Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы техногенной цивилизации




По взглядам А. Тойнби:

· в развитии человечества существовала 21 цивилизация (конкретные виды общества со своей историей и самобытной культурой);

· все цивилизации могут быть разделены на два больших класса: традиционные и техногенные.

Техногенная цивилизация - это особый тип цивилизации в основе жизнедеятельности которой находится прежде всего развитие техники, технологии. Тип ее развития основывается на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек.

Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет (ее собственное развитие начинается в эпоху Ренессанса в XVII в.) и прошла три стадии:

прединдустриальную;

индустриальную;

постидустриальную.

Техногенная цивилизация оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной (она подавляет, подчиняет себе, переворачивает и поглощает традиционные общества, их культуры и культурные традиции).

В истории становления техногенной цивилизации решающую роль сыграли четыре научных революции:

1. Научная революция XVII в., становление классического естествознания.  Идеал - построение абсолютно истинной картины природы.

2. Научная революция XVIII - первой половины XIX в., переход к дисциплинарно организованной науке. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других науках формируются специфические картины реальности, несводимые только к механической.

Первая и вторая глобальные научные революции протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

3. Научная революция конца XIX - середины XX в., преобразование классической науки и становление неклассического естествознания. Происходит цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории); в космологии (концепция нестационарной Вселенной); в химии (квантовая химия); в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика, теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

4. Научная революция последней трети XX в., радикальные изменения в неклассической науке и рождение постнеклассической науки. Произошла революция в средствах хранения и получения знания. Компьютеризация науки. Появление сложных приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы, аналогично средствам промышленного производства.

Сегодня развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначились во второй половине XX в. в связи с возникновением глобальных кризисов и ГПС.

Три главных ГПС, порожденных техногенной цивилизацией:

1. Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество впервые стало смертным, и этот итог стал побочным эффектом НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники.

2.Нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Старая парадигма о том, что природа – это бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной.

3. Антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не может контролировать и которые становятся чуждыми его природе.

 Противоречие между природой и обществом:

а) носит антропогенный характер.

б) содержит две стороны:

– способность человека к непрерывной и неограниченной природопреобразующей деятельности;

– наличие пределов использования природной среды.

Сущность экологической проблемы:

1. Противоречие между потребностями человечества в сохранении параметров природной среды и утратой этих параметров.

2. Противоречие между потребностями общественного производства и отсутствием реальных природных возможностей удовлетворить эти потребности.

Фактура:(по экологической проблеме)

· Продуктивные потери почвы в 30 - 35 разбольше чем за последние10 тыс. лет.

· Вырубка леса - 110 тыс. кв. км в год;

· Ежедневно в атмосферу выбрасываютсясотни тысяч тонн вредных веществ;

· Вода непригодна для питья в 75%водоемов планеты;

· До 6 млн. тонн нефти и 1.200 тысяч тонн отходов сливается в океан;

· Ежегодно теряется 60 тыс. кв. кмсуши.

Таким образом:

1) Причиной ГПС, сформировавшихся во второй половине XX века, являются потребности и интересы человека.

2) Все ГПС образуют т.н. метаглобальную проблему-выживания человечества в усложнившихся внешнеприродных и внутрикультурных условиях человеческого существования.

3) Техногенная цивилизация – особый тип цивилизации, в основе жизнедеятельности которой находится развитие техники и технологий, стала причиной формирования глобальной экологической проблемы, нерешенность которой может привести к катастрофическим последствиям для жизни на Земле;

4) Экологическая проблема представляет собой противоречие между потребностями человечества в сохранении параметров природной среды и утратой этих параметров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как изменялись философские воззрения на природу в истории философии?

2. В чем состоит сущность противоречия между природой и обществом?

3. Каковы исторические рамки формирования глобальных проблем современности?

4. Охарактеризуйте основные причины глобальных проблем современности.

5. Каковы основные факторы, обусловливающие сохранение опасности развязывания ядерного военного конфликта?

6. В чем основные причины демографической проблемы для современной России?

7. Каковы основные причины формирования техногенной цивилизации?

8. Охарактеризуйте сущность и содержание экологической проблемы.

9.  Что такое ноосфера?

Литература:

1. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: РГ-Пресс, 2010. - 496 с.

2. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 592 с. 

3. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.

4. Философия: учебник/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

Ресурсы, предоставляемые компьютерной сетью Интернет:

1. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – http://www.philosophy.ru/

2. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

3. Электронная библиотечная система http://www.knigafund.ru/

Ресурсы, предоставляемые академической компьютерной сетью Интранет

1. Малов А.В. и др. Философия (в схематическом изложении). Учебное пособие. Химки: АГЗ, 2012.

Занятие 10/3. Семинар:

«Бытие человека в современном мире»

 Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Углубление и контроль знаний обучающихся по теме.

2. Активизация мышления и мобилизация обучающихся на плодотворную самостоятельную работу.

3. Внедрение элементов диалога и дискуссии в учебный процесс.

4. Формирование экологического сознания

 

Методические рекомендации по раскрытию вопросов семинара:

Диалектика человека, природы и техники.

– сущность природы

– этапы взаимоотношений общества и природы

– взаимодействие человека и природы в истории философии

– концепции взаимоотношений природы и общества

– природное в различных сферах общественной жизни

– философское понимание техники

– сущность техногенной цивилизации










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 450.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...