Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поражающими факторами аварий и катастроф являются: взрыв; пожар; затопление; отравление людей; обрушения производственных зданий и сооружений; поражение людей электрическим током.




Основными поражающими факторами чрезвычайных ситуаций являются:

- механические (взрывная волна, падение с высоты, падение разрушенных строительных конструкций и других тяжелых предметов и тому подобное);

- аварийно опасные химические вещества (АХОВ);

- радиационные (ионизирующие излучения в случае аварий на объектах, которые используют ядерное топливо и радионуклиды);

- термические (высокие и низкие температуры);

- психологические (паника);

- биологические (бактериальные средства, токсины).

Эти факторы могут действовать одновременно или последовательно, обусловливая многочисленные, комбинированные поражения разной степени.

Таблица 3.1 - Уровни чрезвычайных ситуаций по критерию количества пострадавшего населения (лиц)

 

Критерии

Допустимое значение для уровня ЧС

объектового местного региональног общегосударственного
Количество пострадавших (постоянно или временно неработоспособных). < 20 20-50 50-300 >300
Количество людей, которые погибли (кроме случаев аварий на автодорогах). 1 1-2 3-5 > 5
Существенное ухудшение условий жизнедеятельности на длительное время. < 100 100 - 300 300 - 3000 >3000

 

 

продолжение таблицы 3.1

Размер компенсационных возмещений возведенного годового бюджета. - < 1% (местного) < 1% (областного) > 1% (областного)

 

Типы разрушений при ЧС

 

Разрушения при ЧС подразделяются на: полные, сильные, средние и слабые. Каждой мере разрушения соответствуют свои значения убытка, объем спасательных и аварийных работ.

Полное разрушение - разрушение всех элементов зданий включая подвальные помещения. Убытки составляют больше 70 % стоимости основных производственных фондов (больше 70 % балансовой стоимости зданий, сооружений, коммуникаций), дальнейшее их использование невозможно.

Сильное разрушение - разрушение части стен и перекрытий верхних этажей, возникновение трещин в стенах, деформация перекрытий нижних этажей, поражение значительной части людей, которые находятся в них. Убытки составляют от 30 до 70% стоимости основных производственных фондов, при этом есть возможность ограниченного использования мощностей, которые сохранились. Возобновление возможно в порядке капитального ремонта.

Среднее разрушение – разрушение, главным образом, второстепенных элементов зданий и сооружений (перекрытий, перегородок, оконных и дверных проёмов), возникновение трещин в стенах. Перекрытия, как правило, не провалены, подвальные помещения сохранены. Убытки составляют от 10 до 30% стоимости основных производственных фондов. Промышленное оборудование, техника, средства транспорта возобновляются в порядке среднего ремонта, а здания и сооружения после капитального ремонта.

Слабое разрушение - разрушение оконных и дверных проёмов и перегородок. Возможное поражение людей обломками конструкций. Подвалы и нижние этажи полностью сохранились и пригодны для временного использования после текущего ремонта домов, сооружений, оборудования и коммуникаций. Убытки составляют до 10% стоимости производственных фондов. Возобновление возможно в порядке среднего или текущего ремонта.

 

Опасные события на транспорте и транспортных коммуникациях

 

По количеству пострадавших и погибших транспортные опасные события занимают первое место среди чрезвычайных ситуаций техногенного характера. На долю железнодорожного транспорта выпадает около 60 % грузовых перевозок, автомобильного - 26 %, водного - 14 %. На автомобильный транспорт приходится 50 % транспортных ЧС; на железнодорожный - 37 %; на водный транспорт - 9 %; на авиаперевозку - 4 %.

Причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте является техническая неисправность колей, средств сигнализации, автоматики и подвижного состава, ошибки диспетчеров и машинистов, размывы колей, осыпи, обвалы и другие естественные чрезвычайные ситуации, а также ситуации, связанные с загоранием, утечкой, взрывом веществ, которые перевозятся. Анализ аварийной ситуации на железнодорожном транспорте показывает, что основной причиной аварий являются элементарные ошибки и безответственность обслуживающего персонала.

Риск для безопасности жизни человека на водном транспорте выше, чем на железнодорожном или авиационном, однако ниже, чем на автомобильном. Ежегодно в мире терпят аварии около 8 тыс. судов, из них 200 тонут. Во время аварий на водном транспорте ежегодно погибает 2 тыс. чел.

