Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кадровая ситуация в системе дипломатической службы




Кадры — основной (штатный, постоянный) состав квалифицированных работников, обладающих определенным социально-правовым статусом и состоящих в постоянных трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями. В системе МИД

— это оперативно-дипломатическийиадминистративно-техническийсостав.

Деятельность, направленная на отбор, найм и расстановку профессионально подготовленных, добросовестных, высоконравственных работников, призванных в рамках действующего законодательства и должностных полномочий вносить достойный вклад в эффективное осуществление функций Министерства иностранных дел называется кадровым обеспечением дипломатической службы.Оно включает разработку нормативно-распорядительной документации по управлению кадровыми ресурсами дипломатической службы; рациональную расстановку кадров, планирование их перемещения и ротации; профессионально-должностное развитие персонала дипломатической службы путем профессиональной переподготовки и повышения квалификации; обеспечение надлежащей социально-экономической и правовой защиты работников; стимулирование качества и результативности их труда.

Эффективность кадрового обеспечения определяется тем, насколько государство и МИД удовлетворены деятельностью аппарата дипломатического ведомства, насколько достигнутые результаты соответствуют стоящим внешнеполитическим задачам. С учетом, конечно материально-финансовых и интеллектуально-физических затрат. В этом контексте понятно, какое огромное значение для успешности дипломатической службы имеют точная оценка кадровой ситуации в ведомстве, грамотный учет отечественного и мирового опыта управления персоналом.

Все вышеперечисленные параметры и ориентиры вбирает в себя кадровая политика МИДа, главный приоритет которой — рациональное и максимально полное использование профессионально-квалификационного потенциала кадров дипломатической службы.Ее задачи могут быть сформулированы следующим образом:

1)выработка стратегических направлений развития дипломатической службы с учетом тенденций и перспектив развития российского общества и изменений, происходящих в мире;

2)оптимизация штатной структуры и численности кадров дипломатической службы, обеспечение сбалансированности их обновления и ротации;

3)укрепление дипломатической службы профессионально и нравственно подготовленными специалистами, готовыми высококачественно исполнять должностные обязанности, своими делами и повседневным поведением способствовать росту авторитета российской дипломатии и государства в целом;

4)создание необходимых организационно-правовых, социальных и материальных предпосылок успешного прохождения службы, исключающих возможность нарушений трудовой дисциплины, злоупотреблений служебным положением;

5)поддержание в трудовых коллективах здорового морально-психологического климата, обеспечивающего эффективное исполнение служебных обязанностей, развитие творческого потенциала работников;

6)развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, формирование благоприятных условий для профессионального роста каждого работника;

7)внедрение современных технологий отбора, назначения и ротации кадров на основе личных заслуг и достижений.

Реализация перечисленных задач основывается на принципах научной обоснованности, законности, комплексности и демократичности организации и функционирования дипломатической службы. Они же предопределяют сведение к минимуму практики замещения вакантных должностей в порядке назначения и переход к приему на службу на конкурсной основе или в порядке выдвижения из резерва; использование кадров в строгом соответствии с их квалификацией и практическим опытом; регулирование взаимных обязательств между работником и работодателем (государством в лице МИДа) нормами законодательства о труде и государственной службе, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников МИД России1, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

Ныне кадровая ситуация в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации стабилизировалась,причем как в количественном, так и качественном отношениях. Центральный аппарат МИД и загранучреждения России в основном укомплектованы высококвалифицированными и опытными кадрами. Хотя, попрежнему, остается актуальной задача создания надлежащих предпосылок для более эффективного использования интеллектуально-профессионального потенциала дипломатической службы, существенного увеличения работников, способных меньшим числом, не снижая качества, обеспечивать больший объем работ. А то, что эти объемы в условиях глобализации и обострения конкуренции в межгосударственных отношениях будут расти, ни у кого сомнения не вызывает.

