Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы анализа инвестиционных проектов
Одним из важнейших этапов проектного цикла является подготовка технико-экономического обоснования, которое должно дать ответ на вопрос о целесообразности реализации проекта. Оценка осуществимости, эффективности и рискованности проекта проводится с помощью специальной методики, которая позволяет системно оценить его достоинства. Как правило, выделяют 7 основных аспектов проектного анализа: 1. технический; 2. институциональный; 3. социальный; 4. экологический; 5. коммерческий; 6. финансовый; 7. экономический (с позиций национальной экономики). Каждый из этих аспектов позволяет рассмотреть проект под определенным углом зрения, не упустив существенных его сторон. Результаты анализа по всем аспектам обобщаются и делается окончательный вывод об осуществимости и эффективности проекта. 1. Технический анализ При разработке и в ходе осуществления практически всех инвестиционных проектов возникают проблемы технического характера. Спектр этих проблем, как правило, настолько широк, что приводит к необходимости их объединения в крупные относительно однородные категории: масштаб проекта; компонентный состав; местоположение; сроки реализации; выбор технологии; прочие технические и технологические вопросы. Технический анализ всегда проводится параллельно с другими видами анализа, поскольку в нем используются результаты финансовых, экологических, коммерческих и других оценок. 2. Институциональный анализ Результаты реализации проекта во многом зависят, с одной стороны, от внутренних характеристик организаций, которые его осуществляют (фирмы, предприятия, агентства и др.), с другой — от внешних институциональных условий, в среде которых проект выполняется (система государственной экономической политики и регулирования, правовое поле, система институтов государственной власти и т. д.). Институциональный аспект проектного анализа затрагивает организационные и политические условия реализации проекта. Его направленность может различаться в зависимости: от масштаба проекта (уровень страны, отрасли, региона, предприятия, фирмы); капитала, задействованного в проекте (государственный, частный, кооперативный и т.д.); состава участников (по количеству, организационно-правовым формам); назначения проекта (общественно значимый, предназначенный для развития частного предпринимательства и т. д.). Цель институционального анализа заключается в оценке качества как внутренних, так и внешних институциональных условий реализации проекта и в выработке необходимых мер по расширению возможностей фирмы-бенефициария для успешного его выполнения. 3. Социальный анализ Главная задача социального анализа — определить степень соответствия целей проекта интересам социальной среды, в которой он будет осуществляться. Нужны меры, которые обеспечили бы ему общественную поддержку, в том числе путем стимулирования изменений в социальной позиции населения. В тех случаях, когда социальный аспект исключается из проектного анализа, дизайн проекта часто подвергается влиянию ценностных ориентации самих разработчиков, а не социальных групп населения, прямо или косвенно связанных с ним. Социальный анализ, как и другие его аспекты, является существенным и неотъемлемым компонентом единого интегрированного подхода к оценке инвестиционного проекта и должен охватывать все фазы и стадии жизненного цикла — от идентификации до оценки полученных результатов. Он включает четыре основных направления: социально-культурные и демографические характеристики населения в зоне реализации проекта (численность и социальная структура, в том числе по этническому составу, возрасту, образованию, уровню доходов); формы организации производственной деятельности в регионе, структура хозяйствования, наличие и доступность трудовых ресурсов, отношения собственности на землю, доступ к природным ресурсам и возможность контроля за их использованием; приемлемость проекта с точки зрения общепринятых социальных норм (и способности адаптироваться к ним), а также в плане возможности повлиять на поведение людей, дать им средства для реализации собственных запросов; стратегия привлечения населения и местных организаций к участию в реализации проекта (в целях обеспечения их заинтересованности в его осуществлении). 