Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ розничного товарооборота




Основными задачами анализа розничного товарооборота торгового предприятия являются:

•   оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмичности его выполнения в отчетном периоде;

•   изучение объема товарооборота в динамике (то есть за ряд лет);

•   изучение структурных сдвигов в товарообороте;

•   определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота;

•   изучение сезонных колебаний в товарообороте по кварталам и месяцам;

•   выявление и использование внутренних резервов развития товарооборота.

В розничном товарообороте выделяют реализацию: за наличный расчет и реализацию в кредит. В процессе анализа определяют, какой из видов оборота обеспечивает наибольшую выручку, и оценивают, как изменяется товарооборот по видам продаж, устанавливают, какое из условий оплаты в наибольшей степени способствует росту товарооборота и, следовательно, денежной выручки от продаж.

В анализе товарооборота по организационным формам изучают реализацию:

• через стационарную торговую сеть, т.е. торговую сеть, расположенную в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях;

• через мелкорозничную торговую сеть, в которой выделяют розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки и передвижные средства развозной и разносной торговли;

• через виртуальные интернет-магазины;

• по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений (посылочную торговлю);

• комиссионную — розничную продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами— комитентами по договорам комиссии.

Развозной называют розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств.

Разносной считается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улицах.

Форма торгового обслуживания — это разные методы обслуживания покупателей. По формам торгового обслуживания различают:

• индивидуальное обслуживание через прилавок;

• самообслуживание;

• индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания;

• салонное обслуживание;

• обслуживание по заказам;

• обслуживание по образцам;

• обслуживание через Интернет;

• обслуживание на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улицах;

• обслуживание через автоматы.

В анализе товарооборота по составуосуществляют сравнение фактического товарооборота с плановым оборотом по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания.

Оценивают степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах.Исчисляется удельный вес каждой составляющей товарооборота, например доли товарооборота стационарной торговой сети, мелкорозничной торговой сети в общем товарообороте, или удельный вес товаров, реализованных в форме самообслуживания, через прилавок и т.д., проверяют выполнение плана по удельным весам. Такое исследование проводят за год и по кварталам, месяцам, а также в динамике за ряд периодов. Если товарооборот по составу не планировался, ограничиваются динамическими сравнениями по каждой из составляющих товарооборота цепным и (или) базисным способами.

Анализ позволяет выявить:

• наиболее существенные для организации составляющие товарооборота, которые занимают наибольший удельный вес;

• перспективные направления продаж, удельный вес которых растет;

• несущественные для организации продажи, доля которых незначительна;

• методы или формы торговли, по которым снижается доля товарооборота из-за падения покупательского спроса либо по другим причинам; в перспективе эти методы и формы могут быть исключены из торгового процесса.

Следует учитывать и последствия применяемых методов или форм торговли. Например, при анализе продаж в кредит в розничной торговле учитывают возможные последствия отсрочки, включая задержку денежных поступлений, риск неоплаты, вероятность инфляции и ее влияние на финансовый результат от данного вида продаж.

В анализе учитывают преимущества тех или иных составляющих товарооборота. Например, организационная форма продаж через интернет-магазины позволяет свести к минимуму складские запасы, а товар может доставляться от производителя с использованием методов логистики.

 

В рамках анализа общего объема товарооборотаоптовых предприятийизучаюттакже структурутоварооборота:в ассортиментном разрезе, по рынкам сбыта, клиентам.В розничной торговле анализируют структуру товарооборота:по периодам (кварталам, месяцам), в ассортиментном разрезе.

Удовлетворение покупательского спроса является главной целью формирования структуры товарооборота. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам разных категорий покупателей. Анализ структуры товарооборота в ассортиментном разрезе позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах.

Структура товарооборота — это соотношение удельныхвесов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме товарооборота:

Уд.вес группы товаров = (Тгт : Т) х 100,(6)

где: Тгт–товарооборот по товарной группе;

   Т - общий объем товарооборота.

Такую структуру товарооборота анализируют в следующей последовательности:

1) изучают выполнение плана по товарным группам;

2) рассчитывают удельный вес каждой товарной группы в общем объеме товарооборота;

3) анализируют динамику продаж отдельных товаров цепным и (или) базисным способами;

4) выявляют сезонность спроса.

В процессе анализа оценивают выполнение плана по удельным весам отдельных товарных групп или видов товаров в общем объеме товарооборота. Выполнить план по структуре — значит обеспечить в фактическом товарообороте запланированное соотношение отдельных товаров (видов, групп). Неравномерное выполнение плана по отдельным товарам приводит к отклонениям от плановой структуры товарооборота, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей организации. Каждый из видов товаров имеет свои затраты по закупкам, размер торговой надбавки, доходоемкость, спрос. Поэтому изменения в ассортименте и структуре товарооборота приводят к изменению выручки, размеров доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, прибыли и эффективности работы торгового предприятия в целом.

План по структуре товарооборота может считаться перевыполненным в том случае, если удельные веса более доходоемких товаров, товаров с большей оборачиваемостью, большей рентабельностью превышают их плановые значения. При таком изменении продажи будут более эффективными.

Исходные и расчетные данные сводят в таблицы для последующего изучения, выполнения АВС-анализа, выводов и рекомендаций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...