Аварии на авиационном транспорте происходят не очень часто, но падения самолетов практически всегда заканчиваются многочисленными жертвами. Досадные случаи происходят из-за неисправности технических систем, погодных условий, ошибки диспетчеров, ошибки пилотов и во время военных учений.

К дорожно-транспортным ЧС относят ДТП с автотранспортом, в которых погибают 3 и больше лиц или количество пострадавших составляет 5 и более лиц. Причинами дорожно-транспортных аварий и чрезвычайных ситуаций являются, в первую очередь, нарушение правил дорожного движения, отсутствие опыта, слабая подготовка и реакция водителей, управление транспортом в нетрезвом состоянии, неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие дорожных знаков, неисправность светофоров и тому подобное.

 

Транспортировка опасных химических веществ

 

Железнодорожный транспорт является основным видом перевозки АХОВ. Грузоподъемность железнодорожных цистерн: для хлора - 47,55 и 57 т; аммиака - 30 и 45 т; соляной кислоты - 52 и 59 т; фтора - 20 и 25 т.

Автомобильным транспортом АХОВ перевозятся в цистернах грузоподъемностью 2 - 6 т. Кроме цистерн используются разные контейнеры вместимостью от 0,1 до 0,8 м3.

Повреждение или разрушение специальных хранилищ, цистерн, технологических коммуникаций может привести к выбросам АХОВ в окружающую среду и созданию очага химического поражения. Облако зараженного воздуха, которое образовалось при этом, формирует зону заражения, пребывание людей в которой может представлять угрозу для их жизни и здоровья.

 

Гидродинамические аварии

 

Гидродинамическая авария - это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, которые несут разрушение и затопление больших территорий.

Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, которые создают разницу уровней воды между верхним и нижним бьефом. К ним относятся гидротехнические сооружения напорного фронта: плотины, бассейны и уравнительные резервуары, гидроузлы, малые гидроэлектростанции и сооружения, входящие в состав инженерной защиты городов и сельскохозяйственных угодий.

Гидродинамические сооружения напорного фронта подразделяют на постоянные и временные. Постоянными называют гидротехнические сооружения, используемые для выполнения каких-либо технологических заданий (для производства электроэнергии, мелиорации территории и т. п.). К временным относят сооружения, применяемые в период строительства и ремонта постоянных гидротехнических сооружений.

Кроме того, гидротехнические сооружения подразделяют на основные и второстепенные. К основным относят сооружения напорного фронта (плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы)), прорыв которых повлечет нарушение нормальной жизнедеятельности населения близлежащих населенных пунктов, разрушения, повреждение жилых зданий или объектов народного хозяйства. Ко второстепенным относят гидротехнические сооружения напорного фронта, разрушения или повреждение которых не повлечет существенных последствий.

Причинами аварий гидротехнических сооружений напорного фронта, сопровождающихся прорывом и затоплением прибрежных территорий бывают: разрушение основных сооружений и недостаточность водосбросов; воздействие сил природы (землетрясений, ураганов, обвалов, оползней); конструктивные дефекты, нарушения правил эксплуатации и действие паводков.

 

Волна прорыва и ее поражающие факторы

 

Основным поражающим фактором гидродинамической аварии является волна прорыва, которая образуется в нижнем бьефе в результате стремительного падения воды с верхнего бьефа. Поражающее действие волны прорыва проявляется в виде непосредственного ударного действия на людей и сооружения массы воды, движущейся с большой скоростью, и перемещаемых ею обломков разрушенных зданий и сооружений, других предметов.

Характерным для катастрофического затопления в случае разрушения гидросооружений является значительная скорость распространения (3-25 км/час.), высота (10-20 м) и ударная сила (5-10 т/см2) волны прорыва, а также скорость затопления всей территории.

Зона катастрофического затопления - зона затопления, в пределах которой произошли массовые потери людей, сельскохозяйственных животных и растений, значительно повреждены или уничтожены материальные ценности, в первую очередь здания и другие сооружения. На затапливаемой территории выделяют четыре зоны катастрофического затопления.

Первая зона непосредственно примыкает к гидросооружению и тянется на 6-12 км от него. Высота волны может достигать здесь нескольких метров. Характерный бурный поток воды со скоростью течения 30 км/ч и больше. Время прохождения волны 30 мин.

Вторая зона - зона быстрого течения (15-20 км/ч). Протяжённость этой зоны может быть 15-25 км.

