Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Устранение исторических противоречий




Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, активизации индивида, посредством методов гуманистического управления, распространения психодуховных ориентаций, являющихся эквивалентом религиозных систем прошлого; раскрепощение внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению; осознание человеком неподлинности своего существования в обществе тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретения самости своего мнимого Я, врожденные жизнеутверждающие мировоззрения и внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом; использование «гуманистического психоанализа» как социального приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия.

Ценность человека

Ценность человека – способность к любви, ибо любовь – критерий бытия и ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с миром становятся превалирующими, тем самым способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от кибернетической религии к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.Работы:«Иметь или быть», «Бегство от свободы»

Вопрос 39. Экзистенциализм.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.

Предмет – внутренняя свобода человека и проблема свободы выбора. Причины:

1. Социальное противоречие: гуманизм и война;

2. Одиночество человека;

3. Завышенные требования к человеку;

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные

Родоначальник – Сёрен Кьёркегор (Дания); Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов – в России.

После I мировой войны – в Германии. После II мировой войны – во Франции.

Представители: Карл Ясперс, Марк Блох, Эрнест Хемингуэй, Мартин Хайдеггер; Федор Михайлович Достоевский, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Экзистенциализм:

1. Атеистический экзистенциализм;

Философия внутреннего состояния человека.

Признание первичности личности в обществе истории.

Проблему выбора возлагает на человека.

Предмет – проблема внутренней свободы человека и его стремления к выходу из ситуации.

Экзистенция – чувства человека, переживающего свое состояние (экзистенциал).

Экзистенциалы (состояния):

1. Страх;

2. Радость;

3. Свобода;

4. Ответственность;

5. Тревога;

6. Выбор.

Сартер

«Экзистенциализм – гуманизм»

Существование человека – экзистенция – внутреннее чувство данности своего я, которое выражается в стремлении к ч.л.

Экзистенциальная дихотомия свободы: Свобода – бремя, т.к.:

1. Любой человек на нее обречен;

2. Неизвестность;

3. Влечет ответственность.

Экзистенциальный человек – личность в состоянии внутреннего выбора.

Внутренняя свобода личности первична по отношению к общественной свободе.

 

2. Религиозный экзистенциализм.

Проблему выбора возлагает на Бога, государство.

Родоначальник экзистенциализма - Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

-осознание им неблагополучия мира.

-Начало философии вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

-Душа первична, а тело вторично.

-человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться:

-от эстетического отношения жизни (при котором целью существования выступает наслаждение) к этическому.

-От этического (при котором целью жизни становится разумное служение долгу) к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

 

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе.

-главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире.

-стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперсарешение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

 

Вопрос 40. Проблема становления русской философии.

Характер древнерусской философской культуры определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Философские идеи находили свое выражение прежде всего в богословских сочинениях. Через богословскую литературу к нам приходили философские идеи античности, патристики и ранней схоластики. Переводились сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Иоанна Дамаскина и других представителей византийской патристики, пользовались известностью произведения болгарских мыслителей - Кирилла и Мефодия, Иоанна, экзарха Болгарского. Философские идеи наших авторов периода Киевской Руси XI-XII вв. мы находим в литературных памятниках "Русская Правда", "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", в произведениях митрополита Иллариона, митрополита Климента Смолятича, великого князя Владимира Мономаха, Кирилла Туровского и др.

Формирование русской мыслительной традиции хронологически совпадает с утверждением на Руси христианства, и затем на протяжении многих веков русская мысль живет и находит свое выражение почти исключительно на языке христианских понятий и образов. Она движется в фарватере тех вопросов и методов их решения, которые были восприняты из христианской богословско-философской традиции, достигшей к моменту своей русской рецепции уже без малого тысячелетнего возраста.

Наряду с религиозной литературой на Руси появляется светская, возникают еретические течения, Тринитарность понимания мира выражена в образах трех задумчивых ангелов, склонившихся друг к другу. Левый ангел изображает творца мира и земли - Саваофа, средний ангел - олицетворяет божественный Логос, Иисуса Христа, правый - духа Истины Параклита, Святого духа. Формируется идея о перемещении политического и духовного центра восточного христианства в Москву. Старец Философей говорил: "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".

Сформировалось новое религиозное движение - старообрядчество.. Сложилась оппозиция так называемых "традиционалистов", выступавших против многих новаций, и "модернистов", считавших необходимым усовершенствования в обществе. "Модернист" Симеон Полоцкий обсуждает проблему соотношения философии и богословия, знакомит читателей с высказываниями античных авторов, пропагандирует светское знание.

В 1687 г. Основана Московская славяногреколатинская академия. В ней изучалась философия, в основе учебного курса лежали взгляды Аристотеля и схоластов.

Восемнадцатый век начинает новый этап в истории страны. Реформы Петра I затронули все стороны общественной жизни. Создается Петербургская академия наук, закладываются основы естествознания, формируются философия и социология, свободные от богословия. Новые научно - философские идеи нашли яркое выражение в кружке Феофана Прокоповича. В кружок, который называли "Ученой дружиной Петра I", входили В.П. Татищев, А. Д, Кантемир, А.М. Черкасов, И.Ю. Трубецкой. Члены кружка четко разграничивали компетенцию духовной и светской власти, призывали к образованности общества, обсуждали философские вопросы состояния души и тела, проблемы гносеологии.

В екатерининское время официальной становится идеология "просвещенного абсолютизма". Тогда же в дворянских кругах образовалась оппозиционная группа, так называемое национально - консервативное направление, во главе с М.М. Щербатовым. В духовных академиях и Московском университете преподавалась лейбнице-вольфианская метафизика. В середине века в Россию проникает и становится модным масонство.

Религиозно - идеалистической идеологии противостояло движение Русского просвещения. Оно инициировало начало освободительного движения. У его истоков стоял Александр Николаевич Радищев. Его главные работы: "Путешествие из Петербурга в Москву" и "О человеке, о его смертности и бессмертии". Анализируя ситуацию в России, Радищев приходит к выводу о всеобщем беззаконии на всех ступенях общества. Необходимы радикальные перемены - отмена крепостного права, переход к республике и т.п. В своем основном философском труде "О человеке…" Радищев использует любопытный прием. В первых двух частях утверждается, что бессмертие души есть не что иное, как пустая мечта, а в двух заключительных - излагаются религиозно - идеалистические суждения о бессмертии души. С точки зрения материализма душа возникает вместе с рождением человека, телесный орган души - мозг, а когда человек умирает, разрушается "мысленный орган", исчезает душа. С точки зрения идеализма душа - простая, неделимая субстанция, отсюда делается вывод о ее неуничтожимости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитии русской философии постоянно противоборствовали две точки зрения: православно - консервативная и просветительско-западническая.

 

Вопрос 41. Основные особенности русской философии.

1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.

2. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.

3. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.

4. С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.

5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом».

В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов:

1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.;

2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века);

3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века);

4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века).

Несмотря на то, что определенное философское значение имеют работы таких мыслителей как Илларион («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение»), агиографическая (житийная) литература, концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, есть основания полагать, что самостоятельный характер и особое мировое значение русская философия получает лишь в с творчества В.С. Соловьева, прямыми предшественниками которого являются славянофилы и западники.

Основы предмета русской философии составляли:

a.) Проблема человека, его судьбы и смысла жизни;

b.) Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

c.) Проблемы морали и нравственности;

d.) Проблема исторической судьбы России (западники и славянофилы);

e.) Проблема власти;

f.) Проблема государства;

g.) Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

h.) Проблема будущего.

 

Вопрос 42. Учение о бытии.

Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.

Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:

-атомистическая модель (Демокрит);

-эфирная модель (Декарт);

-вещественная (Гольбах).

Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом.

В ранней античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в рез-те взаимод-я различных стихий-земли, воды, воздуха, огня.

В средние векабытие-это прежде всего Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой-несамостоятельное , слабое существо.

В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение картины мира привели к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств.

В фил-ии 19-20 вв. наряду с классическими философскими школами появились новые неклассические философские системы; несмотря на развитие науки были популярны иррациональные воззрения. Бытие в некоторых случаях фактически сводилось к бытию человека (фил-я жизни, экзистенциализм). А в позитивистском подходе при описании реальности предлагалось опираться только на научные факты, исключать метафизические измышления, спекулятивные конструкции.

При всем многообразии подходов можно выделить некоторые относительно общие принципы отношения к бытию, сложившиеся в 19-20 вв.

Важным принципом явл-ся реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека- части этого мира.

Субстанциализм- свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция-это материя, для других - идеальная сущность.

Динамизм - бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии.

 

 

Вопрос 43. Философское учение о природе, движении, развитии.

 

 

Вопрос 44. Пространство и время как формы бытия материи.

Проблема отношения пространства и времени к материи.

Концепции:

1. Субстанциональная концепция;

Пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей

и независимо от нее. Свойства пространства и времени не зависят от характера протекающих материальных процессов. Пространство - вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит (Демокрит, Эпикур).

2. Реляционная концепция. Пространство и время - система отношений, образуемых движущейся материей (Аристотель, Гегель).

Реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование - теория относительности Энштейна.

Специальная часть: Пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единый пространственно-временной континиум.

Общая часть: Пространство и время не существует без материи.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, форма сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.

Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени.

 

Вопрос 45. Философское учение о сознании.

Сознание– это очень сложное, много значимое, многоаспектное понятие. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками (медицина, психология, конфликтология и др.), каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам. Каждое из этих определений оказывается при этом неполным и односторонним.

Сознание - это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах.. Сознание– это не просто некий образ вообще, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Весьма условно можно выделить 4 компонента структуры сознания:

1.телесно – персептивные способности получения знания;

2.логико – понятийные способности и знания, получаемые на их основе;

3.эмоциональные компоненты;

4.ценностно – смысловые компоненты.

Невероятно сложна проблема происхождения сознания. Это – одна из величайших тайн

мироздания. Естественно, она увязана с проблемой происхождения самого человека. До сих пор не ясно кто прав больше: дарвинисты, космисты или теологи.

Важным местом в сознании является проблема бессознательного. К нему относятся такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое место в его поведении. Это могут быть ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, факторов, обещаний, событий, намерений); это могут быть фантазии, мечты, грёзы, сновидения. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до настоящего времени одним из сложнейших как в психологии, так и в философии и не имеет однозначного решения.

Сознание и самосознание.

Самосознание – это невероятно сложный процесс обнаружения человеком "Я" своей причастности к знанию мира, отдельных элементов этого мира, других людей, себя самого.

Самосознание – это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам.

Уровень самосознания не является постоянной величиной для всех людей. Многие живут, акцентируя своё внимание преимущественно на внешний мир. Их "Я" не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиться на своём внутреннем состоянии.

Общественное сознание – это такой тип сознания вообще, который взаимосвязан с индивидуальным сознанием и который представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, умозаключений, понятий, отражающий общественное бытие. Это значит, что индивид, принадлежащий к той или иной социальной общности, вынужден принимать своеобразные "правила игры": он коррелирует содержание своего индивидуального сознания с установками, ценностными ориентациями этой общности. Общественное сознание как господство коллективной и эмоциональной установки только снижает активность и самодеятельность индивидуального сознания.

Проблема взаимосвязи и взаимодействия индивидуального и общественного сознания актуально для любого общества, но её решение зависит от конкретных социально – политических норм жизни: в традиционных и тоталитарных обществах приоритет имеет общественное сознание, а в либерально – демократическом – индивидуально – личностное. Признавая индивидуальное сознание как главную ценность, следует помнить, что полной свободы индивидуального сознания от общественного нет и быть не может.

Иллюзорное сознание – это сознание искаженное, обманное, неистинное, неадекватное восприятие действительности. Люди с иллюзорным сознанием мыслят, как живут, и живут, как мыслят. Феномен иллюзорности сознания всегда существует "для другого", "чужого", чьё сознание не совпадает с моим. Расценить "моё" сознание как иллюзорное может только "чужое" сознание. Проблема истинности или иллюзорности сознания всегда имела практический смысл: молодое поколение (поколение детей) не всегда адекватно оценивало сознание старшего поколения (поколения отцов).

 

Вопрос 46. Сознание, самосознания, язык и речь.

Сознание – это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Язык – наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

Язык и сознание происходят из глубокой древности.

Две основных функции языка:

– служить средством общения;

– служить орудием мышления.

Речь – это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.

Язык – это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.

Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.

Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. Благодаря языку как средству межиндивидуального общения сформировалось общественное сознание. С помощью символов человек переходит свои индивидуальные границы и участвует в коллективном психическом процессе (общественное сознание, общественное мнение, дух эпохи и др.). У человека единственно всеобщим средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого другого человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык.

(Про Самосознание в 45 вопросе).

Вопрос 47. Человек как предмет философии.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

Понимание сущности человека меняется в зависимости от эпохи.

Античность

Человек находится в гармонии с природой. Цель человека – понять смысл своего бытия и

воспитать в себе мудрость почитания природы и своего тела. Грех – нарушение законов природы. Ответственность человека – перед природой.

Средневековье

Тело человека становится греховным. Тело смертно, душа бессмертна. Душа – сущность, явленная в действии. Человек формируется через духовные начала. Бессмертие возможно только духовно – через идеи, в другой реальности.

Homo ludens – человек играющий – «карнавальный» человек, человек площади – человек, который оставался в пределах повседневности, телесного бытия и проявлялся в различных формах игры.

Homo faber – человек ремесленный – человек, творящий мир бытия посредством ремесла.

Многомерный человек – человек, который творит мир собственной жизни, в социальной жизни выполняет функции актера, игрока на площади и обязан достичь совершенства, божественности.

Эпоха Возрождения

Антропоцентризм.

Гуманизм.

Человек – высшее творение Бога и природы.

Уильям Оккам

Божественность в человеке:

1. Неповторимая индивидуальность;

2. Свободная воля;

3. Креативность (творческая способность)

Лоренцо Валла

«О наслаждении истинном и мнимом»

Становление личности - самим человеком через деятельность, в результатах которой проявляется его божественность (креативность).

Новое время

Homo sapiens – человек разумный.

Черты человека:

1. Разум;

2. Природное начало;

3. Предметно-практическая деятельность, в результате которой он создает антропогенную природу.

Немецкая классическая философия: Сила разума человека абсолютна и создает через труд и деятельность самого человека, создающего общественные формы бытия и исторические феномены культуры. Смысл бытия человека – познание мира через собственный разум.

Новейшее время

Шопенгауэр и Ницше

Человек – многомерное целостное специфическое явление, обладающее разумом, глубинной бессознательностью, абсолютной волей, экзистенциальной свободой и внутренним миром.

Имманентность человека – его незавершенность и открытость, что позволяет ему самостоятельно обретать свою сущность.

«Деяние определяет наше достоинство» (Иоганн Фихте).

Проклятие духа в том, что он отягощен материей.

Парадокс человека: человек сосредоточен на себе, но зависит от мира и проявляется только через отношение.

 

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия исследует:

1. Происхождение человека;

2. Индивидуальность человека;

3. Формы мышления человека;

4. Социальную и историческую концепцию человека - 18-19

века;

5. Формы выражения личной индивидуальности человека - 20 век.

 

Философские течения, предметом которых является человек:

1. Идеализм: объективный и субъективный;

2. Рационализм;

3. Психоанализ и неофрейдизм;

4. Экзистенциализм;

5. Философская антропология;

6. Феноменология.

 

Концепции объяснения человека:

1. Объективистская концепция;

Человек – часть природы, истории, мира и бытия, который управляется высшими метафизическими силами.

2. Субъективистская концепция.

Человек – исходное творческое начало, создающее мир в процессе своей деятельности.

 

Человек – первичная онтологическая ценность, открытая и незавершенная система.

Атрибутивные свойства человека:

1. Мышление;

2. Деятельность;

3. Творчество.

Специфика деятельности человека:

1. Создает ч.л. по идеальной модели, конструированной им самим;

2. Конкретность и инструментальность (с помощью методов и форм, характерных объекту деятельности);

3. Порождает новую антропогенную природу.

 

Дуализм человека:

Человек – крайне противоречивое существо.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...