

Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в социально-гуманитарном познании:.

 

Тема 2.

Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании

И ее современные версии

 

Формирование парадигма историцизма в гуманитарном познании. Постановка проблемы специфики гуманитарного познания в истории науки. Проблема метода «наук о духе» в философии В.Дильтея. Анализ специфики исторического познания Баденской школой неокантианства. Идиографический метод В.Виндельбанда: сущность и проблема соотношения с номотетикой. Анализ Г.Риккертом механизмов образования понятийных средств в социогуманитарных и естественнонаучных дисциплинах.

Классические системы методологии историцизма. Концепция «идеальных типов» М.Вебера.

Современные методологические версии историцизма. Методология «имманентности исторического сознания» в концепции Р.Дж.Коллингвуда. Методология историцизма в современной «понимающей социологии». Рациональность как способ организации социального процесса в концепции А.Шюца. Методология историцизма в современной культурологии. Социокультурные феномены как «факты сознания» в концепции Р.М.Макайвера. Аналитика «символического универсума» в феноменологии П.Л.Бергера.

 

Тема 3.

Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании:

Классические и современные модели

Формирование методологии социологизма в истории гуманитаристики. Концепция «социального реализма» Э.Дюркгейма. Система «исторического материализма» К.Маркса. Социально-натуралистическая модель истории в социологизме Л.Гумпловича и О.Шпанна.

Парадигма социологизма в истории гуманитаристики. Логико-методологический анализ гуманитарного познания в аналитической традиции (Л.Дж.Коэн, Э.Нагель, Э.Гемпель) и традиция социологизма.

Классические версии методологии социологизма. Теория социального действия Т.Парсонса в контексте традиции социологизма. Модель «вызов — ответ» в интерпретации общества. Специфика трактовки культуры в структурном функционализме. «Критическая теория общества» в социальной философии Франкфуртской школы.

Специфика современных версий методологии социологизма.

Тема 4.

Линейные и нелинейные модели










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...