4. Экологический анализ Воздействие на окружающую среду — один из существенных и хорошо известных ограничивающих факторов реализации проектов. Строительство ирригационных и дренажных систем, например, может привести к нарушению водного баланса в месте расположения проекта, изменению качества питьевой воды, распространению болезней и т. д. Связанные с этим потери могут многократно превысить ожидаемые выгоды от реализации проекта. Это касается не только крупномасштабных, но и многих локальных проектов в различных сферах деятельности. 5. Коммерческий анализ Цель коммерческого анализа — оценить перспективы проекта с точки зрения рынков продукции и услуг, предполагаемых к производству, а также рынков материальных и финансовых ресурсов, которые требуются для его реализации. В конечном итоге успех или провал проекта в решающей степени зависит от потребителей продукции проекта, пользователей его услуг, поставщиков ресурсов и потенциальных инвесторов. Коммерческий анализ всегда начинается с изучения рынков. После исследования текущей конъюнктуры на продукцию проекта, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, требуемые для его реализации, определяют тенденции развития соответствующих рынков и прогнозируется динамика показателей, относящихся к проекту, на весь период жизненного цикла. 6. Финансовый анализ Оценку инвестиционного проекта с точки зрения его целесообразности и эффективности для бенефициария (того, кто реализует проект и планирует получать выгоды от него) дает финансовый анализ. В случае, когда бенефициариями являются несколько физических или юридических лиц, оценка финансовой эффективности проекта проводится для каждого из участников (см. п. 8 главы IV). ^ При финансовом анализе необходимо выяснить: не превышают ли затраты на проект тех выгод, которые могут быть получены от его реализации; можно ли осуществить проект (в финансовом отношении) при имеющихся источниках финансирования и какими должны быть финансовые условия его реализации, чтобы можно было довести его до конца; является ли проект привлекательным (эффективным) для каждого из его участников при данных условиях финансирования. Поскольку проект имеет жизненный цикл определенной продолжительности, а между инвестициями и получением выгод от них существует временной лаг (запаздывание), нужен механизм сравнения разновременных затрат и результатов. Таким механизмом, учитывающим изменение ценности денег во времени, является метод дисконтирования денежных потоков. В денежных потоках ситуации «без проекта» необходимо учитывать не только ожидаемую в случае отказа от проекта выручку и текущие затраты, но и затраты на капитальный ремонт названного оборудования. Если предполагается рост эксплуатационных затрат, вызванных его износом и увеличением потребности в запасных частях, то следует учесть и некоторый прирост рабочего капитала (увеличение стоимости резерва запасных частей). В ситуации «с проектом» нужно будет учесть не только возможную выручку от реализации демонтированного доильного оборудования, но и затраты на демонтаж. В финансовом анализе все материальные потоки (продукции, услуг, ресурсов) представляют в денежном выражении. Это необходимо для сопоставления, суммирования и структурного анализа входящих (затратных) и исходящих (результативных) потоков, связывающих проект с внешней средой. Финансовый анализ инвестиционного проекта, как правило, включает два основных этапа: анализ «до финансирования», то есть без рассмотрения вопросов, связанных с привлечением конкретных источников финансирования; анализ «после финансирования», то есть с учетом его конкретных условий. На первом этапе оценивается осуществимость и эффективность проекта «самого по себе», то есть без учета проблем, связанных с внешним финансированием. Иногда такой анализ интерпретируют как исследование проектов, реализация которых осуществляется за счет собственных средств бенефициариев (см. главу VI). На втором этапе в денежные потоки проекта включают поступления и оттоки, связанные с движением средств, привлекаемых извне (для финансирования капитальных вложений и роста потребности в оборотных средствах). Полученные оценки позволяют сделать вывод о приемлемости проекта с учетом его финансовой составляющей (см. главу VII). 