Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В соотношении с благом как результатом действия познанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению.




Функции философии

1. Онтологическая функция. Объяснение бытия: происхождения, основ, законов и тенденций развития. Что первично: материальное или идеальное?

2. Гносеологическая (познавательная) функция. Исследование форм и методов познания. Что первично в познании: чувства или разум?

3. Методологическая функция. Формирование методов объяснения бытия

4. Историческая функция. Отражение особенностей и тенденций исторического времени, исследование характерных черт каждой эпохи. Какой предмет философии в каждой эпохе?

5. Социальная функция. Объяснение социума (общества): происхождения, структуры, законов и тенденций развития

6. Мировоззренческая функция. Система идей о мире и о месте человека в нем

Философия – результат синкретизма (единства знаний)

7. Аксиологическая функция. Формирование основных ценностных ориентаций

Аксиология – учение о ценностях.

8. Нравственно-этическая (гуманистическая) функция. Формирование ценности личности человека.

 

Вопрос 16. Философия как мировоззрение.

Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая

постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой. Философия стремиться показать каково значение для человека определенного осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Понятие мировоззрение достаточно широкое, и нельзя выделить четкой границы. Все от примитивного созерцания до глубокого осмысления является нашим мировосприятием. Философия, как термин, не тождественна мировоззрению, потому что является хоть и значительной, но все же частью этого понятия. Философия действительно глубоко и многогранно рассматривает наш мир, место в этом мире человека, но это далеко не априорная точка зрения, и есть множество иных взглядов, которые наряду с философией включены во всеобъемлющее понятие мировоззрения.

Философия как мировоззрение сформировалась тогда, когда человек отошел от мифических форм мышления, прошел этап становления религии и постепенного отклонения от нее. Действительно, глубокое философское познание мира началось тогда, когда человек стал задумываться о природных процессах не с мистической точки зрения, а с точки зрения естественных процессов на планете. Это, так называемые, разные уровни отражения действительности.

Первый, самый примитивный, уровень - это уровень созерцания, ощущений. Ничего не объясняется, нет никаких попыток понять реальность. Мир воспринимается только как совокупность непонятных явлений, как неизбежное, как неоспоримое.

Второй уровень уже включает в себя элементы осмысления. Теперь это можно назвать мировосприятием. Делаются попытки понять взаимосвязь между событиями и явлениями. Но тяжело назвать это венцом человеческой мысли, так как этот процесс не основан на рационализме, а больше построен на чувствах. Все обусловлено субъективным эмоциональным состоянием, опытом, через призму которого анализируются явления. Так невозможно выделить общее объективное понятие мироустройства, основанное на каких-то законах, которые будут работать независимо от человека и места.

Но вот третий уровень, на котором происходит полное осмысление явлений, построение причинно-следственных связей, сухое рациональное мышление без доли эмоций, вот тогда в действие вступает философия как мировоззрение. Тогда делаются попытки вскрыть все секреты происходящего вокруг, создать законы природы, которые бы помогли что-то предсказать, спрогнозировать, предотвратить. Такой понятийный подход основан на глубоких естественных познаниях и абстрактном, не всегда стандартном и традиционном, мышлении.

Таким образом, можно сказать, что философия как мировоззрение представляет собой высший уровень восприятия мира, его понимания. Она представляет систему рационализма и теоретических оснований под любое размышление о мире и его строении.

Философия считается матерью всех наук, потому что она сформулировала все принципы рационализма и логического мышления. Но не только науки обязаны ей своей структурой и упорядоченностью, но и каждый человек в отдельности, потому что философия является самым последним и самым развитым видом мировоззрения для человеческой цивилизации. Философия как мировоззрение является основой жизни почти каждого живущего на Земле, органично уживаясь с ранними видами мировосприятия, такими как, например, религия.

Вопрос 17. Основные идеи ранней греческой натурфилософии.

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, – о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.

Фалес- Первоначало – вода.

Анаксимен - Первоначало – воздух.

Анаксимандр - Первоначало – апейрон (частицы, из которых все состоит).

Пифагор– родоначальник идеализма.

Первоначало – число (как закон отношения величин).

Гераклит – основоположник античной диалектики.(огонь)

Борьба есть отец сущего. Все возникает в борьбе, изменяется через борьбу и исчезает в ней. Panta pei – «все течет, все изменчиво».

Диалектический логос: бытие – взаимопревращение состояний; новое возникает в результате взаимодействия противоположных начал.

Демокрит

Первоначало – атом как единица бытия, обладающая свойствами:

 1. Форма

2. Тяжесть (масса)

3. Расположение элементов (отношение друг с другом)

4. Движение (возможно, если есть 2 точки)

Ввел понятие пустоты. Атомы движутся в пустоте.

Причина многообразия мира – постоянное движение атомов.

Идея детерминизма – идея причинной обусловленности: «Нет ничего случайного, все предопределено».

 

Вопрос 18. Диалектический логос Гераклита.

Логос — критерий истины, конечный пункт метода упорядочения вещей. Диалектический логос – это закон изменчивости мира.

Его Логос – это не вещество или материал, из которого сделаны вещи, как вода или воздух у милетцев, а вечный закон, которому следует всё существующее, так сказать, Речь, с которой Природа обращается к отдельным вещам и управляет ими. Логос не существует отдельно от вещей, его частица пребывает во всякой вещи. Этот Логос, в сущности, не что иное, как закон природы, в том смысле, в каком этим выражением в наши дни пользуются ученые.

Причина, «виновница» изменения и становления вещей – всеобщая «вражда», «распря» -идея возникновения движения из столкновения противоположного.

Главные идеи:

1) идея вечной изменчивости природы и человека.

2) идея изменения развития в результате борьбы противоположностей (борьба – есть отец сущего)

3) мир – это вечный неугасающий огонь временами угасающий, временами вспыхивающий.

4) В одну и ту же рек нельзя войти дважды. Все течет, все изменяется (Panta rei)

 

Вопрос 19. Атомизм Демокрита.

Первоначало – атом как единица бытия, обладающая свойствами:

1. Форма

2. Тяжесть (масса)

3. Расположение элементов (отношение друг с другом)

4. Движение (возможно, если есть 2 точки)

+ бесконечность, неизменность, неделимость, спонтанность и атомный вес атомов.

Ввел понятие пустоты. Атомы движутся в Великой пустоте, иногда сталкиваясь и сцепляясь друг с другом. Тела – это комбинации атомов.

Причина многообразия мира – постоянное движение атомов.

Идея детерминизма – идея причинной обусловленности: «Нет ничего случайного, все предопределено». Он полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов.

Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения.

Своим учением Демокрит объясняет происхождение общества – как совокупности индивидов соединившихся для защиты. Также решает проблему о месте и роли рационального и чувственного знания.

Чувственное – первичная, но низшая ступень познания. Открытие истинных причинных связей только с помощью рационального. Чувства- это соединение атомов.

Дает материалистическое объяснение богов.

 

Вопрос 20. Моральная философия Сократа.

Философия самопознания, необходимая для правильного достойного поступка.

Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя».

Парадоксы:

-Никто не желает зла.

-Никто не делает зла по своей воле.

-Добродетель — это знание.

Моральная философия Сократа исходит из ясности и решенности того, как должно жить. Поэтому человек в ней не стоит в мучительной и темной ситуации этического выбора. Можно даже сказать, что Сократ не оставляет человеку морального выбора: выбор предопределяется знанием, поскольку добродетель — это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

В соотношении с благом как результатом действия познанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...