Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

У Сократа добро и зло – следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно – знания.




Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие)

Майевтика – метод диалога. Сократический метод, имевший своей задачей обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической диалектики.

Её сущность заключалась в том, чтобы путем следующих друг за другом вопросов заставить собеседника, сначала испытать чувство замешательства, отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине.

Вопрос 21. Учение Платона об идеях и душе.

Учение о идеях.

Окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь «тенью» умопостигаемого мира «идей» («эйдосов»).

Идеи существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны. "Идeя" пpoтивoпocтaвляeтcя у Плaтoнa вceм ее чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй.

Материальный мир находится между миром идей, понимаемых, как реальное бытие (мир подлинный, который порождает мир вещей), и небытием (материей как таковой).

Область идей образовывает иерархию:

1)Идеи высшего порядка - это идеи прекрасного, справедливого.

2)Идеи, выражающие физические явления и процессы - идеи огня, движения, цвета, звука.

3)Идеи - отдельные разряды существ (животные, человек)

4)Идеи предметов.

Все количество эйдосов восходит к идее Блага - к единому первоначалу. Эта идея «единого» близка к идее о Боге. «Бог — не только существо живое, он — совершенство благ». «Бог и есть само благо. Желая, чтобы все было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно «идее» совершеннейшего живого существа».




Учение о душе.

«Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно» Платон здесь создает миф о душе, которая представляется в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Эта колесница (душа) парит в небе, пока не натолкнется на что-нибудь твердое - она вселяется туда и получает земное тело.

Душа, по Платону, подобна идее - то есть неделима. Cyщнocть дyши - нe тoлькo в ee eдинcтвe, нo и в ee caмoдвижeнии: вce, движyщee caмo ceбя, coглacнo Плaтoнy, бeccмepтнo, тoгдa кaк вce, чтo пpивoдитcя в движeниe чeм-тo дpyгим - cмepтнo.

Платон условно разделяет человеческую душу на две части: выcшую - paзyмную, c пoмoщью кoтopoй чeлoвeк coзepцaeт вeчный миp идeй и кoтopaя cтpeмитcя к блaгy, и низшую - чyвcтвeнную. Пocлe cмepти тeлa дyшa oтдeляeтcя oт тела, чтoбы зaтeм - в зaвиcимocти oт тoгo, нacкoлькo дoбpoдeтeльнyю и пpaвeднyю жизнь oнa вeлa в зeмнoм миpe, - внoвь вceлитьcя в кaкoe-тo дpyгoe тeлo (чeлoвeкa или живoтнoгo). И тoлькo caмыe coвepшeнныe дyши, пo Плaтoнy, coвceм ocтaвляют зeмнoй нecoвepшeнный миp и ocтaютcя в цapcтвe идeй. Teлo, тaким oбpaзoм, paccмaтpивaeтcя кaк тeмницa дyши, из кoтopoй пocлeдняя дoлжнa ocвoбoдитьcя, a для этoгo oчиcтитьcя, пoдчинив cвoи чyвcтвeнныe влeчeния выcшeмy cтpeмлeнию к блaгy. A этo дocтигaeтcя пyтeм пoзнaния идeй, кoтopыe coзepцaeт paзyмнaя дyшa.

 

Вопрос 22. Учение Платона о государстве.

Диалог «Государство», Теория идеального государства

Социальные группы:

1. Правители - философы

2. Стратеги - воины

3. Производители - земледельцы и ремесленники

Эти социальные группы соответствуют 3 частям души: растительная (воины), животная (ремесленники и земледельцы) и разумная (философы). Разумность в государстве, как и в человеке, должная преобладать.

Этим социальным группам соответствуют 3 добродетели: мудрость (философы), храбрость (воины), умеренность (ремесленники и земледельцы). Четвертая добродетель – справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На этом основывается наилучшее удовлетворение потребностей, т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого.

Лучшая форма правления – аристократия (власть лучших, знающих, мудрых)

Худшая форма правления – тирания.

Верховенство интересов государства над интересами личности. Превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев.

Подчеркивает значение религии и системы воспитания.

Стремление к сохранению полиса. Отрицание завоевательных войн. Отрицание частной собственности. То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Необходимые припасы все получают от третьего сословия.

Оправдание рабства (т.к. люди не равны по природе).

 

Вопрос 23. Философские и научные идеи Аристотеля (Стагирита)

Ученик Платона, учитель Александра Македонского.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

Аристотель выводит философию из зачатков наук.

Философия — это система научных знаний.

Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

-Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

-Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

-Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

-Тирания— монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

-Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

-Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Дуализм Аристотеля - равенство двух начал: материального и идеального.

Любой предмет мира - единство материи и формы.

