Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поль Анри Тири Гольбах (1723-1789)




-доказывал сводимость всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, образующим в своей совокупности вечную несотворенную природу.

-опровержение всех богословских и идеалистических предрассудков о характере действующих в природе сил и об их причинах.

-Основа всех процессов природы - материя с присущим ей свойством движения. два рода движения:

1) движение материальных масс, благодаря которому тела переходят из одного места в другое

2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии, т. е. от сочетания действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоит это тело.

-Универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать;

-Природа получает свое движение от себя самой, ибо природа — великое целое, вне которого ничто не может существовать.

-Материя вечно движется, движение есть необходимый способ ее существования и источник таких ее первоначальных свойств, как протяженность, вес, непроницаемость, фигура и т. д.

-Отрицание сверхъестественных причин в природе. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие в ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Законы причинной связи так же универсальны, как универсально свойство движения в природе.

-Вселенная - необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга.

-Материальные процессы исключают случайность или целесообразность.

-Поведение человека в обществе и его действия сводит к механической необходимости.

-В природе все необходимо и так как ничто из того, что в ней находится, не может действовать иначе, чем оно действует, то отсюда выводится отрицание случайности.

-Отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.

Дени Дидро (1713-1784)

-Положения о вечности и бесконечности природы.

-Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего.

-Внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики.

-Мысль о развитии, о связи протекающих в природе процессов. Все изменяется, исчезает, только целое остается.

-Мир беспрерывно зарождается и умирает, каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира.

-Механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений или если ощущение появляется на известной ступени развития материи как нечто качественно новое, или же если способность, аналогичная способности ощущения, должна быть признана свойством всякой материи независимо от формы материального тела и от степени его организации.

-Различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации

-В способах общения животных и людей между собой нет ничего, кроме действий и звуков.

-Животное — инструмент, обладающий способностью ощущения.

-Люди - инструменты, обладающие способностью ощущения и памятью.

-Наши чувства — «клавиши», по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе.

-Человек, так же как и животные, заключает в своей организации нечто автоматическое, и автоматизм органических форм не только не лишен одушевленности, но предполагает возможность ощущения как всеобщее свойство материи.

-Из инертной материи, организованной известным образом, под воздействием другой материи, а также теплоты и движения возникает способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоции, мышления.

-Все умозаключения выведены природой, мы только регистрируем соприкасающиеся, известные нам из опыта явления, между которыми существует необходимая или обусловленная связь.

-Различает в вещах «первичные» качества (существующие в самих вещах и не зависящие от отношения к ним нашего сознания) и качества «вторичные», чувственные (заключающиеся в отношениях предмета к другим вещам или к самому себе).. Вторичные качества существуют независимо от сознания воспринимающего субъекта.

Вопрос 34. Теория познания канта и его онтологический переворот.

В творчестве Канта выделяют два периода:

докритический-характерен вниманием философа, главным образом к онтологическим проблемам. Его прежде всего интересовали вопросы естествознания, в изучении которых ученый достиг высоких результатов. Кант разработал теорию возникновения солнечной системы из равномерно распределенных в пространстве атомов, которые под воздействием гравитационных сил сгруппипровались в «облачности» (будущие звезды). Также Кант обосновал зависимость процессов происходящих на Земле (приливное торможение) от воздействия на них Луны.

Критический период творчества отличался его первостепенным вниманием к вопросам гносеологии, исследованием чистого разума.

Как возможно познание? -основной вопрос, поставленный Кантом.

Условиями познания являются:

1)сознание(познающего субъекта)

2)внешний по отношению к сознанию мир (познаваемый объект), что обеспечивает возможность опыта, получаемого субъектом в результате воздействия внешнего мира на созанние.

-признается существование внешнего мира, его объективность, независимость от сознания.

-информацию о внешнем мире возможно получить только через органы чувств, несовершенные и поэтому отражающие образы внешнего мира лишь поверхностно.

Кант выделяет три познавательных уровня сознания:

1)чувственность, которая дает возможность ощущений (этому уровню соответствует математика, под которой Кант в данном случае понимал арифметику и геометрию.

2)рассудок,позволявший оперировать понятиями и суждениями (ему соответствуют естественные науки).

3)разум, которым обусловлена способность умозаключений(ему соответствует метафизика, т.е. философия).

Все возможное знание выражено в суждениях: аналитические и синтетические, с другой- априорные и апостериорные.

Аналитические суждения - в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях: все материальные объекты обладают массой, обладание массой содержится в понятии материального объекта.

Синтетические суждения - в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии: некоторые материальные объекты могут быть прозрачными, здесь прозрачность как бы присоединяется к информации, уже содержащейся в понятии происходит синтез.

Априорные суждения- предшествующие опыту.

Апостериорные- получаемые в результате опыта.

Исходное онтологическое основание Канта о существовании сознания (познающего субъекта) и внешнего мира (познаваемого объекта) дает повод исследователям причислять его к дуалистам. Однако Кант не сомневался в существовании Бога, творца всего сущего; в этом его убеждали «моральный закон в груди и звездное небо над головой». Исходя из этого, Кант деист и объективный идеалист.

 

Вопрос 35. Идеалистическая диалектика И. Гегеля.

Заслуга Гегеля по сравнению с предшественниками в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

Главное содержание диалектики выявляют три основных закона, сформулированные Гегелем:

1)закон единства и борьбы противоположностей (он характеризует двигательную силу процесса развития, усматривая ее в борьбе противоположностей, внутренне присущих объекту); В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет.

2)закон перехода количественных изменений в качественные, (говорит о скачкообразном характере развития). Один человек подчиняется одним законам, а толпа существует по иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным.

3)закон отрицания отрицания, (показывает, что первоначальное превращение в противоположность (отрицание) и последующее превращение в противоположность (отрицание) не есть возвращение к прежнему состоянию, а представляет собой переход на более высокий уровень развития). Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития. Пример: Маркс отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

-Познанные диалектические законы внешнего мира, рассматриваемые в их методологической функции, образуют диалектический метод – важнейший компонент диалектического мышления , который предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.

-Законы диалектики применимы не только к природе, обществу, но и к процессу познания.

-Среди законов диалектики центральное место занимает закон единства и борьбы противоположностей. Его называют «ядром» диалектики. В этом законе фиксируется и развертывается содержание категории противоречия.

Почему диалектика Гегеля имеет идеалистическую форму:

В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы":

-Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становиться по Гегелю "абсолютным духом".

Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

-позитивная особенность идеалистической философии Гегеля:

абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии.

-Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики.

-Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания.

-Идеалистическое представление: источник всякого развития – как природы, общества, человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия и имеет логическую, духовную природу.

Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей – процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели – достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.

Источник развития.

Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том. что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода.

 

Вопрос 36. Философия Марксизма

Маркс и Енгельс.

Маркс освободил гегелевскую диалектику от идеалистической формы и законы диалектики применил к анализу общественного развития в истории общества.

Маркс открыл, что сознание людей определяется в первую очередь их деятельностью, что было выражено в труде «общественное бытие определяет общественное сознание».

Философия марксизма открыла социально деятельную сущность человека:

Личность формируется в процессе социального общения, основанием которого является в первую очередь производительная деятельность человека т.к. результатом деятельности становится социальное общение и социальный обмен товарами.

Основной закон общества:

ОЭФ формируется или определяется уровнем или характером производственных сил и соответствующим этим силам производственным отношениям.

Философия Маркса – это философия материалистического понимания развития истории, так как исторический процесс задается противоречием между производственными силами и социальными отношениями.

Заслуги:

-В открытии материальных законов как оснований исторического процесса.

-В открытии социально-производственных социально-производственой сущности человека.

-В открытии феномена ОЭФ.

-В формулировке ее сущности (как соответствие социума и производства)

Философия марксизм открывает исторические перспективы развития идеи гуманизма

(общество по марксу стремится к созданию таких условий, в которых человек обнаруживает и развивает свою сущность).

Вопрос 37. Позитивизм: этапы развития и идеи.

Позитивизм в своей истории проходит три этапа:

-классический

-эмпириокритицизм (критика опыта)

-логический позитивизм(неопозитивизм, аналитическая философия, лингвистическая философия).

Позитивизм - историческая реакция на немецкую классическую философию, стремление избежать абстрактности и излишней рациональности.

Родоначальником явл-ся О. Конт, который и в книге «курс положительной философии» обращается не к логическому мышлению, а к исследованию объективных конкретных фактов, формулирует кредо позитивизма: «фил-я должна заниматься анализом научных фактов и формулировать свои положения, опираясь только на объективность, конкретность научных фактов, такой конкретностью явл-ся общество, которое можно строго описать и количественно и качественно».

В «курсе положительной философии» Конт выделяет 3 уровня развития мирового духа-массового коллективного сознания.

1.теологический-когда сознание человека общие идеи принимает как истинные, абсолютные, как веру в силу устоявшихся мер поведения. Низшая стадия, т.к. основана на вере.

2.метафизическая, стадия на которой мы принимаем общие идеи, положения без должного критического их анализа (действия как все).

3.научная стадия, которую Конт считает единственно истинной, на ней знание обосновывается объективно, знание строго верифицируется (проверяется) и тем самым обретает статус достоверности.

Т.о. Конт приходит к заключению, что философия - это методология научного анализа- это теоретическое обобщение конкретных фактов науки в целях выявления общих законов развития каждой конкретной научной отрасли.

Основополжники- Милл и Спенсер.

В классическом позитивизме строго определены первичность объективного научного факта и вторичность познания, его описание, определение и обобщение, следовательно у Конта первична наука, а философия становится служанкой науки, она обобщает то, что наука определяет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...