![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наука в системе современного общества. Перспективы развития и
Новые ценностные ориентиры современной науки
Понятие классической науки. Парадигмальная и методологическая специфика научного познания классического типа. Неклассическая наука, переосмысление классического канона рациональности в неклассическом естествознании. Феномен постнеклассической науки. Специфика современной постнеклассической науки: мировоззренческие и методологические аспекты. Парадигмальные сдвиги в современном естественнонаучном и гуманитарном познании. Становление методологии нелинейного моделирования в современной науке: содержательные и аксиологическо-мировоззренческие аспекты. Презумпция имманентной самоорганизации систем и отказ от идеи принудительной каузальности в синергетике. Феномен постметафизического мышления в современной культуре. Нелинейные аналитики и формирование нового типа детерминизма в современной науке. Понятие неодетерминизма. Переосмысление явления темпоральности в современной науке. Переориентация современных научных исследований с «аналитик бытия» на «аналитики становления»: феномен «переоткрытие времени» (И.Пригожин, Б.Мизра, М.Курбейдж). Переосмысление необратимости времени в современном естествознании. Гуманитарные аналитики темпоральности в современной культуре. Трактовка исторического времени в качестве «конструкции» (Б.Смарт). Критика универсализма и стратегия отказа от жесткой номотетики в современной науке. Преодоление сциентистского радикализма и изменение статуса идиографизма в современной культуре. Актуализация значимости единичного и уникального события в современном естественнонаучном и гуманитарном исследовании: модели И.Пригожина и Ж.-Ф.Лиотара. Понятие флуктуации. Переосмысление соотношения естественных и гуманитарных наук в современной методологии. Специфика диалога между естественнонаучной и гуманитарной областями знания в современной культуре. Перспективы синергетического стиля мышления и интегративные тенденции в развитии науки. Тенденции нового междисциплинарного синтеза. Формирование диалогической парадигмы субъект-объектных отношений в современной культуре и трансформации аксиологии научного познания. Гуманизация современной науки.
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ (ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ)
Тема 1. Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике
Специфика гуманитарного познания. Социогуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ. Социальная философия и социально-гуманитарное познание. Статус гуманитаристики в классической и современной культурах. Традиция сциентизма и развитие гуманитарное познание. Гуманитаризация современного культурного пространства. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания. Парадигмальная история гуманитаристики. Исследовательские программы в обществознании. Программы наивного реализма и натурализма в гуманитарном познании. Культурно-историческая исследовательская программа: социальная сфера как мир значений. Психологическая и социо-психологическая программы исследования общественных явлений. Феномен социального реализма и его методологические альтернативы. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения в современной методологии. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук. Культурологические дисциплины в системе социогуманитарного знания. Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в социально-гуманитарном познании:.
Тема 2. Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании И ее современные версии
Формирование парадигма историцизма в гуманитарном познании. Постановка проблемы специфики гуманитарного познания в истории науки. Проблема метода «наук о духе» в философии В.Дильтея. Анализ специфики исторического познания Баденской школой неокантианства. Идиографический метод В.Виндельбанда: сущность и проблема соотношения с номотетикой. Анализ Г.Риккертом механизмов образования понятийных средств в социогуманитарных и естественнонаучных дисциплинах. Классические системы методологии историцизма. Концепция «идеальных типов» М.Вебера. Современные методологические версии историцизма. Методология «имманентности исторического сознания» в концепции Р.Дж.Коллингвуда. Методология историцизма в современной «понимающей социологии». Рациональность как способ организации социального процесса в концепции А.Шюца. Методология историцизма в современной культурологии. Социокультурные феномены как «факты сознания» в концепции Р.М.Макайвера. Аналитика «символического универсума» в феноменологии П.Л.Бергера.
Тема 3. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: Классические и современные модели Формирование методологии социологизма в истории гуманитаристики. Концепция «социального реализма» Э.Дюркгейма. Система «исторического материализма» К.Маркса. Социально-натуралистическая модель истории в социологизме Л.Гумпловича и О.Шпанна. Парадигма социологизма в истории гуманитаристики. Логико-методологический анализ гуманитарного познания в аналитической традиции (Л.Дж.Коэн, Э.Нагель, Э.Гемпель) и традиция социологизма. Классические версии методологии социологизма. Теория социального действия Т.Парсонса в контексте традиции социологизма. Модель «вызов — ответ» в интерпретации общества. Специфика трактовки культуры в структурном функционализме. «Критическая теория общества» в социальной философии Франкфуртской школы. Специфика современных версий методологии социологизма. Тема 4. Линейные и нелинейные модели |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |