Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Томмазо Кампанелла: «Город Солнца»




-Экономика и общество. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом.

Жители города Солнца – марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. «Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными».

К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане (независимо от их желания). Четырехчасового труда (интересно, что делать в оставшееся время?) оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества.

Распределение всего находящегося в руках должностных лиц; но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить.

С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно представить, как им это надоест. Государство вмешивается и сюда, заставляя людей заниматься тем, что им нужно, по мнению самого государства.

-Власть и религия.Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Религия в «Городе Солнца» не отвергалась. Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция. «Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».

Вопрос 27. Натурфилософия эпохи возрождения.

Заметную роль в становлении натурфилософии Возрождения сыграл ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519). Считая опыт «наставником всех наставников», рассматривая саму мудрость как «дочь опыта», Леонардо утверждал, что истина сводится к «одному единственному решению». Опыт при этом он понимает не как пассивное наблюдение, а как активное целенаправленное вмешательство в природу (правда, согласно самой природе), как эксперимент. И хотя Леонардо ещё в гуманистическом духе настаивает на возвышении человека над природой, на возвышении творений человека над творениями природы, человек у него при этом является лишь «орудием природы», пусть самым «величественным», как считал мыслитель.

Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник(1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Мыслителем, философски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Существуют, говорил Д. Бруно, бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно нашей планете. Ни один из этих бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан Богом. Вселенная вечна. Доказывая вечность Вселенной, Бруно подчеркивал необходимость исторического рассмотрения её составных частей. Эта замечательная идея свидетельствует о наличии в его философии элементов диалектики.

Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. В теории познания он стоит ближе к рационализму.

В развитии натурфилософии эпохи Возрождения существенный вклад внесли ученые-естествоиспытатели, которые на основе экспериментов выдвигали глубокие идеи, способствовавшие разработке методологии научного познания. Так, Г. Галилей (1564-1642), открывший целый ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента в научном познании. Он нашел точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связывать абстрактное научное мышление с конкретными восприятиями явлений и процессов природы. Галилеевская механика основывается на точном математическом опыте. Принимает во внимание число, величину, тяжесть, отношение к величинам, порядок их следования.

Задача ученого наблюдать, описывать мир и доходить до предельных его оснований.

Следовательно, в науке возможна абсолютная истина. Также выделяют истину божественную и научную. Галилей считается теоретиком механической модели развития мира т.к. законы механики – абсолютны и действуют в объективной природе. Силой организации развития природы оказывается бог.

Пантеизм – т.е. научное учение о бытии бога по всей природе. Бог во всем. Он бывает теистический (восхождение природы к богу) и натуралистический (это наличие бога в природе, как действующей силы, энергии, как развивающей силы.).

 

Вопрос 28. Причины и основания философии нового времени.

Философия нового времени традиционно начинается с Рене Декарта и его изречения " Я думаю, следовательно, я существую ". В начале семнадцатого века в основной части философии доминировала схоластика, написанная богословами, а также рисунки Платона, Аристотеля. Опираясь на догмы, которые прописала философия нового времени, Декартутверждал, что многие преобладающие в схоластике метафизической доктрины были бессмысленны или ложны. Иначе говоря, он предложил начать философию с нуля. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм (природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник).

Основной темой Ф. Н.В. - тема познания.

Два кр-ых течения: эмпиризм и рационализм (трактовавшие источники и природу человеческого знания)

Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) - основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Обстоятельно, эта позиция изложена в творчестве Бэкона.

Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - основным источником достоверного знания является знание .

Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинну.

Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и

философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лишь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

Пантеистическая направленность. Спиноза. утверждал, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

"Юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

В 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества. Общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

Французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.

Вопрос 29. Учение об идолах Ф. Бэкона.

Учение об идолах

Идолы (призраки) – глубочайшие заблуждения человеческого ума; этот обман является результатом неправильного и искаженного предрасположения ума, которое заражает и извращает все восприятия интеллекта.

Виды идолов:

1. Приобретенные;

Приобретенные вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов и доказательств.

2. Врожденные.

Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства.

Виды идолов:

1. Идолы рода – источник суеверий, предрассудков, веры в астрологические предсказания, вещие сны, предзнаменования, идеализации реальности (максимализм). равновесие в вещах, чем те, которые в них есть". Это предрассудки, коренящиеся в природе человека как родового существа, в несовершенстве органов чувств, в ограниченности ума.

Идол рода – самый неустранимый по Бэкону. Едва ли можно освободиться от своей природы и не присовокуплять свою природу к представлениям. Путь к преодолению идолов рода заключается в осознании этого естественного свойства человеческого разума и последовательном проведении правил новой индукции в процессе познания ( это необходимое, безусловно, основное и самое надежное средство для преодоления и других идолов).

2. Идолы пещеры – результат воспитания, образа жизни и даже всех случайностей, которые могут происходить с отдельным человеком; искаженное представление о чем-либо (субъективность). Избавиться от этого «идола» легче, чем от первого – коллективный опыт нивелирует индивидуальные отклонения.

3. Идолы площади - идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей; не удовлетворение определений и слов сущности объектов, которые они называют (слова и их значения). Вредно неверное словоупотребление. Принимая слова за вещи, люди ошибаются. Здесь его критика направлена против схоластов. Преодолеть идол можно, осознавая, что слова – это знаки вещей. Осознавая, что существуют единичные вещи – то есть нужно встать на позицию номинализма. Слова не репрезентируют реальность, а лишь обобщающую деятельность ума.

4. Идолы театра – идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств; результат неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства (ошибки философии).

От идолов театра можно избавиться и отказаться. 

Другие идолы всецело господствуют над умом и не могут быть полностью удалены из него.

Идолы воздействуют на интеллект или в силу самих особенностей общей природы человеческого рода, или в силу индивидуальной природы каждого человека, или как результат слов, т.е. в силу особенностей самой природы общения.

Единственное средство против их пагубного воздействия на ум - некая благоразумная мудрость.

 

 

Вопрос 30. Эволюция Английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Беркли).

Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

В качестве целостной гносеологической концепции Эмпиризм. сформировался в 17—18 вв.; он выступал как материалистический Эмпиризм., утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли , Д. Юм).

Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626).

Ф.Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений. К числу таких заблуждений он относил четырех идолов.

Чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”. Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека.

“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта.

Он выделяет главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений. Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка.

Джон Локк(1632 - 1704 гг.), как систематизатор эмпиризма Нового времени, определяет своей основной задачей вопрос о происхождении, достоверности и границах человеческого знания. Решение его, полагал он, послужит надежным основанием для всех предприятий человеческого разума. Опыт признается основой всякого знания. Локк полагает, что наша душа должна быть уподоблена чистой доске, письмена на которой способен оставить лишь опыт, обосновывая восходящее к античности положение: «Нет ничего в уме, чего не было раньше в ощущениях». Опыт становится главным предметом философского анализа. Наша душа различает опыт внешний (внешнее чувство) и внутренний (познание внутреннего мира самого человека). Более достоверен опыт внутренний, поскольку здесь мы имеем дело с непосредственно данным его содержанием. Сведение сложных форм к простым и тем самым достижение научного объяснения — вот его задача. Внешний опыт сводится к ощущению (идее, по терминологии Локка), которое воспринимается душою в себе самой или является прямым объектом восприятия, мышления или интеллекта. Ум способен лишь к комбинированию идей, которые поставляет опыт. Проблема различия объективности определенных, чувственно воспринимаемых свойств решается Локком разделением качеств на первичные и вторичные. Первичные — это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, величины, положения и движения, а вторичные (неадекватные вещам) — цвет, вкус, запах и т. п. Это разделение отвечало особенностям естествознания той эпохи, знавшей о волновой и корпускулярной теории света. Учение о первичных и вторичных качествах не допускало возможности объективных свойств, несводимых к механическим, определяло разрыв между субъективной формой ощущений и его объективным содержанием, не учитывало разницу между ощущением и восприятием. Отдавая предпочтение чувствам и объективному знанию, Локк способствует построению материалистических концепций, полагая, что знания обусловлены собственной деятельностью ума, он раскрывает возможности для субъективно-идеалистических теорий. Видимо поэтому его основная работа «Опыт о человеческом разуме» была настольной книгой и французских материалистов и английских идеалистов.

 

Вопрос 31. Рационализм Р.Декарта.

Рене Декарт (Картезий)-Картезианство.

Рационализм – это гносеологическая позиция обосновывающая главенствующую роль или большую значимость логического обоснования истинности знания. (первичность разума).

Рационализм Декарта опирается на эмпирический опыт, но рассматривает его как относительный опыт могущий вести к ошибкам познания.

Аргументы Декарта в пользу обоснования истины (рационализма) является следующий фактор –

Разум обладает творческой способностью, а именно создавать чистые идеи о скрытых сущностях, о тайном, глубинном и т.д.

А) Разум объясняет содержательность объекта или его сущность.

Б) Мысли, Разум объясняют закономерности объекта, то есть его причинно-следственные связи, отношения.

В) Разум открывает возможность возможного будущего развития объекта.

Мышление человека всегда актуально.

Импульсом активности разума является сомнение.

В работах «Правила для руководства ума» и в «рассуждении о методе» Декарт обосновывает философию субстанционализма показывая, что наука опирается на объективные материальные основания и описывает физические свойства природы.:

-величину, форму, положение в пространстве, порядок и отношение объектов с другими. Такими науками, которые обосновывают протяженность субстанции, Декард считает физику, механику, математику.

Протяженная субстанция познается разумом, но она вбирает в себя эмпирический опыт науки.

Наиболее плодотворным методом логического мышления по мнению Декарда является Дедукция – это способ или метод обобщения частных начал и обоснование его научной значимости.

Дедукция – это мысленное выведение общих свойств из частных фактов науки.

Протяженная субстанция – это понятие, в котором органически соотноситься физическая природа явлений, а это понятие является следствием, результатом взаимодействия эмпирического базиса научного знания и логического мышления ученого. (Результаты теоретического и эмпирического знания о природе, физические свойства природы).

Познание человека начинается с сомнения. Сомнение – чистый акт мышления, который становится импульсом познания (сталкиваются 2 противоположности):

-направленность на объяснение

- закрытость, неясность объекта объяснения

Мы приходим к заключению, что сомневаться можно во всем.

Вывод Декарта – Всегда и во всем (во всех актах познания) на ряду с протяженной субстанцией наличествует, живет мыслящая субстанция. Она абсолютна в пределах человеческого познания (в пределах субъективного познания)

Мыслящая субстанция (мышление) – это акт, которым человек открывает самому себя.

Cogito – активность мышления Cogito ergo sum-«Мыслю, следовательно, существую»/

(синоним самосознания)

Философия Декарта открывает человеку его глубинное я.

Я, самосознание – первопричина всех других актов разумности человека.

Итог рационализма Декарта:

Бытие – есть двуначалие, двуединство протяженной субстанции и мыслящей субстанции.

Протяженная субстанция – объект научного знания.

Мыслящая субстанция – объект философского обоснования.

Философия Декарта – это классический дуализм, но при ведущей роли мыслящей субстанции которая организует мир знания и тем самым открывает законы протяженной субстанции.

 

Вопрос 32. Учение Б. Спинозы о субстанции.

Написал «этику». Спиноза утверждал, что истинное значение – это путь к свободе человека.

Свобода – это познанная необходимость.

Рационализм Спинозы проявляется во-первых в методологическом теоретическом определении основных категорий: субстанции, атрибута, модуса.

Рационализм Спинозы проявляется в обобщении научно-философских идей о природе и понимании ее как внутренне-активной.

Рационализм Спинозы выражается в понимании свободы человека как возможное действие познающего разума.

Субстанция – есть то, что существует само по себе и в своем существовании не нуждается в другом.

(это то, что в своем бытии самодостаточно, то что обладает полнотой бытия).

Это есть сама природа, которая первична, объективна, абсолютна, универсальна и активна.

Активность субстанции – в ее атрибутах выражается.

Атрибут – это существенное свойство объекта, субстанции, которое генетически глубинно присуще объекту.

Атрибуты – протяженность и мышление.

В силу внутренней активности природы, она может порождать и другие атрибуты. Тем самым Спиноза дает философское обоснование принципа неисчерпаемости материи.

Атрибутивные свойства человека – язык, техника, культура и т.д.

Модус – атрибуты в них выражаются.

Модус – это свойство преобразования, в котором выражаются протяженность и мышление.

Модусы – проявляются во взаимодействии природных начал как результаты актуального раскрытия протяженного мышления.

Модус - это состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.

Модусы же, как "конечные вещи", изменчивы, преходящи, и только по отношению к ним имеет силу категория длительности. Согласно Спинозе, нельзя свести единство бесконечной природы, выражаемое понятием субстанции, к сумме составляющих ее вещей, модусов. Человек, по этой философской системе, составляет лишь один из бесконечного числа модусов субстанции.

Разрыв у Спинозы между Миром конечных вещей – модусов и бесконечной сущностью – субстанцией.

 

Вопрос 33. Философские идеи французских просветителей.

 

Представители: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

XVIII в. - эпоха Просвещения. Просвещения сводился к:

-уверенности в мощи человеческого разума,

-прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества.:

Французские материалисты XVIII века считали:

-движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения.

-отстаивают детерминизм, т. е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий. Хотя человек — продукт внешних сил и физических условий, он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу

-человек движим стремлением к удовольствию и отвращением к страданию.

-человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшие, а также ставить себе цели и изыскивать средства.

-Физические удовольствия — самые сильные, но они непостоянны и при избытке приносят вред.

-удовольствия умственные — более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

-исходной точкой мудрости должно быть не наслаждение, а руководимое разумом познание человеческой природы.

-люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и новые обязанности.

Французский материализм — высшая форма материалистической мысли XVIII века. Выдающееся историческое значение французского материализма XVIII века заключается в его борьбе против религии и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло совершенно новую форму.

Для философии французского Просвещения было характерно:

-признание приоритета разума в решении всех проблем

-критицизм и антиклерикальная направленность

-деизм

-материализм в понимании природы

-сенсуализм и созерцательность в гносеологии

-исторический оптимизм.

Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи.

- разработка программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе

-сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей.

-суть социального прогресса - в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

-развивали теории “естественного права” и общественного договора” (защита права народа на восстание, если власть нарушает условия договора и становится тиранической.)

1. Концепция природы

Природа разумна

Разумность природы – в создании человека

2. Концепция человека

Среда формирует личность посредством образования и науки

Цель человека – знание и достойный образ жизни

3. Концепция истории

Разум направляет историю

История – результат совокупности идей










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...