Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники информации для анализа товарооборота




Тема 3. Анализ товарооборота торговых предприятий

1. Характеристика, значение, задачи анализа товарооборота.

2. Общий анализ товарооборота.

 3. Анализ товарооборота по составу, видам, формам оборота

4. Факторный анализ товарооборота.

 

Характеристика, значение, задачи анализа товарооборота

 

Товарооборот— один из важнейших показателей развития как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом. Во внутрифирменном значении этот показатель отражает успех торгового предприятия, спрос покупателей на реализуемые товары. От товарооборот зависят все важнейшие финансово-экономические показатели, включая валовой доход, уровень издержек обращения, объем и эффективность использования товарных ресурсов, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др.

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж.

В народно-хозяйственном значении товарооборот характеризует обеспеченность населения товарами. Рост продаж в наибольшей степени стимулирует развитие промышленности и определяет возможности ее дальнейшего развития. В этом смысле торговля является двигателем промышленности.

Товарооборотом называют объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени (п. 123 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля (Термины и определения)». Товар— это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи (п. 64 стандарта «Торговля»). Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.

В торговле товарооборот подразделяется на оптовый и розничный.

Оптовый товарооборот — объем продажи товаров торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте (п. 125 стандарта «Торговля».Подробнее это понятие раскрыто в постановлении Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69, согласно которому оборот оптовой торговли представляет собой выручку от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Если товар продается покупателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то продавец осуществляет розничную торговлю (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Оборот розничной торговли представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет (постановление Росстата № 69).

Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям в оборот розничной торговли не включается.

Анализ розничного товарооборота имеет много общего с анализом оптового. Многие методики анализа оптового и розничного оборота, по сути, дублируют друг друга. Поэтому, чтобы не повторяться, рассмотрим методику оптового и розничного товарооборота, выделяя особенности каждого из видов оборота.

Основные задачи анализа товарооборота:

   •изучение товарооборота в целом, по формам торговли, ассортименту и т.д.;

•изучение ритмичности, равномерности товарооборота и его динамики;

•определение тенденций изменения объемов продаж по составу, по подразделениям, видам и формам;

•идентификация и измерение факторов, влияющих на изменение объемов реализации, неиспользованных резервов для расширения торговли и увеличения товарооборота.

Источники информации для анализа товарооборота

Для анализа товарооборота используют многочисленные и самые разнообразные источники информации:

 1)статистические данные о социально-экономических показателях региона деятельности;

2)данные о структуре населения, его денежные доходы и покупательские способности;

3)данные о товарном обеспечении на рынке;

4)данные бухгалтерского учета и отчетности, включая:

•первичные документы бухгалтерского учета;

•товарные отчеты, учетные регистры о движении и остатках товаров;

•инвентаризационные описи, акты об уценке и переоценке товаров;

•акты документальных ревизий, аудиторских проверок, обследований и др.

В составе бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс (форма № 1) содержит данные о товарных запасах и о товарах отгруженных в покупных ценах. В справке к этой форме по данным о забалансовых счетах приводятся суммы товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, и товаров, принятых на комиссию.

В отчете о прибылях и убытках (форма № 2) отражается выручка (нетто) от продажи товаров за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

В отчете о движении денежных средств (форма № 4) приводится выручка от продажи товаров.

Статистическая отчетность имеет множество форм, содержащих информацию, полезную для анализа товарооборота.

Оборот оптовой, розничной торговли и общественного питания, данные об остатках товаров отражаются в унифицированной форме федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», представляется ежемесячно.

Ежегодный отчет форма № 1-торг «Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли» утвержден постановлением Росстата от 6 июня 2007 г. № 45. В отчете отражаются: оборот оптовой, розничной торговли, запасы товаров по группам (более 44 групп продовольственных и более 90 групп непродовольственных товаров).

Информация о продаже товаров розничными организациями по ассортиментным группам приводится в квартальной форме №1 - торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп», утвержденной постановлением Росстата от 16 июля 2004 г. № 30 в действующей редакции.

Разнообразную полезную информацию содержат форма №1-конъюнктура (опт) «Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле» и форма №1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле» (утверждены постановлением Росстата от 5 августа 2005 г. № 59, в действующей редакции). Эти формы представляются органам государственной статистики ежеквартально.

В форме №1-конъюнктура (опт) «Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле» отражаются среднесписочная численность работников оптовой организации, оптовый товарооборот, объем продаж в натуральном выражении, ассортимент товаров, заказы (уровень спроса) на реализуемую продукцию и их изменение, вид расчетов с поставщиками, складские площади, складские запасы товаров и их изменение, обеспеченность складского хозяйства оборудованием, информация о дополнительных услугах по реализации продукции, данные об изменении цен, факторы, ограничивающие деятельность организации, общее экономическое положение организации и др.

В форме №I-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле» приводятся следующие данные: среднесписочная численность работников, средний однодневный товарооборот, изменения показателей численности, товарооборота, объема продаж в натуральном выражении, заказы на поставку, ассортимент товаров, оценка конкурентоспособности организации, складские площади, складские запасы товаров и их изменение, торговая наценка, данные о поставщиках товаров, оценка складских запасов, оценка изменения цен, вид расчетов с поставщиками, направления отчислений средств на развитие торговой деятельности, факторы, ограничивающие развитие деятельности, оценка общей экономической ситуации в организации.

Для субъектов малого предпринимательства используется также информация отчетов:

• «Сведения об обороте торговли и общественного питания малого предприятия», месячная форма № ПМ-торг;

• «Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли», квартальная форма № 3-торг (ПМ).

Форма № 3-торг (ПМ) составляется юридическими лицами, являющимися малыми предприятиями (кроме микропредприятий), основным видом деятельности которых является розничная торговля (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами и моторным топливом), по перечню товаров, установленному территориальными органами Росстата.

Отчет «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (форма № ПМ) утвержден постановлением Росстата от 15 октября 2007 г. № 78. Он представляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за отчетный период прошлого года.

Сведения о деятельности в розничной торговле физических лиц, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) содержатся в отчете «Сведения о деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле» форма № 1-инд (торг), утвержденном постановлением Росстата от 1 августа 2007 г. № 60. Этот отчет представляется два раза в год. Данные об остатках и продаже товаров в нем приводятся в сумме и по удельным весам.

При анализе товарооборота на основании всех источников информации составляются аналитические таблицы, которые затем изучаются, по ним разрабатываются краткие выводы и даются рекомендации по увеличению продаж и повышению их эффективности.

 

Общий анализ товарооборота










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...