Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственная организация высшего профессионального образования

«Донецкий национальный университет экономики и торговли

Имени Михаила Туган-Барановского»

Кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности

А.С. Толстых, А.В. Погребняк, Д.И. Измайлова

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов всех направлений и специализаций

очной и заочной форм обучения образовательного уровня «бакалавр»

 

 

 



Донецк

 
2017

 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственная организация высшего профессионального образования

«Донецкий национальный университет экономики и торговли

Имени Михаила Туган-Барановского»

Кафедра естествознания и безопасности жизнедеятельности

А.С. Толстых, А.В. Погребняк, Д.И. Измайлова

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов всех направлений и специализаций

очной и заочной форм обучения образовательного уровня «бакалавр»

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

Естествознания и безопасности жизнедеятельности

Протокол № 24 от 27 февраля.2017 г.

 

Одобрено

на заседании учебно-методического

совета университета

Протокол № от

 

Донецк

2017

 

УДК 355.58 (076.5)


ББК 68.9я73

Т 54

 

 

Рецензенты:

 

К.А. Ржесик - канд. техн. наук, проф.

В.Г. Корнийчук - канд. техн. наук, доц.

 

 

Толстых П.7.С.

Т 54      Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособ. для самостоятельного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студ. всех напр. и спец. очной и заочной форм обучения, образовательного уровня «бакалавр» / Толстых А.С., Погребняк А.В., Измайлова Д.И., ГОВПО Донец. нац. ун-т. экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, каф. естествознания и БЖД. – Донецк : [ДонНУЭТ], 2017. – 281 с.

 

В учебном пособии изложен теоретический курс дисциплины, сопровожденный практическими работами. Учебное пособие соответствует рабочей программе и является самодостаточным литературным источником для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

  УДК 355.58 (076.5) ББК 68.9я73   © Толстых А.С., Погребняк А.В., 2017 г. © Государственная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», 2017


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                       6

ЧАСТЬ І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                         9

ГЛАВА 1 Категорийно-понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности, таксономия опасностей. Риск как количественная

оценка опасности                                                                                                  9

1.1 Предмет безопасности жизнедеятельности                                          9

1.2 Основные определения БЖД                                                      10

1.3 Культура безопасности                                                               12

1.4 Аксиомы безопасности жизнедеятельности                                         14

1.5 Теоретические основы безопасности жизнедеятельности          17

1.6 Таксономия, идентификация и квантификация опасностей       19

1.7 Классификация ЧС                                                                                21

ГЛАВА 2 Природные опасности. Характер их проявлений и

действий                                                                                             23

2.1 Классификация природных чрезвычайных ситуаций               23

2.2 Характеристика опасных геологических процессов и явлений 24

2.3 Опасные метеорологические явления                                                  30

2.4 Опасные гидрологические процессы и явления                         35

2.5 Пожары в природных экосистемах                                            38

2.6 Биологические опасности                                                                     41

ГЛАВА 3 Техногенные опасности и их последствия                                50

3.1 Промышленные аварии, катастрофы и их последствия                     50

3.2 Опасные события на транспорте и транспортных коммуникациях   56

3.3 Гидродинамические аварии                                                        57

3.4 Пожарная безопасность                                                              63

3.5 Радиационная безопасность                                                        75

 

стр.

3.6 Химическая безопасность                                                                     90

ГЛАВА 4 Социальные опасности                                                     101

4.1 Социально-политические опасности, их виды и характеристики 101

4.2 Социальные и психологические факторы риска                        108

4.2.1 Манипуляция сознанием                                                          108

4.2.2 Опасность средств массовой информации                                        114

4.2.3 Реклама и ее манипуляционные возможности                        117

4.2.4 Вредные привычки. Алкоголизм и табакокурение                119

4.2.5 Поведение человека в толпе                                                     121

4.3 Защитные свойства человеческого организма                           126

4.3.1 Физиологичные особенности человека                                   126

4.3.2 Психологические особенности человека                                 130

ГЛАВА 5 Использование риск-ориентированного подхода для

построения вероятностных структурно-логических моделей возникновения

и развития ЧС                                                                                             137

5.1 Общий анализ риска и проблем безопасности сложных систем 137

5.1.1 Риск                                                                                           137

5.1.2 Индивидуальный риск                                                             142

5.2 Концепция приемлемого риска                                                            147

5.3 Главные этапы количественного анализа и оценки риска         148

5.4 Принципы обеспечения безопасной жизнедеятельности           153

ГЛАВА 6 Менеджмент безопасности                                               157

6.1 Управление безопасностью жизнедеятельности                        157

6.2 Государственная регуляция системы мероприятий по предупреждению возникновения техногенных ЧС                                     159

6.2.1 Мероприятия по обеспечению безопасности техносферы      159

6.2.2 Мероприятия по улучшению экологической обстановки и рационального природопользования                                                      161

 

стр.