Третья зона - зона среднего течения (10-15 км/ч) протяжённость до 30-50 км.

Четвертая зона - зона слабого течения (разлива). Скорость течения здесь может достигать 6-10 км/час. Протяжённость зоны в зависимости от рельефа местности может составлять 35-70 км.

При катастрофическом затоплении угрозу жизни и здоровью людей, кроме действия волны прорыва, представляют пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, которые обеспечивают жизнедеятельность населения.

Чрезвычайные ситуации в зоне затопления нередко сопровождаются вторичными поражающими факторами: пожарами в результате обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов, оползнями и обвалами в результате размыва почвы, инфекционными заболеваниями вследствие загрязнения питьевой воды и резкого ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния в населенных пунктах вблизи зоны затопления и районах временного размещения потерпевших, особенно в летнее время.

Последствия катастрофического затопления могут быть усилены авариями на потенциально опасных объектах, попадающих в его зону.

В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливные коммуникации, места сбора мусора. В результате нечистоты и мусор загрязняют зоны затопления и распространяются вниз по течению. Растет опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Этому способствует также скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.

Потери населения, находящегося в зоне действия волны прорыва, могут достигать ночью 90 %, а днем - 60 %. Из общей численности потерпевшего населения количество погибших может составлять ночью 75 %, днем 40 %.

 

Обеспечение безопасности населения при гидродинамических авариях

 

Безопасность населения при катастрофическом затоплении обеспечивается заблаговременным осуществлением мероприятий, направленных на его предотвращение или ограничение его масштабов. Это: правильный выбор места размещения плотины и населенных пунктов; ограничение строительства жилых домов и объектов экономики в местах, склонных к действию возможной волны прорыва; обвалование населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий; создание надежных дренажных систем; проведение берег укрепляющих работ для предотвращения оползней и обрушений; устройство гидроизоляции и специальных укреплений на зданиях и сооружениях; насаждение низкоствольных лесов (тополь, ольха и береза), способных уменьшить скорость волны прорыва.

В случае опасности прорыва искусственных плотин принимают следующие меры регуляции стока воды: плановый сброс воды из водохранилища в период весеннего паводка, своевременный спуск воды.

Если существует опасность прорыва естественного водохранилища, принимают меры по укреплению стенок плотин.

С целью защиты населения при катастрофических затоплениях, предотвращения или максимального уменьшения степени его поражения осуществляют комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий.

Основными мероприятиями по защите населения являются:

- своевременное оповещение населения об угрозе катастрофического затопления и принятии необходимых мер для его защиты;

- самостоятельный выход населения из зоны возможного катастрофического затопления к подходу волны прорыва;

- организованная эвакуация населения в безопасные районы до подхода волны прорыва;

- укрытие населения на незатопленных частях зданий и сооружений, а также на возвышенных участках местности;

- организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне затопления;

- предоставление квалифицированной и специализированной помощи потерпевшим;

- проведение неотложных работ по обеспечению жизнедеятельности населения.

 

Правила личного безопасного поведения при

гидродинамических авариях

 

Если Вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории, уточните, попадает ли она в зону действия волны прорыва и возможного

 

катастрофического затопления. Заранее уточните место сбора эвакуированных. Подготовьте на случай эвакуации ценности и необходимые вещи.

В случае эвакуации возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2 - 3 суток. Часть имущества, которое необходимо сохранить от затопления, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья и так далее.

Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, отсутствии продуктов питания и отсутствии помощи со стороны.

Перед отходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшую возвышенность, заберитесь на большое дерево или верхний этаж здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину около основы волны.

Очутившись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или плотину, по которым можно добраться до незатопленной территории.

При перемещении по затопленной местности соблюдайте осторожность и сообщайте о повреждении и разрушении энергетических сетей, канализационных и водопроводных магистралей в соответствующие коммунальные службы.

Не употребляйте продукты, которые находились в воде и не используйте для питья непроверенную воду. Колодцы с питьевой водой могут быть использованы после предварительного осушения (полной очистки воды).

 

Пожарная безопасность

 

Общие понятия об основах теории развития и прекращения горения

 

Горение или пламя - это химическая реакция с выделением большого количества тепла, огня и продуктов сгорания. Процесс горения возможен при наличии: горючего вещества, источника воспламенения, окислителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...