Дипломатическая служба стала весьма привлекательной для молодежи. Год от года растет число желающих поступить на дипломатическую службу, причем в условиях, когда требования к их квалификации становятся более строгими. Например, в 2000 г. из 215 рекомендованных выпускников вузов на работу в МИД была отобрана лишь половина, в том числе 25% молодых специалистов, получивших дипломы с отличием.

По имеющимся экспертным оценкам, сложившийся ныне численный состави должностная структура российского внешнеполитического ведомства оптимальны,

хотя определенные резервы дальнейшего их совершенствования существуют, особенно в части своевременного замещения квалифицированными кадрами вакансий в загранучреждениях и представительствах МИДа на территории Российской Федерации.

В настоящее время в системе внешнеполитической деятельности России занято 3836 государственных служащих дипломатической службы, в том числе в центральном аппарате МИДа — 1584, в загранучреждениях — 2252 человек. В представительствах Министерства в субъектах Российской Федерации занято 217 человек. Причем повсеместно преобладают мужчины — на дипломатической службе их более 87%. Укомплектованность штатов центрального аппарата составляет 95%, загранучреждений 65%, представительств на территории страны — 56%2. Здесь дефицит подготовленных кадров ощущается особо.

Отток кадров сохраняется в пределах «естественного фона» и не превышает ста человек в год, из которых примерно треть оставляют дипломатическую службу в связи с выходом на пенсию. Около половины увольняются по собственному желанию.

Основными факторами стабилизации и достаточно эффективного использования сложившегося кадрового потенциала МИД, по мнению самих дипломатических работников, являются наметившаяся тенденция роста престижности труда в системе внешнеполитического ведомства, наличие реальных возможностей для самореализации личности на дипломатическом поприще, гарантированность в большинстве случаев объективной оценки труда и личных достижений работника. Повышению привлекательности дипломатической службы в значительной мере способствует также укрепление ее нормативно-правовой базы, постепенное повышение уровня материального

1См.: Приложение № 16.

2По состоянию на 1 сентября 2001 г.

 

обеспечения сотрудников.

Кадровый потенциал дипломатической службы имеет свою структуру, свою систему показателей и индикаторов. С точки зрения количественных параметров, это:

-общая численность работников министерства;

-численность дипломатических работников центрального аппарата и представительств МИДа на территории Российской Федерации;

-численность работников, в том числе государственных служащих в дипломатических и консульских учреждениях в зарубежных странах и представительствах при международных организациях;

-численность работников, находящихся в резерве, в том числе прошедших

обучение в рамках дополнительного профессионального обучения.

С точки зрения качественных параметров, это состав служащих по должностям, возрасту, стажу работы в системе государственной, в том числе дипломатической службы, уровню и профилю образования.

Главное внимание при отборе на службу и продвижении по служебной лестнице обращается на уровень профессионализма и квалификации кадров,прежде всего с точки зрения наличия соответствующего высшего образования, владения иностранными языками, опыта работы по специальности, знания Конституции и законодательства Российской Федерации применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей.

О высоком профессиональном и интеллектуальном потенциале российского дипломатического корпуса убедительно свидетельствуют следующие данные:

Практически 100% дипломатических и консульских работников центрального аппарата и загранучреждений МИД России имеют высшее образование. Для сравнения: в федеральных министерствах и ведомствах этот показатель не превышает 83%.

Большинство работников дипломатической службы получили образование в специализированных вузах, прошли соответствующую профессиональную переподготовку, закончили курсы повышения квалификации1.

Более 1000 человек (примерно 33%) имеют международно-правовую,международно-экономическуюилимеждународно-информационнуюподготовку. Немало работников, специализирующихся в сфере международных экологических стандартов, борьбы с международным экстремизмом, специалистов в области информационных технологий.

Таким образом, в системе внешнеполитической деятельности страны практически отсутствуют работники без специальной профессиональной подготовки, которая нормативно установлена соответствующими квалификационными требованиями. Правда, сказанное пока не совсем применимо к кадровому потенциалу представительств МИД на территории Российской Федерации. Здесь немногие закончили МГИМО(У) и Дипломатическую академию МИД России, получили необходимое дополнительное профессиональное образование соответствующего профиля. Многие не обладают нужным стажем и опытом дипломатической работы, нуждаются в серьезной профессиональной переподготовке.

Как положительную можно расценить наметившуюся в последние годы тенденцию увеличения среди дипломатических работников лиц, имеющих ученые степени и звания. Ныне среди них 29 докторов наук, каждый одиннадцатый — кандидат наук. Двумя иностранными языками на оперативно-профессиональном уровне владеют почти полторы тысячи сотрудников, тремя и более — почти 400 человек.

В управлении персоналом дипломатической службы появилось больше стратегической продуманности, взвешенности, фундаментальности.Ныне на

1 Ежегодно Дипломатическую Академию по системе второго и дополнительного образования заканчивают до 200 человек, по системе повышения квалификации — 400 человек (См.: Дипломатический вестник. 2000. № 7. С. 91).

дипломатической службе занято работников в возрасте до 30 лет — 18,1% (по системе федеральной исполнительной власти — 21,3%); от 31 до 40 лет — 17,8% (по системе федеральной исполнительной власти — 25,7%); от 41 до 50 лет — 28,5% (по системе федеральной исполнительной власти - 33,3%); от 51 до 60 лет — 28,6% (по системе федеральной исполнительной власти — 17,9%); свыше 60 лет — 0,7% работников (по системе федеральной исполнительной власти — 1,8%).

Подавляющее большинство работников дипломатической службы — люди среднего, наиболее продуктивного в трудовом, отношении возраста. Средний возраст дипломатических служащих — около 45 лет. Сотрудники в возрасте до 40 лет составляют 36% — с этой точки зрения резерв укрепления кадрового потенциала ведомства неплохой, даже, несмотря на то, что в Министерстве наблюдается определенная возрастно-должностная асимметрия. Большинство молодых сотрудников занимают младшие и старшие должности. На главных и высших должностях молодых работников немногим более 5—6%(по системе федеральных органов исполнительной власти в целом — 4,5%).

По традиции в системе Министерства занято немало сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов. Такая ситуация в определенном смысле тормозит процесс преемственности, передачи профессионального опыта от старших поколений к младшим. За последние пять лет аппарат МИД даже «постарел» — количество тех, кто имеет предельный возраст пребывания на государственной службе, в центральном аппарате достигло 100 человек. Хотя этот факт имеет и свои положительные стороны: профессионально решать вопросы современной международной политики может только человек, обладающий хорошими знаниями, разносторонней компетентностью, немалым жизненным и профессиональным опытом. А они объективно не могут быть присущи вчерашнему выпускнику вуза или специалисту, недавно пришедшему на работу во внешнеполитическое ведомство.

Распределение кадров по стажу работы в МИД и (для сравнения) в системе федеральных органов исполнительной власти показано в следующей таблице (в %):

      По МИД По системе федеральной
        исполнительной власти
Всего     100% 100%

в том числе:

   

до 1 года

4,3 6,5
от 1 до 5 лет 15,0 22,0
от 5 до 10 лет 25,6 34.5
от

10 до 15 лет

14,7 14,1

свыше 15 лет

40,4 22,9

Как видим, более 40% государственных служащих дипломатического ведомства России обладают солидным стажем профессиональной деятельности — 15 и более лет. Причем это касается всех категорий и групп должностей. Пребывание на одной должности не превышает 4—5лет, что вполне приемлемо для успешного дипломатического служащего. Стаж дипломатической службы руководство Министерства рассматривает в качестве важнейшего фактора обогащения профессионального опыта, преемственности сложившихся традиций, формирования здорового духа корпоративизма,

Наличие сильного кадрового потенциала — результат многолетнего проведения в жизнь принципа профессионализации дипломатической службы. 6 Министерстве давно поняли, что только профессионализм, всесторонняя образованность, сохранение и










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...