Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы




Важным элементом управления прохождением дипломатической службы является работа с резервом — специально сформированной на основе установленных критериев группой перспективных работников, обладающих необходимыми для должностного выдвижения профессионально-деловыми, личностными и морально этическими качествами, положительно проявивших себя на ранее занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения более высоких должностей.

Резерв, процедура его формирования и работа с его представителями является важной составной частью управления персоналом и планирования карьеры служащих.

Статус и главные задачи резерва сформулированы в соответствующих статьях федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 2

ст. 8 и п. 2 ст. 26), указов Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы Российской Федерации» от 6 сентября 1995 г. № 900 и «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих от 7 февраля 1995 г. № 103, «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983, постановления Правительства Российской Федерации «О Межведомственной комиссии по профессиональной подготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 1 февраля 2001 г. № 78, «Положения о кадровом резерве МИДа России», введенного приказом по министерству от 4 августа 1998 г. № 9140 и «Положения о ротации дипломатических служащих», введенного приказом по министерству от 6 июля 1994 г. № 3521, «Примерного положения о порядке формирования и подготовки федерального резерва кадров государственных служащих», разработанного (по заказу Минтруда России) Научно-методическим центром государственной службы Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации1, других нормативно-правовых актов.

Тем самым государство юридически определило место и роль резерва в системе прохождения государственной службы, основные требования к его формированию. Сформулировало и цель кадрового резерва: своевременно выявлять и целенаправленно готовить специалистов для замещения вакантных (прежде всего руководящих) должностей, обеспечивать высокую профессиональную готовность служащих к эффективной работе в соответствии с квалификационными требованиями по должности. Опыт также показал, что с помощью резерва решается еще одна немаловажная задача — обеспечивается своевременность принятия кадровых решений, сокращается период адаптации работников при их назначении на вышестоящие должности. И это при том, что в работе с резервом немало еще нормативно-правовой и методической неупорядоченности, формализма, иной раз недостает ответственности.

В кадровый резерв МИДа, формируемый в соответствии с «Положением о кадровом резерве МИДа России», зачисляются дипломатические и консульские работники, увольняющиеся в связи с переводом на работу в Администрацию Президента Российской Федерации, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации и другие федеральные органы государственной власти, на преподавательскую или научно-исследовательскую работу в подведомственные МИДу учреждения, другие государственные научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения по рекомендации министерства, а также при направлении по представлению МИДа на условиях прикомандирования на работу в международные организации.

Дипломатические работники, включенные в Кадровый резерв, сохраняют право на получение очередных дипломатических рангов в установленном порядке по возвращении на работу в МИД России. Они не теряют право участвовать на общих основаниях в конкурсах на замещение вакантных должностей в загранучреждениях и центральном аппарате МИД России.

Решение о зачислении в Кадровый резерв принимается по итогам рассмотрения личных заявлений служащих соответствующим руководителем.

Установлен и порядок исключения из Кадрового резерва. Оно производится решением соответствующего руководителя Министерства по представлению Департамента кадров в следующих случаях:

—увольнение сотрудника с государственной службы в федеральных органах государственной власти Российской Федерации;

—завершение работы в международной организации, увольнение из подведомственных МИДу или других государственных научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений с последующим трудоустройством вне МИДа

1См.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих. Сборник нормативных и методических материалов. Вып. I. С. 104-114.

 

 

или других федеральных органов государственной власти Российской Федерации;

— нарушение условий, предусмотренных Положением о Кадровом резерве. Исключение дипломатического работника из Кадрового резерва оформляется путем

внесения соответствующей записи в его учетную карточку, хранящуюся в Департаменте кадров.

Прием на дипломатическую службу работников, состоящих в резерве, осуществляется по итогам рассмотрения их личных заявлений. Делается это при наличии ходатайства руководителя соответствующего подразделения центрального аппарата или загранучреждения, а также положительного отзыва с последнего места работы и рекомендации руководства соответствующих федеральных органов государственной власти, подведомственных МИД России учреждений научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Для работников международных организаций

— российских посольств или представительств.

