Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия в современном мире: функции и социальный статус




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

«ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»,

ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

 

Программа курса разработана на основе утвержденной Приказом высшей аттестационной комиссии республики беларусь базовой программы-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии. Настоящая версия программы выполнена с учетом специфики профиля подготовки аспирантов по культурологическим специальностям. В силу этого программа в содержательном и структурном отношении организована таким образом, чтобы рассмотреть философию как феномен современной культуры, а современную философско-методологическую проблематику проанализировать в широком социокультурном контексте. Специальный модуль программы, посвященный проблемам современной дисциплинарно организованной науки, ориентирован — в соответствии с профилем белорусского государственного университета культуры и искусств — на освоение аспирантами методологической традиции гуманитаристики и овладение новейшими методами социо-культурного и культурологического познания.

 

Главной целью данного курса является формирование у аспирантов и соискателей глубоких системных знаний по философии и методологии науки, овладение методологией современного социально-гуманитарного познания..

 

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

¾ ознакомление слушателей с классическими и современными достижениями мировой философско-методологической традиции;

¾ усвоение аспирантами базового массива знаний по основным проблемным полям современной философии и методологии науки;

¾ уяснение аспирантами специфики социально-философского познания и дисциплинарного статуса гуманитаристики в системе современного знания;

¾ формирование у аспирантов корректной когнитивно-методологической позиции по отношению к изучению социально-культурных явлений и процессов;

¾ овладение слушателями методологическими навыками исследования и рационально-теоретического объяснения социально-культурных явлений.

 

В результате изучения дисциплины аспиранты и соискатели должны знать:

¾ методологические основания социально-философского познания (в их спецификации применительно к специальности аспиранта);

¾ основные методологические программы как классической социально-гуманитарной традиции, так и современной гуманитаристики;

¾ основные методы, методики и техники проведения социально-гуманитарных исследований;

¾ терминологию социально-гуманитарного научного познания;

¾ важнейшие тенденции развития методологии современного социально-гуманитарног0о познания.

 

В результате изучения дисциплины аспиранты и соискатели должны уметь:

¾ применять на практике классические и современные методы социально-гуманитарного познания;

¾ самостоятельно анализировать социально-культуртные явления различной степени сложности (как в историческом контексте, так и в современных условиях);

¾ создавать теоретические модели исследуемых социально-культурных феноменов и процессов.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: ПРОБЛЕМНАЯ СТРУКТУРА КУРСА

 

 

Раздел

 

 

 

Тема

Количество

часов

Лекции Семинары КСР Всего

I. Философия и ценности современной цивилизации

1. Философия в современном мире: функции и социальный статус. 2   2 4
2. Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание. 2     2
3. Проблема бытия в системе современного философского знания 2     2
4. Проблема сознания и основные парадигмы ее анализа в современной философии 2 2   4
5. Проблема человека в современной философии 2 4 2 8
6. Человек в системе социальных коммуникаций 2 2   4
7. Проблемы антропосоциоприродной динамики. Философия и экологические императивы человечества. 2 2   4
8. Проблемы структуры и динамики общества в современной социальной философии 2 2   4
9. Современные модели цивилизационного процесса. Феномен информационного общества 4 4   8
10. Современные проблемы философии культуры. Феномен глобализации и проблема сохранения культурного многообразия. 4   4 2* 10

II. Философско-методологический анализ науки

1. Наука в свете современной философской гносеологии 2     2
2. Проблемы исторической динамики науки. 2 2   4
3. Современные модели структуры научно-познавательной деятельности 2 2   4
4. Метатеоретические основания науки. Культура и стиль научного мышления 2 2   4
5. Научное познание и ценности современной культуры 2 2   4
6. Проблемы современной философской методологии. Методология и методика научного исследования 4 4* 2* 10
7. Наука и образование. Статус ученого в современном мире и гуманизация научного познания 2 2   4
8. Наука в системе современного общества. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки 4 2   6

III. Философско-методологические проблемы

дисциплинарно организованной науки

(философия социально-гуманитарного познания)

1.Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике 2     2
2. Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании и ее современные версии   2   2
3. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели   2   2
4. Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания 2   2 4
5. Проблемы истины и интерпретации в современной гуманитаристике   2   2
6. Философско-методологические проблемы социального прогнозирования. Философия и футурология 2     2
7. Новейшие тенденции в методологическом развитии современной культурологии 2 2* 2* 6

IV. Философия и наука на рубеже XX–XXI веков

1. Классический, неклассический и постнеклассический типы философской и научной рациональности 2     2
2. Ценности и цели философии и науки в эпоху постмодерна. Основные направления философского постмодернизма 2   2 4
3. Коммуникативная парадигма в современной философии 2   2 4
4. Новейшие тенденции в современной философии. Феномен пост-постмодернизма 2     2
Всего: 60 44 16 120

 

* Занятие проводится по интерактивным методикам (брифинг, конференция-презентация, «круглый стол» и др.).



ПРОГРАММА КУРСА

РАЗДЕЛ I.

ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 1.

Философия в современном мире: функции и социальный статус

 

Философия в системе культуры. Мировоззренческий статус философской проблематики. Мировоззрение как целостность, механизмы и закономерности его исторической динамики. Историческая динамика культуры и трансформации содержания мировоззренческих структур. Понятие мировоззренческих универсалий культуры. Системный характер культурных универсалий. Универсалии культуры и понятийный аппарат философии.

Философия как феномен современной культуры. Специфика современных форм философского знания.

Ценности современной культуры и проблемные поля философии. Аксиологические аспекты современного философского знания.

Природа философских проблем и трансформации проблематики философии в современных условиях.

Многомерность философии как феномена современной культуры. Философия как объективированное знание: рационально-критические аспекты философского мышления. Проблема научности философии Философия как личностное знание: экзистенциальные аспекты философского мышления. Проблема соотношения объективно-универсального и субъективно-индивидуального в философском знании. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности.

 

Тема 2.

Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание

 

Сущность и механизмы социокультурной детерминации философского знания.

Философия и стиль мышления эпохи. Историческая динамика стилей мышления и трансформации содержания философского знания.

Культурные традиции Запада и Востока и типы философского мышления.

Философия как феномен культурной традиции человечества. Общечеловеческие ценности и универсальность содержания философского знания.

Философия как феномен этно-национальной культуры. Специфика западноевропейского и восточного типа философствования. Проблематика западноевропейской философии и ценности культуры западного типа. Специфика восточной культуры и проблемные поля восточной философии. Философия в контексте восточнославянских культур. Специфика белорусской философской традиции. Философия и национальное самосознание. Диалектика универсального и этно-национального в философской традиции.

Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия.

Структура философского знания и ее трансформации в современной культуре. Основные исследовательские стратегии в современной философии.

 

Тема 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...