Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав государственной территории




Под территорией понимается часть земного шара, подвластная государству или союзу государств.

Территория– один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами.

Государственная территория – это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.

В соответствии со статьей 67 Конституции Российской Федерации и Законом «О государственной границе Российской Федерации» государственную территорию страны образуют суша, внутренние и территориальные воды и воздушное пространство над ними.

Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного континента или из частей суши, разделенных территорией другого либо других государств. Независимо от расположения отдельные части сухопутного пространства относятся к нераздельной территории данного государства. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству, расположенные в открытом море острова. Сухопутная территория государства может состоять только из островных владений.

Сухопутная территория России включает в себя всю сушу в пределах границ страны (материковую часть и острова). Также в состав государственной территории России входят два полуэксклава – Калининградская область и полуостров Крым. Эксклав– несуверенный регион, отделенный от основной территории страны и окруженный другими государствами (одним или несколькими). Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для той страны, которой она не принадлежит. Эксклав, который имеет выход к морю, называется полуэксклавом. Калининградскую область России окружают Балтийское море, Польша и Литва. Крымский федеральный округ образован 21 марта 2014 после присоединения к Российской Федерации двух субъектов – Республики Крым и города Севастополя. Он занимает большую часть территории Крымского полуострова, омывается Черным и Азовским морями и не имеющий с Россией общих сухопутных границ.

В состав государственной территории России и ряда стран (США, Канады, Норвегии и Дании) входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора Арктики. Полярные сектора включают пространства в пределах линий, проведенных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства. Границы полярного сектора Российской Федерации – это все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в Северном Ледовитом океане, между побережьем Российской Федерации и меридианами 32о4′45″ восточной долготы и 168о49′30′′ западной долготы от Гринвича, – составляют территорию РФ. Исключение – земли и острова, признанные иностранными территориями по состоянию на 15 апреля 1926 г., то есть восточные острова архипелага Шпицберген.

К внутренним водам относятся не только воды рек, озер, других водоемов, берега которых принадлежат России, но и прибрежные морские воды. К прибрежным морским водам относятся: морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод России; воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих России, перечень которых объявляется правительством.

Территориальные воды (море) – это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль (1 морская миля равна 1,852 км), отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Перечень географических координат таких точек утверждается правительством.

Воздушная территория охватывает пространство, ограниченное вертикалью, проведенной от сухопутных и водных границ, причем высотный предел практически не устанавливается. За пределами национальной территории России и других государств находится открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними, находящееся в общем пользовании всех государств.

Кроме этого, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и исключительной морской экономической зоне.

Под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных ресурсов этих районов. Площадь шельфа Российской Федерации – 4,2 млн км2, из них 3,9 млн км2 перспективны на углеводородные ресурсы. Она может увеличиться еще на 1,2 млн км2, если удастся использовать результаты исследований по уточнению границ континентального шельфа России в районе Хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Это может дать стране от 5 до 9,5 млрд т нефти и газа.

На континентальном шельфе Россия осуществляет определенные суверенные права (например, разведку и разработку природных ресурсов). Никто не вправе осуществлять такую деятельность без согласия России на ее континентальном шельфе.

Однако в соответствии с принципами международного права другие государства имеют право прокладки на шельфе по согласованию с Российской Федерацией подземных линий связи (кабели), трубопроводов.

Исключительная морская экономическая зона представляет собой территорию водного пространства шириной до 200 морских миль (370 км) от территориальных вод. В отношении морской экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа, но, кроме того, управляет (регулирует) природными ресурсами, может осуществлять экономическую разведку и разработку зоны. В отличие от шельфа в экономической зоне прибрежное государство не имеет абсолютных прав на живые ресурсы. В морской экономической зоне действует режим открытого моря (свобода судоходства, полетов, прокладка средств связи, транспортных путей).

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации, как определено в Законе «О государственной границе РФ» 1993 г., является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ – суши, вод, недр и воздушного пространства.

Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимыми по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами. Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.

Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две стадии. Первая – делимитация границы – договорное определение прохождения линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на карты; вторая – демаркация – сводится к проведению государственной границы на местности. Для демаркации создается пограничная демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности, установление пограничных знаков, составление подробного протокола с описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением соответствующих схем, фотоснимков и т.п. Повторные демаркации государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят название редемаркации.

Прохождение государственной границы устанавливается на суше по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам.

Установление морских границ осуществляется по внешнему пределу территориальных вод и имеет свою специфику. Различают три вида границ территориальных вод: внутреннюю, внешнюю и боковую. Внутренняя граница территориальных вод – это исходная линия вдоль побережья, от которой в сторону моря исчисляется ширина территориальных вод. Боковая граница – это линия разграничения территориальных вод сопредельных (смежных) государств, расположенных на одном побережье моря. Внешняя (морская) граница – это линия, параллельная внутренней границе территориальных вод и отстоящая от нее на ширину территориальных вод. В мировой практике сложилось общее правило отсчета ширины территориальных вод от линии наибольшего отлива вдоль берега.

Обозначение линии границы на морском побережье, где линия границы переходит с сухопутного на морской и с морского на сухопутный участок, осуществляется, как правило, железобетонной четырехусеченной пирамидой высотой 2,5 м от уровня земли с вертикальной щелью на высоте в 1,2 м от основания для контроля за положением буев относительно линии границы.

На морских заливах и больших озерах граница обозначается створными знаками на берегу и буями на воде. В зимний период вместо буев ставятся окрашенные горизонтальными полосами вехи.

Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, иногда – посередине реки. Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения об ее изменении. На судоходных реках границы проводятся по фарватеру – линии наибольших глубин.

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.

Государственная граница на водохранилищах гидроузлов и других искусственных водоемах устанавливается в соответствии с линией, проходящей на местности до ее затопления. На мостах, плотинах, других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера, граница устанавливается посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения границы на воде.

После распада СССР часть сухопутных и морских границ России (границы, совпадающие с рубежами СССР) сохраняют статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Они оборудованы средствами защиты, пограничными заставами, охраняются пограничными войсками.

Границы с бывшими республиками СССР в полной мере не урегулированы в связи с тем, что некоторые из них претендуют на отдельные территории России.

До недавнего времени Эстонская Республика претендовала на Печорский район Псковской области (площадью 1,5 тыс. кв. км) и часть Кингисеппского района Ленинградской области. В настоящее время проводятся переговоры по разграничению акваторий в Нарвском и Финском заливах.

Дополнительно потребуется оформить стык морских границ России, Финляндии и Эстонии. Следует сказать, что в аренду Финляндии в 1962 г. (сроком на 50 лет) переданы советская часть Сайменского канала и остров Малый Высоцкий. Цель аренды – обеспечение перевозки грузов из внутренних районов Финляндии или в Финляндию с возможностью их перегрузки или складирования.

В свою очередь, Латвиявыступает за возврат под ее юрисдикцию Пыталовского и Палкинского районов той же Псковской области (1,6 тыс. кв. км).

Калининградская область имеет общие границы с Литвой и Польшей. Договор с Литвойо демаркации границ был подписан в 1997 г., но еще остались определенные разногласия между странами о проведении границы в районе озера Виштитис (Виштинец), на Куршской косе и в районе города Советск.

Границы с Казахстаном, Беларусью, Украиной определены договорами, но не укреплены. Украина отступила от ранее принятых договоренностей по статусу Азовского моря и Керченского пролива, согласно которым эти акватории рассматриваются как внутренние воды России и Украины.

На Северном Кавказе существует целый «букет» пограничных проблем. Установление государственной границы, в первую очередь, связано с разрешением конфликтов между Грузией и «непризнанными образованиями» – Абхазией и Южной Осетией.

В настоящее время действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые суверенные Прикаспийские государства – Азербайджан, Туркмения и Казахстан требуют раздела Каспия (прежде всего, его шельфа, исключительно богатого нефтью). Азербайджан, не дожидаясь окончательного определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.

Западный участок российско-китайской границы делимитирован, но не демаркирован. Только в 1997 г. была завершена демаркация российско-китайской границы на восточном участке; несколько пограничных островов было оставлено «в совместном хозяйственном использовании» – остров Большой (площадь 58 кв. км) на реке Аргунь, острова Большой Уссурийский и Тарабаров (общая площадь 337 кв. км) на Амуре в районе Хабаровска. Можно напомнить, что притязания Китая на российскую территорию (тогда территорию СССР) в их максимальном объеме были заявлены в начале 60-х гг. XX в. и охватывали весь Дальний Восток и Сибирь. Кроме того, предстоит уточнить стык границ между Россией, Китаем и КНДР.

Наконец, решения на государственном уровне требует так называемая «Курильская проблема». Япония настаивает на возвращении ей нескольких островов, находящихся к северу от Хоккайдо. Эти острова были присоединены к СССР в сентябре 1945 г. после капитуляции Японии, в настоящее время они входят в состав Сахалинской области.

Имеются определенные сложности в окончательном определении морской границы России и США в Беринговом проливе; кстати, граница Россия – США – самая длинная морская граница в мире.

Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами – из общей протяженности ее границ более 2/3 морские и лишь 1/3 сухопутные.

Наибольшую протяженность морские границы России имеют на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние западную и восточнуюточки страны) с расположенными в нем островами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов.

На востоке граница России проходит по морям Тихого океана: на северо-востоке по Берингову проливу она является разделительной линией между Россией и США, а на юго-востоке по проливу Лаперуза (между островами Сахалин и Хоккайдо) и Кунаширский (между островами Кунашир и Хоккайдо) – между Россией и Японией.

Границы, проходящие по акваториям Балтийского, Черного и Азовского и Каспийского морей, невелики по протяженности, но очень важны для России не только с точки зрения ее присутствия здесь как морской державы, но и возможных контактов со странами, расположенными в пределах и за пределами этих бассейнов. В частности, по Балтийскому морю идет кратчайший путь в Атлантический океан, пролегают самые удобные морс­кие пути между Россией, Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в Балтийское море; по Черному морю осуществляются внешнеторговые сообщения с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией, а по выходу из него (через проливы Босфор и Дарданеллы) – со средиземноморскими странами; по Каспийскому морю Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану.

В настоящее время Россия имеет сухопутные границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей (КНДР).

По морю Россия граничит с Норвегией, Финляндией, странами Балтии, Польшей, Украиной, Абхазией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией, США [22].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...