6.3 Общие принципы мониторинга ЧС и порядок его осуществления    164

6.4 Менеджмент безопасности на предприятии                                        166

ГЛАВА 7 Управления силами и средствами ОХ во время ЧС       183

7.1 Порядок предоставления населению информации о наличии угрозы или возникновения ЧС                                                                                       183

7.2 Основные мероприятия по реагированию на ЧС                                188

7.3 Ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий                     191

7.3.1 Основные мероприятия по ликвидации ЧС и их последствий 191

7.3.2 Жизнеобеспечение пострадавшего населения                         194

7.3.3 Действия населения в условиях ЧС                                                   201

 

ЧАСТЬ ІІ ПРАКТИКУМ                                                                   208

Практическая работа № 1 Контроль радиоактивного

загрязнения окружающей среды и воды при помощи прибора «Припять»    208

Практическая работа № 2 Контроль химического загрязнения

воздуха с помощью сильфонного аспиратора ГХ-М (АМ- 5)                  215

Практическая работа № 3 Защита человека в бытовых условиях

от опасных факторов влияния окружающей среды                                  223

Практическая работа № 4 Защита человека от электромагнитного

излучения СВЧ диапазона                                                                          229

Практическая работа № 5 Определение количества нитратов в

продуктах питания                                                                                      234

Практическая работа № 6 Первая помощь при неотложных состояниях"                                                                                                         239

Практическая работа №7 Оказание первой помощи при ранах и кровотечениях                                                                                                  250

Практическая работа №8 Оказание первой помощи при травмах и переломах                                                                                                   262

ЛИТЕРАТУРА                                                                                   273
ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития общества актуальным вопросом является решение проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах от опасных и вредных факторов. Это обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом возникающие стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и другими вредными веществами, а также применение в локальных войнах различных видов оружия создают ситуации, опасные для здоровья и жизни населения. Эти воздействия зачастую становятся катастрофическими. Кроме того, все более ощущаются назревающие противоречия между техногенной деятельностью человека и окружающей природной средой.

Особое значение в решении этих противоречий приобретает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентами всех направлений и специализаций, независимо от формы обучения, поскольку нынешние студенты – будущие руководители предприятий, организаций и учреждений, обязанные заботится о своих трудовых коллективах и материальном имуществе.

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина изучает теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) во всех сферах его деятельности.

Цель дисциплины – заключается в приобретении студентом компетенций, знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности по специальности с учетом риска возникновения техногенных аварий и природных опасностей, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации и привести к неблагоприятным последствиям на объектах ведения хозяйства, а также формирования у студентов ответственности за личную и коллективную безопасность.

Задачи учебной дисциплины предусматривает овладение знаниями, умениями и навыками решать профессиональные задачи с обязательным учетом отраслевых требований относительно обеспечения безопасности персонала и защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях и формирования мотивации по усилению личной ответственности за обеспечение гарантированного уровня безопасности функционирования объектов отрасли, материальных и культурных ценностей в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Дисциплина БЖД неразрывно связана со значительным количеством других отраслей научного знания: философией, математикой, физикой, химией, биологией, основами охраны труда, правоведением, экологией, биологией, социологией и многими другими.

Безопасность жизнедеятельности является базовой дисциплиной.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: современные проблемы и главные задачи безопасности жизнедеятельности и умение определить круг своих обязанностей по вопросам выполнения задач профессиональной деятельности с учетом риска возникновения опасностей, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации и привести к неблагоприятным последствиям на объектах ведения хозяйства;

- уметь: оценить среду пребывания относительно личной безопасности, безопасности коллектива, общества, провести мониторинг опасных ситуаций и обосновать главные подходы и средства сохранения жизни, здоровья и защиты работников в условиях угрозы и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

- владеть: методами построения риск-ориентированных математических моделей; современными методами прогнозных расчетов развития чрезвычайных ситуаций; способами оказания первой помощи потерпевшим; приборами для определения разного рода опасностей (химических, радиационных, биологических).

Данное учебное пособие разработано в соответствии с учебной рабочей программой и включает в себя две части: теоретическую и практическую.

Теоретическая часть состоит из семи разделов; практическая – из семи практических работ. Каждая из составляющих учебного пособия посвящена актуальнейшим вопросам различного рода угроз и методам защиты от них.

 




ЧАСТЬ І

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...