Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ розничного товарооборота
Основными задачами анализа розничного товарооборота торгового предприятия являются: • оценка выполнения плана (при наличии такового) и ритмичности его выполнения в отчетном периоде; • изучение объема товарооборота в динамике (то есть за ряд лет); • изучение структурных сдвигов в товарообороте; • определение и количественное измерение влияния отдельных факторов на объем товарооборота; • изучение сезонных колебаний в товарообороте по кварталам и месяцам; • выявление и использование внутренних резервов развития товарооборота. В розничном товарообороте выделяют реализацию: за наличный расчет и реализацию в кредит. В процессе анализа определяют, какой из видов оборота обеспечивает наибольшую выручку, и оценивают, как изменяется товарооборот по видам продаж, устанавливают, какое из условий оплаты в наибольшей степени способствует росту товарооборота и, следовательно, денежной выручки от продаж. В анализе товарооборота по организационным формам изучают реализацию: • через стационарную торговую сеть, т.е. торговую сеть, расположенную в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях; • через мелкорозничную торговую сеть, в которой выделяют розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки и передвижные средства развозной и разносной торговли; • через виртуальные интернет-магазины; • по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений (посылочную торговлю); • комиссионную — розничную продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами— комитентами по договорам комиссии. Развозной называют розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств. Разносной считается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улицах. Форма торгового обслуживания — это разные методы обслуживания покупателей. По формам торгового обслуживания различают: • индивидуальное обслуживание через прилавок; • самообслуживание; • индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания; • салонное обслуживание; • обслуживание по заказам; • обслуживание по образцам; • обслуживание через Интернет; • обслуживание на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улицах; • обслуживание через автоматы. В анализе товарооборота по составуосуществляют сравнение фактического товарооборота с плановым оборотом по видам, организационным формам, формам торгового обслуживания. Оценивают степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах.Исчисляется удельный вес каждой составляющей товарооборота, например доли товарооборота стационарной торговой сети, мелкорозничной торговой сети в общем товарообороте, или удельный вес товаров, реализованных в форме самообслуживания, через прилавок и т.д., проверяют выполнение плана по удельным весам. Такое исследование проводят за год и по кварталам, месяцам, а также в динамике за ряд периодов. Если товарооборот по составу не планировался, ограничиваются динамическими сравнениями по каждой из составляющих товарооборота цепным и (или) базисным способами. Анализ позволяет выявить: • наиболее существенные для организации составляющие товарооборота, которые занимают наибольший удельный вес; • перспективные направления продаж, удельный вес которых растет; • несущественные для организации продажи, доля которых незначительна; • методы или формы торговли, по которым снижается доля товарооборота из-за падения покупательского спроса либо по другим причинам; в перспективе эти методы и формы могут быть исключены из торгового процесса. Следует учитывать и последствия применяемых методов или форм торговли. Например, при анализе продаж в кредит в розничной торговле учитывают возможные последствия отсрочки, включая задержку денежных поступлений, риск неоплаты, вероятность инфляции и ее влияние на финансовый результат от данного вида продаж. В анализе учитывают преимущества тех или иных составляющих товарооборота. Например, организационная форма продаж через интернет-магазины позволяет свести к минимуму складские запасы, а товар может доставляться от производителя с использованием методов логистики.
В рамках анализа общего объема товарооборотаоптовых предприятийизучаюттакже структурутоварооборота:в ассортиментном разрезе, по рынкам сбыта, клиентам.В розничной торговле анализируют структуру товарооборота:по периодам (кварталам, месяцам), в ассортиментном разрезе. Удовлетворение покупательского спроса является главной целью формирования структуры товарооборота. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам разных категорий покупателей. Анализ структуры товарооборота в ассортиментном разрезе позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах. Структура товарооборота — это соотношение удельныхвесов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме товарооборота: Уд.вес группы товаров = (Тгт : Т) х 100,(6) где: Тгт–товарооборот по товарной группе; Т - общий объем товарооборота. Такую структуру товарооборота анализируют в следующей последовательности: 1) изучают выполнение плана по товарным группам; 2) рассчитывают удельный вес каждой товарной группы в общем объеме товарооборота; 3) анализируют динамику продаж отдельных товаров цепным и (или) базисным способами; 4) выявляют сезонность спроса. В процессе анализа оценивают выполнение плана по удельным весам отдельных товарных групп или видов товаров в общем объеме товарооборота. Выполнить план по структуре — значит обеспечить в фактическом товарообороте запланированное соотношение отдельных товаров (видов, групп). Неравномерное выполнение плана по отдельным товарам приводит к отклонениям от плановой структуры товарооборота, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей организации. Каждый из видов товаров имеет свои затраты по закупкам, размер торговой надбавки, доходоемкость, спрос. Поэтому изменения в ассортименте и структуре товарооборота приводят к изменению выручки, размеров доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, прибыли и эффективности работы торгового предприятия в целом. План по структуре товарооборота может считаться перевыполненным в том случае, если удельные веса более доходоемких товаров, товаров с большей оборачиваемостью, большей рентабельностью превышают их плановые значения. При таком изменении продажи будут более эффективными. Исходные и расчетные данные сводят в таблицы для последующего изучения, выполнения АВС-анализа, выводов и рекомендаций. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 374. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |