![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Устранение исторических противоречий
Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, активизации индивида, посредством методов гуманистического управления, распространения психодуховных ориентаций, являющихся эквивалентом религиозных систем прошлого; раскрепощение внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению; осознание человеком неподлинности своего существования в обществе тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретения самости своего мнимого Я, врожденные жизнеутверждающие мировоззрения и внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом; использование «гуманистического психоанализа» как социального приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия. Ценность человека Ценность человека – способность к любви, ибо любовь – критерий бытия и ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с миром становятся превалирующими, тем самым способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от кибернетической религии к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.Работы:«Иметь или быть», «Бегство от свободы» Вопрос 39. Экзистенциализм. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству. Предмет – внутренняя свобода человека и проблема свободы выбора. Причины: 1. Социальное противоречие: гуманизм и война; 2. Одиночество человека; 3. Завышенные требования к человеку; По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Родоначальник – Сёрен Кьёркегор (Дания); Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов – в России. После I мировой войны – в Германии. После II мировой войны – во Франции. Представители: Карл Ясперс, Марк Блох, Эрнест Хемингуэй, Мартин Хайдеггер; Федор Михайлович Достоевский, Михаил Афанасьевич Булгаков. Экзистенциализм: 1. Атеистический экзистенциализм; Философия внутреннего состояния человека. Признание первичности личности в обществе истории. Проблему выбора возлагает на человека. Предмет – проблема внутренней свободы человека и его стремления к выходу из ситуации. Экзистенция – чувства человека, переживающего свое состояние (экзистенциал). Экзистенциалы (состояния): 1. Страх; 2. Радость; 3. Свобода; 4. Ответственность; 5. Тревога; 6. Выбор. Сартер «Экзистенциализм – гуманизм» Существование человека – экзистенция – внутреннее чувство данности своего я, которое выражается в стремлении к ч.л. Экзистенциальная дихотомия свободы: Свобода – бремя, т.к.: 1. Любой человек на нее обречен; 2. Неизвестность; 3. Влечет ответственность. Экзистенциальный человек – личность в состоянии внутреннего выбора. Внутренняя свобода личности первична по отношению к общественной свободе.
2. Религиозный экзистенциализм. Проблему выбора возлагает на Бога, государство. Родоначальник экзистенциализма - Серен Кьеркегор (1813 — 1856). -осознание им неблагополучия мира. -Начало философии вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом. -Душа первична, а тело вторично. -человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости. С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться: -от эстетического отношения жизни (при котором целью существования выступает наслаждение) к этическому. -От этического (при котором целью жизни становится разумное служение долгу) к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.
М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. -главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. -стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира. Для К. Ясперсарешение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью. Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.
Вопрос 40. Проблема становления русской философии. Характер древнерусской философской культуры определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Философские идеи находили свое выражение прежде всего в богословских сочинениях. Через богословскую литературу к нам приходили философские идеи античности, патристики и ранней схоластики. Переводились сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Иоанна Дамаскина и других представителей византийской патристики, пользовались известностью произведения болгарских мыслителей - Кирилла и Мефодия, Иоанна, экзарха Болгарского. Философские идеи наших авторов периода Киевской Руси XI-XII вв. мы находим в литературных памятниках "Русская Правда", "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", в произведениях митрополита Иллариона, митрополита Климента Смолятича, великого князя Владимира Мономаха, Кирилла Туровского и др. Формирование русской мыслительной традиции хронологически совпадает с утверждением на Руси христианства, и затем на протяжении многих веков русская мысль живет и находит свое выражение почти исключительно на языке христианских понятий и образов. Она движется в фарватере тех вопросов и методов их решения, которые были восприняты из христианской богословско-философской традиции, достигшей к моменту своей русской рецепции уже без малого тысячелетнего возраста. Наряду с религиозной литературой на Руси появляется светская, возникают еретические течения, Тринитарность понимания мира выражена в образах трех задумчивых ангелов, склонившихся друг к другу. Левый ангел изображает творца мира и земли - Саваофа, средний ангел - олицетворяет божественный Логос, Иисуса Христа, правый - духа Истины Параклита, Святого духа. Формируется идея о перемещении политического и духовного центра восточного христианства в Москву. Старец Философей говорил: "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать". Сформировалось новое религиозное движение - старообрядчество.. Сложилась оппозиция так называемых "традиционалистов", выступавших против многих новаций, и "модернистов", считавших необходимым усовершенствования в обществе. "Модернист" Симеон Полоцкий обсуждает проблему соотношения философии и богословия, знакомит читателей с высказываниями античных авторов, пропагандирует светское знание. В 1687 г. Основана Московская славяногреколатинская академия. В ней изучалась философия, в основе учебного курса лежали взгляды Аристотеля и схоластов. Восемнадцатый век начинает новый этап в истории страны. Реформы Петра I затронули все стороны общественной жизни. Создается Петербургская академия наук, закладываются основы естествознания, формируются философия и социология, свободные от богословия. Новые научно - философские идеи нашли яркое выражение в кружке Феофана Прокоповича. В кружок, который называли "Ученой дружиной Петра I", входили В.П. Татищев, А. Д, Кантемир, А.М. Черкасов, И.Ю. Трубецкой. Члены кружка четко разграничивали компетенцию духовной и светской власти, призывали к образованности общества, обсуждали философские вопросы состояния души и тела, проблемы гносеологии. В екатерининское время официальной становится идеология "просвещенного абсолютизма". Тогда же в дворянских кругах образовалась оппозиционная группа, так называемое национально - консервативное направление, во главе с М.М. Щербатовым. В духовных академиях и Московском университете преподавалась лейбнице-вольфианская метафизика. В середине века в Россию проникает и становится модным масонство. Религиозно - идеалистической идеологии противостояло движение Русского просвещения. Оно инициировало начало освободительного движения. У его истоков стоял Александр Николаевич Радищев. Его главные работы: "Путешествие из Петербурга в Москву" и "О человеке, о его смертности и бессмертии". Анализируя ситуацию в России, Радищев приходит к выводу о всеобщем беззаконии на всех ступенях общества. Необходимы радикальные перемены - отмена крепостного права, переход к республике и т.п. В своем основном философском труде "О человеке…" Радищев использует любопытный прием. В первых двух частях утверждается, что бессмертие души есть не что иное, как пустая мечта, а в двух заключительных - излагаются религиозно - идеалистические суждения о бессмертии души. С точки зрения материализма душа возникает вместе с рождением человека, телесный орган души - мозг, а когда человек умирает, разрушается "мысленный орган", исчезает душа. С точки зрения идеализма душа - простая, неделимая субстанция, отсюда делается вывод о ее неуничтожимости. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развитии русской философии постоянно противоборствовали две точки зрения: православно - консервативная и просветительско-западническая.
Вопрос 41. Основные особенности русской философии. 1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые. 2. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии. 3. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична. 4. С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична. 5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей. Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом». В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века). Несмотря на то, что определенное философское значение имеют работы таких мыслителей как Илларион («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение»), агиографическая (житийная) литература, концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, есть основания полагать, что самостоятельный характер и особое мировое значение русская философия получает лишь в с творчества В.С. Соловьева, прямыми предшественниками которого являются славянофилы и западники. Основы предмета русской философии составляли: a.) Проблема человека, его судьбы и смысла жизни; b.) Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); c.) Проблемы морали и нравственности; d.) Проблема исторической судьбы России (западники и славянофилы); e.) Проблема власти; f.) Проблема государства; g.) Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); h.) Проблема будущего.
