Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы и методы профессионального совершенствования работников




Дипломатической службы

Поддержание высокого квалификационного уровня, обогащение профессиональных знаний и навыков — это не только субъективное желание работника, обусловленное его карьерной или личностной мотивацией. Это законное право и обязанность каждого государственного служащего.Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г.

№983 уточняет это положение и ориентирует на:

—обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела (руководящие должности) в течение первого года работы в указанных должностях;

—обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих руководящие должности;

—направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц, в возрасте не старше 40 лет, замещающих государственные должности федеральной государственной службы1.

Непрерывное повышение профессиональной квалификации рассматривается в качестве базового фактора повышения эффективности государственной службы и успешности служебной карьеры. Особая роль в этом деле отводится Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомственным ей

1См.: п. 1 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 марта 1998 г. № 983 // Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 205.

 

образовательным заведениям, Академии народного хозяйства и Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В сфере дипломатической службы — Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Именно на это специальное высшее учебное заведение возложена задача подготовки и систематической переподготовки руководящих дипломатических кадров, повышения квалификации специалистов всех уровней, прежде всего в политологической, международно-правовой,международно-экономической,регионоведческой, консульской, информационно-аналитической и языковой сферах. Причем не по произвольным программам, а в соответствии с принципами и нормами, определенными соответствующими государственными образовательными стандартами.

Основные принципы организации профессиональной учебы дипломатических кадров следующие:

—обучение за счет государственного бюджета, в том числе по системе государственного заказа;

—обязательность профессионального совершенствования — важнейший фактор эффективного исполнения должностных полномочий, непременное условие пребывания на дипломатической службе;

—периодичность стажировок и стационарных форм обучения в специализированных учебных заведениях.

Выполнение указанных принципов не только обязательно, но и полностью соответствует потребностям каждого государственного служащего, серьезно относящегося к своему профессиональному долгу. Периодическое подтверждение квалификации — насущная необходимость. Без этого невозможны ни служебный рост, ни другие карьерные перемещения, включая загранкомандировки. Копии действующих сертификатов Высших курсов иностранных языков, копии дипломов и свидетельств о профессиональной переподготовке и повышении квалификации входят в перечень документов, без которых вопросы рангирования, назначения на более высокую должность или командирования за рубеж аттестационными и конкурсными комиссиями не рассматриваются.

В этом контексте вполне понятно, почему в Министерстве иностранных дел самое пристальное внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации дипломатических работников. Финансирование этого направления кадровой работы рассматривается не как источник дополнительных расходов, а как эффективный и оправданный вид государственных инвестиций в развитие ведомства.

Деятельность на этом направлении постоянно и планово совершенствуется. В результате в стране создана уникальная школа подготовки высококвалифицированных специалистов-международников, опирающаяся на богатейшее наследие и многовековые традиции российской дипломатии. По сути дела в стране сложилась многоуровневая система подготовки дипломатических кадров по программам базового высшего образования, профессиональной переподготовки дипломатических работников среднего и высшего звена, повышения квалификации. Все эти программы составляются с учетом запланированных кадровых перестановок, наличия условно-вакантных должностей и соответствующего резерва на выдвижение. Профессиональная и языковая специализации определяются по согласованию с руководством соответствующих учебных заведений.

Базовым учебным заведением по подготовке дипломатических кадров для российской внешнеполитической службы является Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (МГИМО) — настоящая кузница кадров для Министерства иностранных дел.

За более чем полувековой период своего существования МГИМО направил на работу в главное внешнеполитическое ведомство страны почти пять тысяч своих воспитанников, из которых двое длительное время занимали пост Министра иностранных дел, тридцать пять — должности заместителей министра, более 600 выполняли и выполняют в настоящее время обязанности посла, почти 1000 — функции советника-

195

посланника. Среди выпускников — члены Правительства Российской Федерации и депутаты Государственной думы, видные политические и государственные деятели, более 20 действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук.

МГИМО(У) внимательно следит за протекающими процессами в мировой политике

и дипломатической практике, оперативно адаптирует учебные программы к требованиям современных международных отношений и российской внешней политики, осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел. Этому способствует совместная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества, рассчитанная на долгосрочную перспективу.

Подготовка молодых специалистов для МИД ведется на совместно разработанных образовательных стандартах нового поколения в области международных отношений, юриспруденции, политологии, государственного управления, международной информации и журналистики. Учебные планы и программы преподаваемых курсов регулярно обновляются, ориентируясь на самые востребованные практикой дипломатической службы специализации. Немало спецкурсов ведут видные российские дипломаты, которые щедро делятся со студентами не только практическим опытом работы, но и помогают разобраться в теории и истории международных отношений, дипломатии и дипломатической службы. По инициативе МИД в учебные планы университета введены курсы «Государственное управление», «Основы государственной службы», «Современные информационные технологии в деятельности МИД России». Активно развиваются учебно-научные контакты с университетами Германии, Великобритании, Канады, Китая, США, Франции и многих других стран.

В соответствии с требованиями об усилении экономической подготовки дипломатических кадров разработаны для внедрения новые спецкурсы: «Экономическая дипломатия», «Энергетическая дипломатия», «Международные финансовые рынки», «Международные экологические стандарты». Ведется преподавание курсов по всем важнейшим аспектам деятельности Всемирной Торговой Организации и Международной Организации Труда.

В целях совершенствования языковой подготовки на всех факультетах введена новая учебная дисциплина — «Русский язык и культура речи», особое внимание уделяется преподаванию иностранных языков. Языковая подготовка выпускников МГИМО(У) постоянно совершенствуется, особенно с учетом потребностей МИД в дипломатах, в совершенстве владеющих методикой и техникой перевода. Постоянно расширяется и номенклатура изучаемых иностранных языков. Создана учебно-методическая база для преподавания языков стран СНГ и Балтии.

Тематика дипломных и диссертационных работ на плановой основе согласовывается с потребностями МИД России. В ходе защиты дипломов в качестве второго научного руководителя или оппонента нередко выступают сотрудники МИД. По сложившейся традиции Государственные аттестационные комиссии возглавляют руководители департаментов министерства.

Важнейшее значение в подготовке будущих дипломатов имеет прохождение студентами практики в подразделениях Центрального аппарата Министерства иностранных дел и его загранучреждениях Российской Федерации. Ежегодно в МИДе преддипломную практику проходят не менее 100 студентов выпускных курсов, в порядке ознакомительной практики его департаменты посещает не менее 200 студентов II—IV курсов.

Попав на службу в Министерство иностранных дел, все сотрудники (в том числе и недавние выпускники МГИМО(У)) оказываются включенными в действующую систему непрерывного образования дипломатических работников по «цепочке» от программ первого высшего образования, через курсы переподготовки и повышения квалификации до аспирантуры и докторантуры. Эта система достаточно эффективна и ежегодно обеспечивает обучение не менее 600 работников оперативно-дипломатического состава.

В целом система непрерывного образования предполагает следующие основные этапы обучения кадров:

первичное обучение для лиц, впервые принятых на дипломатическую службу (в течение первого года работы). Ускоренная адаптация к новым условиям профессиональной деятельности требует предметного ознакомления с законодательной и нормативной базой, структурой, документооборотом, информационными потоками МИД. Примером может служить обучение в Учебно-консультационном центре МИД по информатике, которое нацелено на приобретение вновь принятыми работниками специальных навыков по использованию программных средств, используемых в общеминистерской информационной системе по внешнеполитическим вопросам;

периодическое обучение (не реже 1 раза в 5 лет) по дополнительным или основным профессиональным образовательным программам переподготовки и повышения/поддержания квалификации на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей. Эта работа осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих, утвержденного приказом Минобразования России от 1 августа 2000 г. № 2370;

постоянное обучение иностранному языку по программам ВКИЯ;

Основным центром периодического повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников МИД является Дипломатическая Академия МИД Российской Федерации. На ее базе ежегодно обучается, осваивая различные программы и курсы, не менее 300 дипломатических и консульских работников. Делается это на основе принципов:

—преемственности по отношению к базовому образованию, которое получили дипломатические работники в МГИМО(У) или другом высшем учебном заведении;

—совместимости по видам, срокам и формам обучения;

—учета интересов внешнеполитического ведомства и личностных особенностей обучающихся;

—комплексного подхода к организации учебного процесса. На факультете повышения квалификациидипломатических кадров организованы краткосрочные курсы

с программами объемом от 72 до 150 учебных часов по наиболее важным проблемам и направлениям дипломатической деятельности: внешняя политика, мировая экономика и международные экономические отношения, дипломатическая и консульская служба, международное право, проведение миротворческих операций, многосторонняя дипломатия, разоружение и ограничение вооружений.

Повышение квалификации направлено на обновление теоретических и практических знаний, овладение дополнительными навыками трудовой деятельности в соответствии с изменяющимися условиями работы и требованиями государственных образовательных стандартов. Программы и учебно-тематические планы курсов постоянно корректируются с учетом категории обучающихся, направления их служебной деятельности, запросов департаментов, посольств, консульств и других структур. Кроме того, планы и программы проходят предварительную апробацию и при необходимости корректируются в соответствии с требованиями министерства.

Особое место в системе повышения квалификации занимают Высшие дипломатические курсы (ВДК) Дипломатической Академией для руководящих работников дипслужбы, назначаемых на должности послов, постоянных представителей, советников посланников и генеральных консулов. Занятия на курсах ведут не только академические профессора и преподаватели, для встреч со слушателями приглашаются руководители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, религиозные и общественные деятели, заместители министра, директора департаментов МИД.

При этом учитывается, что государством нормативно установлены сроки непрерывного обучения. В случае повышения квалификации — от двух до шести недель с

полным или частичным отрывом от работы или от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются удостоверения и свидетельства о повышении квалификации государственного образца.

