Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные проблемы безопасности и пути их решения




В современных условиях проблемы физической, информационной, технической, психологической и других видов безопасности дипломатических структур остаются не менее актуальными, чем в прежние времена. Причем касается это всех без исключения стран и континентов. Особую значимость имеют они и для современной России. Объясняется это, тем, что внешняя политика постсоветской России представляет повышенный интерес для иностранных разведок. МИД России и его загранучреждения привлекают к себе исключительно пристальное внимание всякого рода спецслужб. Иностранные разведки, различные фонды, общества и движения, действуя скоординировано с другими государственными органами, играют весьма существенную роль в реализации внешней политики своих государств. Тем более, что за последние 30— 40 лет возможности разведок, особенно их техническая составляющая, неизмеримо возросли.

Поэтому сегодня речь идет не об отдельных мероприятиях, а о целом комплексе специальных мер защитного характера. При этом необходимо исходить из следующего положения: уровень безопасности дипломатической службы должен быть адекватным существующим угрозам.Речь идет о специальных мерах по защите помещения посольства и его коммуникаций, транспорта и почты от доступа посторонних лиц.

Осуществление таких мер призвано обеспечить нормальное функционирование представительства и работу каждого его сотрудника. Что, кстати, полностью соответствует требованиям и нормам Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, в ст. 22 которой прямо говорится о неприкосновенности помещений представительства и недопустимости проникновения в них властей страны пребывания без согласия главы представительства.

Конвенция обязывает власти страны пребывания принимать все необходимые меры для предотвращения какого бы то ни было нарушения неприкосновенности и спокойствия загранпредставительств и их персонала. При этом устанавливает, что помещения

представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения, пользуются иммунитетом и не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции или аресту.Специальными статьями Конвенции устанавливается неприкосновенность не только дипломатических агентов, но и архивов и документов независимо от их местонахождения. Более того, неприкосновенностью и защитой пользуются частные резиденции дипломатических агентов (т.е. квартиры дипломатических сотрудников), их корреспонденция, имущество. Неприкосновенны также дипломатическая почта и перевозящие ее дипломатические курьеры.

Аналогичные меры по неприкосновенности предусматривает и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., ст. 31 которой предусматривает меры, обеспечивающие неприкосновенность консульских помещений, ст. 33 — неприкосновенность консульских архивов и документов, ст. 34, 35, 36, 38 — свободу передвижения и сношений.

Аккредитующему государству, конечно, и самому приходится принимать действенные меры по обеспечению безопасности своих представительств и их сотрудников. В этом вопросе требуется большая предусмотрительность, ибо, во-первых ,есть много вопросов, не предусмотренных никаким международным соглашением; во-вторых, многое зависит от конкретных обстоятельств, которые в каждом отдельном случае приходится учитывать.

Следует начать с помещения представительства, под которым, согласно Венской конвенции 1961 г., понимается здание и земельный участок, на котором расположено представительство. Такой участок бывает иногда весьма значительным, позволяющим разместить вспомогательные постройки технического характера (гараж, склад и т.п.), посадить деревья и декоративную растительность.

Но одно дело, когда помещение строится по специально разработанному проекту, учитывающему особенности его функционирования, другое дело — когда помещение приобретается в собственность или арендуется. При выборе такого помещения важно, чтобы оно отвечало представительским задачам, было достаточно престижным и максимально удовлетворяло требованиям особенности работы представительства. Желательно, чтобы кабинеты сотрудников были размещены так, чтобы исключить или затруднить наблюдение извне. Наиболее удобным для того являются комнаты с окнами во внутренний двор или на глухие стены соседних зданий. Помещения секретных частей обеспечиваются дополнительными средствами защиты.

С целью затруднения проникновения на территорию представительства, она обносится ограждением со специальными препятствиями. Нередко для наблюдения за территорией устанавливаются видеокамеры, с помощью которых дежурный контролирует отдельные ее участки и подходы к зданию. Вход и въезд на территорию представительства оборудуются сигнализацией и переговорным устройством, позволяющим устанавливать связь с дежурным по представительству.

До того, как разместить представительство, здание должно быть тщательно проверено и принято в эксплуатацию специальной комиссией. Известно, что иностранные разведслужбы изыскивают всевозможные способы, чтобы установить наблюдение за деятельностью дипломатических представительств, осуществить негласное проникновение

в их помещения с помощью современных подслушивающих устройств и видеотехники, использовать каналы возможной утечки информации по легальным коммуникациям. С целью исключения подобного рода методов наблюдения за деятельностью представительств здания подвергаются специальному обследованию с помощью особых технических средств.

Тщательные меры должны быть приняты и по недопущению какого-либо контроля за работой представительства с помощью внешних устройств (аппаратуры, радио, радиотехнической, акустической, оптической и лазерной разведки), что при современном уровне техники стало делом не столь сложным. Для этого предусматривается специальная защита окон, телефонного кабеля, в том числе и для внутренней телефонной связи, антенной проводки и т.п.

Особые меры предусматриваются также при оснащении представительства мебелью и оборудованием, в том числе радио- и телевизионной аппаратурой, множительной техникой и т.п. Помимо тщательной проверки каждого предмета, используемого в служебном помещении, существует особый порядок приобретения этого имущества. Желательно, чтобы такое оборудование было отечественного производства и доставлялось отечественными транспортными средствами: железнодорожным, авиа- и морским транспортом, позволяющим перевозить любые грузы. Приобретение же оборудования или мебели на месте осуществляется в соответствии с имеющимися на этот счет инструкциями.

Важное значение имеют также меры по обеспечению представительства средствами противопожарной безопасности, причем такими, которые позволяли бы ликвидировать пожар в самом его начале. Иначе неизбежно приглашение городских пожарных команд, что нежелательно. Характерно, например, что при пожаре 21 октября 2000 г. в посольстве США в Москве американцы вызвали на всякий случай московскую пожарную охрану, но услугами ее не воспользовались, а ликвидировали пожар своими силами.

То же следует сказать об обеспечении квалифицированного обслуживания средств связи. В штате представительства обязательно должны быть специалисты, разбирающиеся

в технических средствах связи — это позволит избежать приглашения специалистов со стороны. Словом, возникает ряд вопросов, которые требуют грамотного подхода, наличия возможности решать их собственными силами, без привлечения иностранных специалистов.

Как правило, вопросы обеспечения безопасности возлагаются на специальный персонал, возглавляемый офицером безопасности. Охрану представительства своими силами помимо той охраны, которую осуществляют власти страны пребывания, иногда несут дежурные коменданты из числа гражданских лиц, а также военнослужащие пограничных войск.

Помимо осуществления общих мер по обеспечению безопасности представительств многое зависит от поведения сотрудников загранучреждений. Необходимо помнить, что каждый дипломат, каждый дипломатический служащий и технический работник является объектом специального наблюдения со стороны иностранных спецслужб и общественности страны пребывания. Поэтому безупречность поведения, корректность и осмотрительность в общении с окружающими, точное следование имеющимся в этом отношении предписаниям является надежной гарантией от всякого рода провокаций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...