Вопрос 42. Учение о бытии. Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума. Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи: -атомистическая модель (Демокрит); -эфирная модель (Декарт); -вещественная (Гольбах). Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом. В ранней античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в рез-те взаимод-я различных стихий-земли, воды, воздуха, огня. В средние векабытие-это прежде всего Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой-несамостоятельное , слабое существо. В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение картины мира привели к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств. В фил-ии 19-20 вв. наряду с классическими философскими школами появились новые неклассические философские системы; несмотря на развитие науки были популярны иррациональные воззрения. Бытие в некоторых случаях фактически сводилось к бытию человека (фил-я жизни, экзистенциализм). А в позитивистском подходе при описании реальности предлагалось опираться только на научные факты, исключать метафизические измышления, спекулятивные конструкции. При всем многообразии подходов можно выделить некоторые относительно общие принципы отношения к бытию, сложившиеся в 19-20 вв. Важным принципом явл-ся реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека- части этого мира. Субстанциализм- свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция-это материя, для других - идеальная сущность. Динамизм - бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии.
Вопрос 43. Философское учение о природе, движении, развитии.
Вопрос 44. Пространство и время как формы бытия материи. Проблема отношения пространства и времени к материи. Концепции: 1. Субстанциональная концепция; Пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Свойства пространства и времени не зависят от характера протекающих материальных процессов. Пространство - вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит (Демокрит, Эпикур). 2. Реляционная концепция. Пространство и время - система отношений, образуемых движущейся материей (Аристотель, Гегель). Реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование - теория относительности Энштейна. Специальная часть: Пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единый пространственно-временной континиум. Общая часть: Пространство и время не существует без материи. Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, форма сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени.
Вопрос 45. Философское учение о сознании. Сознание– это очень сложное, много значимое, многоаспектное понятие. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками (медицина, психология, конфликтология и др.), каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам. Каждое из этих определений оказывается при этом неполным и односторонним. Сознание - это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах.. Сознание– это не просто некий образ вообще, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Весьма условно можно выделить 4 компонента структуры сознания: 1.телесно – персептивные способности получения знания; 2.логико – понятийные способности и знания, получаемые на их основе; 3.эмоциональные компоненты; 4.ценностно – смысловые компоненты. Невероятно сложна проблема происхождения сознания. Это – одна из величайших тайн мироздания. Естественно, она увязана с проблемой происхождения самого человека. До сих пор не ясно кто прав больше: дарвинисты, космисты или теологи. Важным местом в сознании является проблема бессознательного. К нему относятся такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое место в его поведении. Это могут быть ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, факторов, обещаний, событий, намерений); это могут быть фантазии, мечты, грёзы, сновидения. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до настоящего времени одним из сложнейших как в психологии, так и в философии и не имеет однозначного решения. Сознание и самосознание. Самосознание – это невероятно сложный процесс обнаружения человеком "Я" своей причастности к знанию мира, отдельных элементов этого мира, других людей, себя самого. Самосознание – это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Уровень самосознания не является постоянной величиной для всех людей. Многие живут, акцентируя своё внимание преимущественно на внешний мир. Их "Я" не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиться на своём внутреннем состоянии. Общественное сознание – это такой тип сознания вообще, который взаимосвязан с индивидуальным сознанием и который представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, умозаключений, понятий, отражающий общественное бытие. Это значит, что индивид, принадлежащий к той или иной социальной общности, вынужден принимать своеобразные "правила игры": он коррелирует содержание своего индивидуального сознания с установками, ценностными ориентациями этой общности. Общественное сознание как господство коллективной и эмоциональной установки только снижает активность и самодеятельность индивидуального сознания. Проблема взаимосвязи и взаимодействия индивидуального и общественного сознания актуально для любого общества, но её решение зависит от конкретных социально – политических норм жизни: в традиционных и тоталитарных обществах приоритет имеет общественное сознание, а в либерально – демократическом – индивидуально – личностное. Признавая индивидуальное сознание как главную ценность, следует помнить, что полной свободы индивидуального сознания от общественного нет и быть не может. Иллюзорное сознание – это сознание искаженное, обманное, неистинное, неадекватное восприятие действительности. Люди с иллюзорным сознанием мыслят, как живут, и живут, как мыслят. Феномен иллюзорности сознания всегда существует "для другого", "чужого", чьё сознание не совпадает с моим. Расценить "моё" сознание как иллюзорное может только "чужое" сознание. Проблема истинности или иллюзорности сознания всегда имела практический смысл: молодое поколение (поколение детей) не всегда адекватно оценивало сознание старшего поколения (поколения отцов).