Идеальные сущности (формы) – образцы, которые попадая в какой-нибудь бесформенный кусок материи, превращают его в некую определенную вещь. Разумно преобразует материю в многообразие конкретных вещей мировой божественный Ум - форма всех форм.

Сущность - то, что лежит в основе: 1) материя 2) понятие и форма 3) то, что состоит из материи и формы. Материя - нечто неопределенное, которое само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенно сущее. Материя принимает определенность только с помощью формы. Без формы материя выступает лишь как возможность, и только приобретая форму, она превращается в действительность.

Философия причинности.

Сущность - причина не только реально существующего, но и будущего бытия.

В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие:

1. Causa materiales – материальное начало (ведущая)

Материя— «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2. Causa formales – форма

Форма— «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

3. Causa eficiens – движущая причина

Действующая, или производящая причина— «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

4. Causa finales – цель, ради которой соединяются 3 других причины

Цель, или конечная причина— «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Душа:

1 уровень – растительная

2 уровень – животная - чувственная

3 уровень – разумная

Он сформулировал логические законы:

закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;

закон противоречия — «не противоречь сам себе»;

закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):

-неорганические образования (неорганический мир).

-мир растений и живых существ.

-мир различных видов животных.

-человек.

 

Вопрос 24. Патристика: Этапы и проблемы.

Патристика (2-7 века). Pater – отец. Означает «учение отцов церкви».

3 этапа патристики:

1) апостринтский (деятели находились под влиянием апостолов);

2) апологетический(связан с решением религиозных и философских проблем); (2-4 века)

Апологетика – философская традиция направленная на защиту христианских идей.

Основные положения апологетики:

-защищала от неправильного толкования божественного слова (против ересей)

-защищала от тирании власти (соц. институтов)

-защищало ортодоксального библейского слова от античного влияния.

Мыслители: Тертуллиан, Плотин, Аврелий Августин.

Основные идеи патристики:

- проблема обоснования абсолютной истины (бога)

-проблема доказательства абсолютной истины или бога.

-проблема теодицеи (проблема богооправдание).

Путь веры (движение к абсолюту) исходило, основывалось на вере, так как это акт духовности человека которая дана ему богом (присуща ему от рождения).

Акт веры дает человеку опорные точки жизни и бытия. (Тертуллиан)

Всеобщее, абсолютное не может быть доказано опытно и логически (рационально).

Человек – как часть бытия – бога не может обосновывать абсолютное целое. (остается только путь веры)

Плотин возрождал идеи Платона и потому он именуется родоначальником неоплатонизма.

Плотин разграничивал 2 уровня бытия:

-земной

-божественный

Человек в 2 мирах: земном и духовном.

Философия – есть знание о божественном проявлении в земном бытии.

-начинается традиция двойственного (синкретического) видения бога.

-единство чувств, веры и действия разума.

Аврелий Августин обосновывает равнозначие веры человека на его пути к абсолюту и разума, так как разум укрепляет веру.

Идея А.А. провиденциализма (это идея направленного исторического процесса).

А.А. История – есть живой процесс деятельности людей который направлен от прошлого века к будущему гармоническому устройству людей на земле или к будущему раю.

Центральной проблемой соотношения веры и разума решаются восхождением от абсолютности веры до ее единства с рациональным обоснованием.

В период апологетики сложился метод негативной деалектики.

Это метод обоснования всеобщего через противопоставление его единичного к частному

При этом, в частном выделяются свойства через отрицание которого строится утверждение истинности общего. Метод негативной диалектики – это рациональный метод логического противопоставления частного всеобщему.

Проблема богооправдания.

Вопрос о наличии зла в мире, который исходно должен быть освобожден от него ( не иметь зла).

-Зло присутствует там, где нет бога ( не понимается предназначение человека).

-Зло – есть порождение всеобщей воли человека которому не дозволена собственная божественность.

-Зло – форма проявления только человеческого начала.

3) систематический этап: (5-7 века)

Это период определенного синтеза теологических положений (догм) и античной философской мысли. При этом выделились две ветви патристики - западная (Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин) и восточная (византийская) (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама).

Наиболее влият. из отцов церкви (патристика) - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

Проблемы ставившие и решавшие отцы церкви:

1) бытие бога, доказательства сущ. Бога;

2) соотношение веры и разума;

3) проблемы троицы;

4) проблема универсалий (общего и единичного);

5) проблема, человека, личности;

6) проблема истории;

7) проблема творения. Соответственно этой проблематики вырабатывались методы и принципы:

-принцип откровения;

-пр. максимума (чем длиннее источник, тем он подлинней; чем он подлинней тем он истинен);

-пр. экзидектики (герменевтике - фил. понимания) - толкование и интерпретация текстов, священных книг, писания ветхого и нового заветов;

-принцип творения;

-пр. анализа и синтеза;

-пр. эксперимента.