7. экономический анализ Данный аспект проектного анализа предполагает оценку осуществимости и эффективности проекта с позиций национальной экономики. Необходимо выяснить, перевешивают ли выгоды, которые получит общество от реализации проекта, издержки, которые оно несет в ходе его осуществления. По схеме выполнения расчетов экономический анализ похож на финансовый, однако ориентирован на интересы общества в целом. В связи с этим нужно учесть (и по возможности исключить) все различия между ценами на ресурсы и продукцию, которые складываются на внутреннем рынке в силу ряда причин, указанных ниже. Экономический анализ проводится в «истинных» для экономики страны ценах («экономических ценностях»). В качестве ориентира обычно используют цены конкурентных мировых рынков, на которых встречаются независимые субъекты: страны (фирмы), производящие товар, и страны (фирмы), его покупающие. Страна, покупающая ресурс, вынуждена платить независимому от нее продавцу столько, сколько тот может запросить с учетом рыночной конъюнктуры. В то же время внутри страны конкретные фирмы — покупатели импортируемой продукции или услуг могут платить значительно больше или меньше, чем платит страна (общество в целом), в зависимости от внутреннего законодательства и других обстоятельств. Точно так же страна, продающая свою продукцию независимым от нее покупателям, также реально может рассчитывать на выручку, определяемую сложившейся на мировом рынке ценой. При этом выручка фирм-производителей в значительной степени будет зависеть от установленных правительством правил налогообложения и других внутренних условий. Однако наряду с товарами и услугами внешнеторгового оборота существуют реальные внутренние выгоды и затраты, которые практически бессмысленно измерять в «мировых ценах». К ним относятся, например, плата за землю и водные ресурсы, оплата труда, использование или производство товаров и услуг, для которых не существует конкурентных мировых цен. Ясно, что для комплексной оценки проекта все затраты и выгоды должны быть оценены по единой шкале. Иначе говоря, реальные затраты и выгоды внутри страны должны быть представлены в форме, которая сопоставима с оценкой ресурсов и видов продукции, полученной на основе мировых цен. Методика перехода от финансовых цен к экономическим ценностям предусматривает последовательное приближение к такой оценке и включает три основных этапа. В первую очередь исключают из цен на товары и услуги все виды внутренних перемещений денежных средств (трансфертов), которые не отражают реальных затрат или выгод для страны в целом. К ним относятся, в частности, налоги, дотации, внутренние кредитные операции и т. п., так как они приводят лишь к перераспределению средств внутри национальной экономики. На втором этапе по всем товарам, которые включены во внешнеторговый оборот, рассчитывают паритетные цены импорта или экспорта. На третьем этапе обеспечивается сопоставимость с оценкой товаров внешнеторгового оборота тех внутренних товаров и услуг, которые не могут быть оценены через цены мирового рынка. Кроме того, рекомендуется оценить затраты и выгоды, которые вообще не были учтены в финансовом анализе по той или иной причине. Например, некоторые виды затрат и выгод множества мелких собственников, чьи финансовые интересы затрагиваются проектом, часто остаются неучтенными при проведении анализа с позиций интересов основных бенефициариев. Учитываются также внешние эффекты проекта, выгоды (или затраты) так называемых «третьих лиц» (например, будущих поколений). Следует отметить, что экономический анализ, как правило, не дает прямого ответа на вопрос о влиянии проекта на отдельные общественные группы. Вместе с тем изучение противоречий между результатами финансового и экономического анализа часто позволяет получить некоторое представление о таком влиянии. Особо следует отметить распространенную ошибку, состоящую в отождествлении интересов страны (общества, национальной экономики, экономики региона) с выгодой для национального (регионального) бюджета. Расчет бюджетной эффективности проекта осуществляется по тем же правилам, что и оценка его финансовой эффективности для отдельных участников. Помимо уже рассмотренных аспектов проектного анализа (экономического, финансового и др.) иногда особо выделяют анализ рисков, который включает: оценку чувствительности; расчет сценариев; расчеты на основе метода статистических испытаний; неформальную оценку прочих рисков. Анализ рисков отражает различные аспекты взаимодействия проекта с внешней средой, от которых зависят его внутренняя структура и ожидаемые результаты. Такое исследование позволяет выявить слабые (рискованные) места и параметры проекта, смягчить действие неблагоприятных факторов, выработать тактику реализации проекта с учетом возможных и наиболее вероятных изменений внешней среды. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |