![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы исторической динамики науки
Понятие исторической динамики науки. Научное познание и типы цивилизационного развития. Феномен протонауки. Механизмы формирования научных программ в культуре. Становление опытных наук в культуре западного типа. Условия и предпосылки оформления дисциплинарной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Специфика статуса науки в современной культуре и закономерности ее институционного развития. Диалектика развивающейся науки. Механизмы и закономерности развития научного познания. Проблемы рациональной реконструкции динамики научного знания и системная природа научного прогресса. Понятие методологической истории науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Концепция научной революции в современной методологии науки (Т.Кун, К.Поппер). Проблема преемственности в развитии науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Феномен междисциплинарных связей в науке и синтетические тенденции в развитии современного научного познания. Философия как методология междисциплинарного синтеза.
Тема 3. Современные модели структуры Научно-познавательной деятельности
Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии выделения и проблема взаимодействия. Специфика эмпирического исследования и его роль в научном познании. Структура эмпирического исследования. Формы эмпирического познания. Научный факт и когнитивные процедуры его формирования. Специфика эмпирических обобщений и понятие эмпирической закономерности. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Проблема формирования эмпирического базиса исследования. Специфика эмпирических оснований гуманитарного познания. Теоретический уровень научного познания. Специфика и структура теоретического исследования. Формы теоретического научного познания. Понятия научной гипотезы и теории. Сущность и когнитивные процедуры формирования научной теории. Понятие теоретической закономерности; частные и общие теоретические законы. Феномен идеального объекта и его место в структуре научной теории.. Абстрактные объекты теории и их системная организация. Понятие теоретической модели. Теоретические модели в структуре научного познания. Функции теории в научном познании. Современные концепции структуры и развития научного познания. Концепция пролиферации научных теорий (П.К.Фейерабенд). Идея нарративного знания в постнеклассической культуре (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр). Концепция «взаимности (mutuality)» научных теорий и «толерантные стратегии знания» в современной методологии (Дж.О’Нийл). Тема 4. Метатеоретические основания науки. Культура и стиль научного мышления Проблема социокультурной детерминации научного познания. Предметная и социокультурная спецификации познавательной деятельности ученого. Феномен предпосылочности научного знания. Понятие метауровня научного исследования. Феномен метатеоретических оснований науки. Научная картина мира. Эволюция трактовки предметно-онтологических характеристик объекта научного исследования. Историческая динамика научной картины мира в истории науки. Дисциплинарные аспекты научной картины мира; понятие научной картины реальности. Специфика научной картины реальности в гуманитарном познании. Научная картина реальности в культурологических дисциплинах. Парадигмальная история науки и феномен научной революции. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины. Проблема описания и объяснения в научном познании. Ценностные регулятивы описательных и объяснительных процедур науки. Понятие идеалов и норм научного исследования. Историческая эволюция идеалов и норм науки. Понятие стиля научного мышления: специфика и социокультурные детерминанты. Аксиологические аспекты динамики стиля научного мышления. Этапы развития стиля научного мышления в европейской науке. Феномен современного стиля научного мышления: сущность и основные характеристики.
Тема 5. Научное познание и ценности современной культуры
Наука в системе социальных ценностей. Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой. Сциентизм как феномен культуры западного образца. Сциентистские ценности в современной культуре. Сциентизм и гуманитарное познание. Феномен антисциентизма. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. Внутринаучные ценности: понятие этики науки. Нормы научного этоса и аксиологические основания культуры. Проблемы мотивации и признания в науке. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Современная этика науки и гуманизация научного познания. Понятие девиантной науки. Феномен паранауки: сущность и условия формирования. Современная культура и новые ценностные ориентиры современной науки.
Тема 6 Проблемы современной философской методологии. Методология и методика научного исследования Методологические проекции научного познания. Специфика философско-методологического анализа науки. Средства и методы исследования. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода. Метод и методология. Современная многоуровневая концепция методологического знания. Статус и функции общенаучной методологии познания. Частнонаучная методология. Методика и техника научного исследования. Научное исследование в методологическом осмыслении. Методология и методика научного исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. Альтернативы достижения цели и их оценка, статус гипотезы в научном исследовании. Методологический инструментарий современной науки. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.). Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.). Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык. Информационные технологии в современном научном познании. Плюрализм методологических стратегий и новаций.
Тема 7. Наука и образование. Статус ученого в современном мире и гуманизация научного познания
Наука как социальный институт. Эволюция организационных форм науки. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Феномен социального заказа и стратегия научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития. Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Организационные формы науки и современные социальные технологии. Наука и власть: механизмы взаимодействия. Политический контекст развития науки, наука и идеология. Праксеологическая функция науки и основные виды социальных технологий: хозяйственно-экономические, политические, управленческие, образовательные. Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры. Структура научного сообщества. Конкуренция в науке. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема «научной демократии». Формы научной коммуникации. Проблема диалога в научном сообществе. Конфликты в науке и пути их разрешения. Полемика и дискуссия как формы коммуникации в науке. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура научной дискуссии. Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке. Понятие научной школы. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе. Наука и образование. Эволюция образовательных парадигм в истории культуры. Современные стратегии развития образовательных технологий. Проблема социального статуса ученого. Понятия ученого и интеллектуала. Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции. Понятие научной элиты. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии. Концепция экспертократии и ее неоконсервативная (Д.Майнихен) и радикальная (А.Гоулднер) версии. Социальная мобильность и трансформации статуса ученого в современном обществе. Наука в культуре Беларуси. Основные тенденции развития науки и современной белорусской культуре.
Тема 8. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 412. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |