Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадия развития позитивизма.




Филочсофия опыта, критика опыта формируется в естественно-научной среде, основные фигуры: Эрнест Махх(махизм), химик Авинариус, Богданов-врач.

Маххизм(эмпириокритицизм) возникает как философия нового понимания научного факта, а именно махисты обосновывают активную функцию субъекта научного факта, познания ученого:

-во-первых, в выборе объекта исследования

-во-вторых, в формулировке гипотезы научного факта.

Кроме этого эмпирики ставят проблему опосредующего звена научного инструментария в методологии познания.

Вывод махистов был таков: научный факт начинается с деятельности ученого и ею же завершается и потому научный факт- это система правил методов и установок научного сообщества, организующих научные результаты, объект науки в научном процессе всегда подвергается субъективному влиянию и поэтому задача философии - это приведение в строгое соответствие субъективных методов познания и объективных свойств, изучаемого явления.

3 этап разв-я позитивизма с 30-х гг. 20 в.

Неопозитивизм, представители: польская логическая школа, представители венского кружка, Рассл, Коппер.

Неопозитивизм проблему фил-ии сводит к анализу языка, т.к. современный научный факт оформляется понятиями и концептами и потому фил-я должна исследовать смысловые, семантические, логические, метафорические и др. формы языка, чтобы придать научную строгость определениям и концепциям.

Людвиг Вингельштейн: «Мир состоит из фактов».

 

Вопрос 38. Психоанализ и неофрейдизм.

Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий (сновидение, гипноз, состояние аффекта, паника).

З.Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, кот-ая противостоит сознанию.

Психика человека состоит из 3 пластов:

1- Оно- самый нижний и самый мощный, в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти.

2- Я (эго) – небольшой слой сознательного,

3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Сфера Оно оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки чел-а.

Человек – существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Психоана́лиз— психологическая теория, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

-человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

-эти влечения преимущественно бессознательны;

-попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

-помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

-конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

-освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке)

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Техники (и этапы анализа)

1)Накопление материала:

-метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)

-«Толкование сновидений»

2)Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов

3)Анализ «сопротивления» и «переноса»

4)Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

 

Топографическая модель психического аппарата

Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Структурная модель психики:

-Эго («Я»)

-Суперэго («Сверх-Я»)

-Ид («Оно»)

Защитные механизмы

Зигмунд Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики:

-Замещение

-Реактивное образование

-Компенсация

-Вытеснение

-Отрицание

-Проекция

-Сублимация

-Рационализация

-Регрессия

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) — психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной.

невроз — отрицание

психоз — отбрасывание

перверсия — отказ

Карл Юнг.

Юнг выступил против трактовки чел-а как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, кот-ое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, кот-ый наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное

Особенность подхода к изучению коллективного бессознательного

Особенность подхода Карла Юнга к изучению коллективного бессознательного – сочетание строгой научности и метода свободный ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. Новый подход к изучению коллективного бессознательного – метод акаузальных синхронных связей: множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов происходит синхронно, но не связано с точки зрения причинных связей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 442.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...