Обучение дипломатических служащих, находящихся в кадровом резерве, производится в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на содержание Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также за счет средств, предусмотренных на реализацию государственного заказа по переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих. Обучение преимущественно носит функциональный характер, ориентировано на поддержание знаний, необходимых для эффективной работы в системе Министерства иностранных дел.

Многолетний опыт работы с резервом кадров дипломатической службы свидетельствует, что это достаточно эффективная форма работы с кадрами и важнейший элемент системы прохождения службы. Сегодня в МИДе резерв является одним из источников замещения вакантных должностей. Резерв стал также надежным источником подбора персонала для решения сложных задач, возникающих экстремально в процессе функционирования внешнеполитического ведомства. Он является эффективной профессиональной формой подготовки кадров, организации проверки и воспитания перспективных работников. Планомерная работа с резервом позволяет придать кадровой работе продуманный системный характер, подготовить и вывести на многие ответственные участки дипломатической работы наиболее достойных и подготовленных специалистов.

Наконец, и это быть может и самое главное, резерв — это гарант стабильности и непрерывности дипломатической службы во всех ее звеньях, стимул профессионального и должностного роста дипломатических кадров всех уровней и специальностей.

* * *

Все вышеизложенное свидетельствует, что формирование дипломатической службы на научных основаниях после длительного периода перестройки приобретает все более прочную политическую и правовую основу. В стране формируется современный профессионально подготовленный, компетентный, морально прочный кадровый корпус дипломатических кадров, способных адекватно реагировать на «вызовы времени». Кадровая политика в системе МИД России, базирующаяся на принципах законности и высоких морально-этических требований, сочетания интересов службы с соблюдением прав и интересов личности, открытости и демократичности, ответственности и профессионализма,нацелена на повышение эффективности внешнеполитического ведомства и международного авторитета страны. Тем самым планомерно решаются главные задачи управления персоналом: обеспечение каждого участка российской дипломатии высококвалифицированными и добросовестными специалистами; сохранение и приумножение интеллектуально-кадрового потенциала ведомства; создания благоприятных условий для проявления каждым дипломатическим работником своих способностей и устремлений.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение государственной кадровой политики.

2.Каковы особенности и принципы кадровой политики в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации?

3.В чем отличие понятий «кадры», «персонал» и «кадровый потенциал»?

4.По какой системе анализируется кадровая ситуация в структурах дипломатической службы?

5.Какие наиболее важные черты характеризуют профессионализм кадров дипломатической службы?

6.Изложите основные функции Департамента кадров МИД России, основные направления и формы их реализации.

7.Из каких документов формируется личное дело дипломатического служащего?

8.Каковы обязанности и возможности дипломатического работника в части повышения профессиональной квалификации?

9.Проанализируйте существующую в России систему непрерывного профессионального образования дипломатических кадров.

Литература

1.Конституция Российской Федерации. М., 1999.

2.Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗс изменениями, внесенными федеральными законами от 18 февраля 1999 г. №35-ФЗи от 7 ноября 2000 г. №135-ФЗ.

3.Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г.

№197-ФЗ.

4.О высшем и послевузовском образовании». Федеральный закон от 22 августа 1996

г. № 125-ФЗ.

5.Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001.

6.Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

7.Положение о Департаменте кадров МИД России. Утверждено приказом по МИД России от 13 августа 1996 г. № 6369.

8.Положение о кадровом резерве МИД России. Утверждено приказом по МИД России от 04 августа 1998 г. № 9140

9.Правила трудового распорядка для работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 5 января 1996 г. N° 76А.

10.Положение о работе с ветеранами дипломатической службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 1

декабря 1999 г. N° 14329.

11.Атаманчук С.Т., Матирко В.И. Государственная служба: Кадровый потенциал. Учебное пособие. М., 2001.

12.Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С.В.Пирогова. М., 1996.

13.Государственная кадровая политика и механизм его реализации. Курс лекций. М.,

1998.

14.Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

15.Книга работника кадровой службы. Учебно-справочноепособие/ Под ред. Е.В.Охотского и В.М.Анисимова. М., 1998.

16.Нормативное регулирование содержания труда государственных служащих. М.,

2000.

202

17.Основные индикаторы кадрового потенциала органов государственной власти в России. М., 1997.

18.Управление персоналом. Учебник / Под ред. А.И.Турчинова. М., 2002.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...