Важнейшей целью патристической философии явилась проповедь монотеизма (единобожия), трансцендентности Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарной догмы или учения о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа, креационизма (учения о творении мира), откровения (богопознания), теодицеи (оправдания бога) и эсхатологии.

 

Вопрос 25. Схоластика: Решение проблемы универсалий в номинализме и реализме.

Схоластика – изучение текста и уяснения его смысла (толкование текста)

Одна из основных проблем схоластики: отношение общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет?

В связи с решением данного вопроса выделяют 2 течения: Реализм и Номинализм.

Реализм. Существование универсалий в нашем мире реально.

Реализм крайний:

Универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном для нашего восприятия мире, а все вещи – это лишь производные от них сущности (восходил к учению Платона об идее - учения о двух мирах – мира «ейдосов», то есть прообразов вещей, и мира вещей, или форм).

Теоретики: Ансельм Кентерберийский, последователь Августина.

Единый и, в то же самое время, отдельный от природы бог обладает в своем уме теми понятиями или идеями (вневременными мыслями), в которых содержится бесконечное многообразие вещей, созданных им. Истина имеет место не только в разуме, но и является реально чем-то самостоятельно существующим. Данный вид Р. Был отвергнут церковью. Точка зрения церкви была таковой, что Бог возвышался над созданной им материальной и нематериальной природой как отдельная личность, а в соответствии с учением крайнего реализма бог «растворялся» в природе и занимал тот же уровень, что и универсалии.

Реализм умеренный:

Провозглашал троякое существование универсалий: в уме Бога, в вещах, сотворенных богом, а также в уме человека, который их познает. Универсалии существуют в самих вещах. Они являются неизменными и определяющими основаниями для всех вещей. Во всех вещах содержится идеальная сущность (сама универсалия), которая из абсолютно бесформенной материи и делает нормальные вещи (восходил к идеям Аристотеля, что сущности вещей существуют в них самих).

Теоретики: Фома Аквинский, ученик Альберта Великого.

Универсалии существуют «до вещей» (как идеи в божественном разуме), «в вещах» (как неотъемлемые формы единичного) и «после вещей» (как понятия в человеческом разуме в результате абстрактного мышления)

Номинализм. Универсалии – это имена, и существуют они лишь в человеческом сознании как понятия и термины, а реально существуют лишь конкретные, единичные предметы.

Крайний Номинализм:

Общие понятия, согласно этому учению, являются абсолютно бессмысленными, так как реально они не существуют и являются лишь пустым звуком. Каждая вещь – это единичный конкретный предмет реальности, который в себе ничего общего не содержит.

Теоретики: Росцелин. Вещь – ровно столько, сколько в ней есть – то есть единичный конкретный объект и ничего более, а понятие – сотрясание воздуха (flatus votic).

Номинализм умеренный:

Универсалии существуют после вещей. Они существуют в нашем сознании в виде обобщенных названий вещей – понятий. Эти понятия объективно не существуют, но они нужны нам чтобы ориентироваться и познавать действительность.

Теоретики:

Петр Абеляр. Универсалии являются не пустым звуком, а являются выражениями. Они принадлежат к речи, но являются более значимым элементом, чем обычные звуки. Позднее, его учение, выделившись из номинализма, было названо сермонизмом.

Уильям Оккам. Реальное бытие характерно лишь для единичных вещей, а универсалии – это умственные конструкции, и никаким реальным существованием не обладают, так как это лишь термины, существующие в уме, создаваемые разумом человека (терминизм).

Борьба реализма и номинализма завершилась победой номинализма.

 

Вопрос 26. Гуманизм и политическая утопия эпохи возрождения.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

— отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

— тесная связь с естествознанием;

— исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Гуманизм возрождения – обосновывает идею земной ценности человека, его конкретной действительной жизни.

Лоренцо Валла утверждает идею индивидуальности человека и ее абсолютную ценность.

-Индивидуальность формируется деятельностью человека.

-Исходно, в гуманизма возрождения утверждается антропоцентричная идея (антропоцентризм).

-Человек приобретает абсолютную значимость, утверждается идея творческой активности человека на условия саморазвития.

Данте Алигьери

Обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Человек - результат соединения природного и божественного начал. Человек - существо, принадлежащее двум мирам. Человеком руководят две цели: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Марсилио Фичино

Философия - ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в вере. Бытие имеет иерархическую структуру, состоящую из пяти ступеней, высшей из которых является Бог, а низшей - телесные качества. Единство и взаимосвязь ступеней бытия обеспечивается душой. Именно она придает жизнь и движение всему космосу. Фичино обожествляет человека, считая его самым прекрасным из творений. Главным признаком человека является его стремление к свободе.

Франческо Петрарка

Обращенность к внутреннему миру человека. Критика аскетизма. Гармония физического и духовного в человеке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...