По специальным программам организована профессиональная переподготовкаспециалистов дипломатической службы. Она позволяет (в объеме от 500 до 1000 часов аудиторного времени) получить дополнительные знания, умения и навыки для выполнения нового вида профессиональной деятельности, т.е. обрести практически новую специальность на базе уже имеющегося высшего образования с целью адаптации государственных служащих «к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности»1. Основные задачи такого рода обучения — углубленное изучение национально-государственных интересов России, соотнесение внутренних и внешних аспектов ее развития с обстановкой на мировой арене; отработка технологий согласования ведомственных и иных интересов с общегосударственными, при координирующей роли МИДа; Изучение российского законодательства и международно-правовых документов, определяющих деятельность дипломатов; отработка навыков управления персоналом2. Срок обучения — от трех до шести месяцев с полным или частичным отрывом от работы или от шести месяцев до одного года без отрыва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются дипломы о профессиональной переподготовке государственного образца.

Значительная часть действующих дипломатических кадров имеет возможность в процессе обучения в Дипломатической академии по двухгодичной программе получить второе высшее образование по специальностям «Международные отношения» и «Мировая экономика».

С 2001 г. в соответствии с решением Коллегии МИД России осуществляется дальнейшая перестройка схемы профессиональной переподготовки дипломатических кадров. Существо ее состоит в том, что для дипломатических работников, имеющих базовое образование по специальностям «международные отношения» и «мировая экономика», организуется 9-месячныйкурс (в объеме свыше 1000 учебных часов) с отрывом от работы с присвоением квалификации и вручением диплома, соответствующего диплому о высшем образовании. Такая система получила название дополнительного к высшему профессиональному образованию.По такой системе обучаются дипломатические работники, которые занимают высшие и главные государственные должности дипломатической службы.

Для обучения персонала по системе краткосрочных стажировокиспользуются также контакты, установившиеся более чем с 20 зарубежными учебными центрами. В них обучаются до 40 человек в год. Среди постоянных партнеров — Нидерландский королевский институт международных отношений «Клингендаль», Венская дипломатическая академия, Национальная школа администрации Франции. Основная цель стажировок — изучить передовой опыт, приобрести дополнительные профессиональные и организаторские навыки, сопоставить отечественный подход к проблемам с мнениями зарубежных коллег.

Специальным подразделением Министерства иностранных дел, обеспечивающим языковую подготовкуроссийских дипломатических работников и контроль за ее уровнем, являются Высшие курсы иностранных языков при МИД России (ВКИЯ). Курсы составляют программы обучения, а также аттестационные требования по уровням владения иностранными языками. В настоящее время установлены следующие уровни, подтверждаемые сертификатами ВКИЯ установленного образца: начальный, функциональный, оперативный, профессиональный, экспертный.

Уровень владения языком принятых в МИД выпускников вузов языкового профиля,

1Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001. С. 479.

21 См.: Лаптев В.Б. Дипломатическая академия МИД России в системе высшего профессионального образования // Дипломатический ежегодник. 2000. С. 335.

 

в т.ч. МГИМО(У), подтвержденный государственным экзаменом (при условии изучении иностранного языка в течение не менее 8 семестров), приравнивается к оперативному уровню ВКИЯ. Результат экзамена учитывается при рангировании, аттестации, повышении в должности, участии в конкурсе на замещение вакантных должностей. Принимаемые в МИД по конкурсу выпускники других вузов также сдают на Высших курсах соответствующий квалификационный экзамен.

ВКИЯ обеспечивают послевузовское, профессионально ориентированное совершенствование языковых знаний на уровнях, следующих за оперативным. Профессиональный и экспертный уровни подтверждаются сертификатом каждые три года. В связи с необходимостью овладения спецификой языка и приобретения лингвострановедческих знаний занятия иностранными языками для впервые принимаемых на работу в МИД специалистов обязательны.

Зачисление в группы ВКИЯ производится в соответствии с трехлетними планами языковой подготовки, составляемыми каждым подразделением центрального аппарата министерства с учетом служебной необходимости, характера работы, перспектив использования работника, решений конкурсных и аттестационных комиссий.

Обучение на курсах очное, при экстенсивном и ускоренном обучении — без отрыва от работы. При интенсивном обучении сотрудник может частично или полностью освобождаться от работы. Дипломатическому работнику может быть предоставлена возможность одновременно изучать несколько иностранных языков, но количество занятий в служебное время в рамках экстенсивного обучения не может превышать трех раз в неделю по два академических часа каждое.

Всего в течение учебного года на ВКИЯ по 54 иностранным языкам обучается более 1200 сотрудников центрального аппарата МИДа и загранучреждений.

В целом же различными формами подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации ежегодно охватывается около полутора тысяч дипломатических служащих. Таким образом, работники МИД России обладают и пользуются широкой номенклатурой возможностей для реализации установленного для государственных служащих требования об обязательном повышении квалификации не реже одного раза в пять лет.

В заключение следует упомянуть о неформальных методах совершенствования индивидуальных качеств и приобретения практических навыков дипломатическими работниками. Ключевым из них является самоподготовка. Сколь бы ни были талантливы преподаватели, секрет личностного и профессионального роста дипломатического работника в конечном итоге кроется в высокой требовательности к себе, постоянном стремлении к совершенству, постановке перед собой все более сложных задач и высоких целей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 516.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...