Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Об отношении русских к иноземцам.




       Об отношении русских к иностранцам было написано немало работ. Постараемся вывести некие общие положения, опираясь на сведения, почерпнутые из записок иностранцев о России.

       Патрик Гордон, проживший в России свыше 30 лет, нигде не упоминает об абсолютно нетерпимом отношении к нему со стороны русских. Впрочем, в «Дневнике» проскальзывают намёки на некоторую напряжённость в отношениях с местными населением. Так, хозяин одной из квартир, где разместился Гордон, намеренно сломал печь, чтобы заставить квартиранта сменить место жительства (л. 132 об.), а другой намеренно выживал майора постоянными ходатайствами и даже позвал на помощь птицеловов, но Гордону, которого поддержали знакомые офицеры и солдаты, удалось совладать с ними (с. 136 об.). Причиной подобных актов была даже не национальность или конфессиональная принадлежность служилого иноземца – постой офицеров всегда дорого обходились владельцам квартир, и те стремились всяческими способами избавиться от них. Ещё одна маленькая деталь: когда лейтенант Пётр Никифоров принёс Гордону поддельное прошение и сообщил ему, что трое солдат были побиты стрельцами и не могут явиться на службу, - это не вызвало у Патрика Гордона никаких сомнений (л.135-135 об.). По-видимому, подобная драка между солдатами полка иноземного строя и стрельцами была рядовым случаем, не раз имевшим место. Также заслуживает внимание сообщение Гордона о том, что «русским от природы свойственно меньше доверять людям холостым, чем женатым» (л. 157 об.), что также может означать наличие некоторых трений между местным населением и ещё не женатым майором.

       Н.Витсен сообщает о случаях, когда русские дразнили иноземцев, крича им: «Кыш на Кокуй. Поганые», а также о следующих за этим драках подобных заводил и солдат. На масленую же неделю иностранцам следует остерегаться пьяных русских. Доступ к иностранцам ограниченный: стрельцы постоянно дежурят у дверей, охраняя послов.[91] О издёвках русских над иностранцами пишет и Рейтенфельс[92].

       С.Коллинс замечает, что русские «больше верят одному слову человека бородатого, нежели клятве безбородого»[93]. Так как ношение бороды на Руси традиционно считалось почётным и обязательным для праведного православного делом, в то время как безбородые – это либо иностранцы, либо те, кто увлёкся западной модой, то эту фразу можно прочитать как прямой намёк на недоверие русских ко всему западноевропейскому и к тем, кто попадает под европейское влияние. Среди других его замечаний интересно ещё одно: «Русские считают церковь оскверненною, если иностранец ступит в нее ногою; омывают полы после такого осквернения и заставляют иностранцев креститься в Русскую веру или убивают их за их неблагоразумие»[94]. Это несколько расходится со словами Н.Витсена, который свободно посещал русскую церковь по своему желанию и даже осматривал иконы.

       Адам Олеарий в своих заметках отмечает жестокость и неуважение русских по отношению к иностранцам, которое они проявляют в письмах к послам, но при этом допускают, чтобы и послы так же отвечали на эти письма. Тем не менее, Олеарий говорит, что лично встречал людей, которые хорошо и дружелюбно относились к иностранцам (среди них был и Никита Иванович Романов, двоюродный брат царя Михаила, живо интересовавшийся всеми западными нововведениями). В целом Олеарий не видит особой разницы между отношением русских друг к другу и к иноземцам – всюду «коварство и вероломство»[95].

       Исходя из вышесказанного, можно уже сделать некоторый вывод по поводу возникновения и отдельного существования Немецкой слободы. Априори известно, что она была создана для того, чтобы ограничить немецкое влияние на русское общество, не допустить распространения чужой веры и культуры в русской среде. Но вместе с тем можно предположить, что равным образом она защищала и «немцев» от русских. Как можно видеть, русские частенько задирали иноземцев и даже дрались с ними, причиной чего могло быть не только ксенофобия, но и зависть (иноземцы получали более высокое жалование, занимали более выгодное положение в обществе, русским могло казаться, что и царь относится к немцам лучше, чем к своему народу). Наконец, к сопротивлению «немецкому» влиянию призывал и патриарх. Поэтому можно сказать, что основной функцией Немецкой слободы была защита иностранцев от агрессивности со стороны местного населения. Подтверждение этому можно найти у Олеария, описывающего история появления Новой иноземской слободы[96].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...