Вопрос 46. Сознание, самосознания, язык и речь. Сознание – это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Язык – наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа. Язык и сознание происходят из глубокой древности. Две основных функции языка: – служить средством общения; – служить орудием мышления. Речь – это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка. Язык – это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности. Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д. Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется. Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. Благодаря языку как средству межиндивидуального общения сформировалось общественное сознание. С помощью символов человек переходит свои индивидуальные границы и участвует в коллективном психическом процессе (общественное сознание, общественное мнение, дух эпохи и др.). У человека единственно всеобщим средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого другого человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык. (Про Самосознание в 45 вопросе). Вопрос 47. Человек как предмет философии. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Понимание сущности человека меняется в зависимости от эпохи. Античность Человек находится в гармонии с природой. Цель человека – понять смысл своего бытия и воспитать в себе мудрость почитания природы и своего тела. Грех – нарушение законов природы. Ответственность человека – перед природой. Средневековье Тело человека становится греховным. Тело смертно, душа бессмертна. Душа – сущность, явленная в действии. Человек формируется через духовные начала. Бессмертие возможно только духовно – через идеи, в другой реальности. Homo ludens – человек играющий – «карнавальный» человек, человек площади – человек, который оставался в пределах повседневности, телесного бытия и проявлялся в различных формах игры. Homo faber – человек ремесленный – человек, творящий мир бытия посредством ремесла. Многомерный человек – человек, который творит мир собственной жизни, в социальной жизни выполняет функции актера, игрока на площади и обязан достичь совершенства, божественности. Эпоха Возрождения Антропоцентризм. Гуманизм. Человек – высшее творение Бога и природы. Уильям Оккам Божественность в человеке: 1. Неповторимая индивидуальность; 2. Свободная воля; 3. Креативность (творческая способность) Лоренцо Валла «О наслаждении истинном и мнимом» Становление личности - самим человеком через деятельность, в результатах которой проявляется его божественность (креативность). Новое время Homo sapiens – человек разумный. Черты человека: 1. Разум; 2. Природное начало; 3. Предметно-практическая деятельность, в результате которой он создает антропогенную природу. Немецкая классическая философия: Сила разума человека абсолютна и создает через труд и деятельность самого человека, создающего общественные формы бытия и исторические феномены культуры. Смысл бытия человека – познание мира через собственный разум. Новейшее время Шопенгауэр и Ницше Человек – многомерное целостное специфическое явление, обладающее разумом, глубинной бессознательностью, абсолютной волей, экзистенциальной свободой и внутренним миром. Имманентность человека – его незавершенность и открытость, что позволяет ему самостоятельно обретать свою сущность. «Деяние определяет наше достоинство» (Иоганн Фихте). Проклятие духа в том, что он отягощен материей. Парадокс человека: человек сосредоточен на себе, но зависит от мира и проявляется только через отношение.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия исследует: 1. Происхождение человека; 2. Индивидуальность человека; 3. Формы мышления человека; 4. Социальную и историческую концепцию человека - 18-19 века; 5. Формы выражения личной индивидуальности человека - 20 век.
Философские течения, предметом которых является человек: 1. Идеализм: объективный и субъективный; 2. Рационализм; 3. Психоанализ и неофрейдизм; 4. Экзистенциализм; 5. Философская антропология; 6. Феноменология.
Концепции объяснения человека: 1. Объективистская концепция; Человек – часть природы, истории, мира и бытия, который управляется высшими метафизическими силами. 2. Субъективистская концепция. Человек – исходное творческое начало, создающее мир в процессе своей деятельности.
Человек – первичная онтологическая ценность, открытая и незавершенная система. Атрибутивные свойства человека: 1. Мышление; 2. Деятельность; 3. Творчество. Специфика деятельности человека: 1. Создает ч.л. по идеальной модели, конструированной им самим; 2. Конкретность и инструментальность (с помощью методов и форм, характерных объекту деятельности); 3. Порождает новую антропогенную природу.
Дуализм человека: Человек – крайне противоречивое существо. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 518. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |