Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Український народний стрій ХІV – ХVІІІ ст..




Наряд украинской шляхты и зажиточных горожан. Архивные данные свидетельствуют, что шляхта и зажиточные горожане одевались очень роскошно. их одежда была сшита из дорогих тканей и тонкого сукна, привезенного из Англии, Нидерландов, Франции, Чехии, других стран Европы и Арабского Востока. Головные уборы отличались разнообразием форм и материалов: круглые бархатные шапки, бараньи шлыки, суконные колпаки, подведены лисьим, собольим, Кунич мехом. Другие составные части костюма украинских шляхтичей и зажиточных горожан изготавливались также из дорогих привозных тканей. их одежда формировался под влиянием иностранной моды того времени, однако многие элементы в одежде оставалось традиционными. Знатные мужчины носили две рубашки - нижнюю и верхнюю. Верхняя рубашка из шелка или тонкого кельнского

полотна очень часто украшалась вышивкой. Низ рубашки заправляли в штаны из тонкого привозного сукна.

Верхней одеждой зажиточных мещан и шляхты был сукман, украшенный шелковыми шнурами. В одном из реестров Викраденого имущества упоминается сукман с Муравского сукна с нашитьмы на нем красными и черными шнурами. Гардероб состоятельных включал однобортные и двубортные скины. Среди украинского мещанства бытовало также суконная плащоподибна ферезия, украшенная на груди петлицами, а также плащоподибне сукняне наряд с капюшоном («Ярмак»,»епанча»). Кое-где такой наряд называли»Гуней», а одежда с капюшоном (капюшоном) -»Кер». Зимой шляхтичи носили модели, сшитое из бархата или дорогого тонкого, чаще зеленого, сукна, подбитую дорогим мехом (медведя, волка, куницы, соболя, горностая), с большим меховым воротником, украшенную золотыми или серебряными шнурами. Плащоподибний Безрукава одежду застегивали ценной отделкой («Аграф»,»кляммером») на правом плече.

Распространенным зимней одеждой были меховые тулупы и шубы. Мех покрывали дорогими тканями. Застегивали верхнюю одежду пуговицами из драгоценных металлов.

Как правило одежду людей высших сословий включал нижнем жупан. Этаж кафтана надевали ферезию, керею или любой другой одежды. Повсюду в Украине этаж кафтана носили кафтан -»кафтан». С иконографического материала известны кафтаны не только с разрезом напротив локтей и с разрезом рукавов начинаються от проймы, а также с рукавами, разрезанными по всей длине. Кунтуш мещанина, или кафтан, был без характерных продольных разрезов на рукавах. Кафтаны украшали золотой тесьмой. Носили их расстегнутыми, показывая нижний кафтан или застегнутыми, подпоясанный широким поясом.

Верхняя одежда мещане опоясывали золототканых литыми или серебряными узкими, сопоставленных из отдельных звеньев, поясами, иногда украшенными драгоценными камнями.

Наиболее распространенным обувью были высокие сапоги с кольорового сафьяна и низкие -»боты». Иногда сапоги носили со шпорами.

Наряд казаков. Богатством форм, изысканностью, краскистистю отмечался одежду украинского казачества. По своему социально состоянию украинского казачество XVI -XVIII вв. не было однородным. Поэтому и одежда была разнообразной и свидетельствовал о становую принадлежность казака. Одежда рядового казачества - скромный, напоминает крестьянский. У запорожцев походную одежду был бедным. Но удачные военные походы на турок, татар позволяли казакам одеваться в дорогие трофейные вещи - шубы, скины, сается (тонкое английское сукно) шаровары, шелковые рубашки, шапки- шлыки, сапоги, чекмене. Поэтому домашний парадная одежда у казаков был роскошным. Кроме названных видов одежды, казаки носили суконные широкие плащи и короткие кофты, похожие на турецкие куртки, короткие кожанки.

Одежда запорожского казачества включал белую рубашку, шаровари, часто украшенные широким золотым галуном вдоль боковых швов, пояс, черкеску, суконный напивкунтуш, кафтан, жупан, изготовлен из грубого сукна, меховую шапку из черных лисиц, шапку с шлыком, который заканчивался золотой кистью, сапоги.

Характерными были прически казаков. В XVI -XVIII вв. бытовали прически с пидголюванням волос; оставляли и ведрощувалы прядь волос - волосы (от персидского»са»- кисть, прядь). Об этом прическу упоминает еще византийский историк X в. Лев Диакон. Она изображена на украинских народных картинах («Казак Мамай»). Бороды казаки брили, но носили усы. Среди казацкой старшины, дворянства преобладала прическа из залашеним кружком волос на макушке.

Головные уборы казаков отличаются большим разноманитнистю. Для запорожских казаков характерной была шапка с высокой смушевой окраиной и суконным красным или зеленым верхом, украшенным накрест золотым галуном. Шлык завершался золотой кисточкой. Ходили и другие шапки. В выборных казаков - с невысокой меховой окраиной и низким (как берет) верхом, украшенным золотым галуном. В реестровых казаков шапка имела конусообразную форму с хутряним низким околку. Среди казаков были распространены шапки различной высоты, цилиндрические с плоским и выпуклым тульей. Чаще всего эти шапки были трофейными. В казацкой старшины

бытовали шапки с разрезом на окрестности. Гетманы носили невысокую и облегающую голову шапку - султанку, окаймленную дорогим мехом, на которой надо лбом прикрепляли специальной отделкой (Аграф) две перья.

Рубашки надевали белые, полотняные, домашнего изготовленияления, или шелковые.

Поясним одеждой служили шаровары: сается, есть суконные, нанковые (щильноткана Крамного или домашнего изголения ткань) красные, синие, зеленые, а также кожаные, с карманами, окаймленными золотым галуном. Шаровары XVIII в. были очень широкие и издалека напоминали юбку. В поясе они стягивались на шелковый или шерстяной очкур с золотыми кистями на концах. Холошни шаровар привязивали до икры серебряными подвязками или шелковыми шнурками с золотыми или серебряными кистями на концах. Кисти выглядали из-под холошень, опущенных на голенища сапог.

Верхней одеждой у казаков были чемерки, скины, кафтаны (кафтаны), шубы.

Чемерки, скины изготавливали из дорогого красного, вишневого, синего сукна или с шелковистой штофные узорчатой ​​ткани. Эта одежда имел спинку с двумя клиньями - усами, невысокий воротник- стойку. Внизу рукавов прикриплювалися крючками неширокие отвороты с другой сукна, контрольрастными по цвету или темного бархата («кавраши»,»Заков - раши»). Жупан был обильным в подоле. Сверху чемерки казак надевал кафтан, который был другого цвета, чем чемерка (если чемерка красная, то кафтан голубой, зеленый, синий). Кафтан делали длинным, рукава - широкими, с разрезом («роздьором») на локтях. В эти разрезы продвигали руки. Кафтан декорировали золотым галуном. На него часто надевали бурку (плащ) - длинный одежда, сделанная из кожи или сукна без рукавов. Состояние опоясывали поясом. Пояса носили тканые узорчатые (шаль), однотонные, сотканные из турецкого или персидского шелка - сырца. Концы свекловичных, малиновых, зеленых, синих поясов перетикалы золотой или серебряной нитью. Запорожцы носили также короткие кожаные пояса, охватывающие состояние один раз. их украшали различными металлическими накладками. Сзади к ним цепляли кисти, а спереди - крючки, пряжки, ремни кинжалов, сабель, трубок.

Обувью служили сафьяновые сапоги (желтые, зеленые, красные) с золотыми, серебряными или медными подковами. халявы сапог

были прикрыты шароварами. Из-под них виднелись только козлы сапог с узкими загнутыми вверх носками.

Одежда казацкой старшины и нарядная одежда казаков отризняеться прежде украшениями. Так, скины старшины досаднаяшалися серебряными или золотыми пуговицами, золотым галуном. Казацкие полковники и гетманы носили одежду из тканей, харакных для одежды европейской знати. Кафтаны украшали золотем привозным кружевом. Этаж кафтана казацкая старшина набросала на плечи подбитую мехом зеленую шубу («Делие»). ее, как и кафтан и кафтан, украшали золотой тесьмой. Нагрудный часть Делии украшали золотыми петлицами. Воротник скриплювалы ценной отделкой.

Гетман носил поверх кафтана и кунтуша красную, подбитую дорогим мехом бурку с большим меховым воротником, скрепленным Аграф. Поли бурки также обшивали золотой тесьмой.

Одежда зажиточных горожанок и шляхтянок отличается до- рогимы различными тканями. Для его изготовления использовали алтабас, брокат, камку, материю, Фаланда, адамашок. Состоятельные горожанки, как и крестьянки, носили рубаху, плахту, узкую запаску, фартук. В костюме горожанок было и такое платье, что доступно только состоятельным женщинам. В холодные дни мещанки и дворянки носили пиапку - кораблик с одним высту -пом надо лбом, а вторым - на затылке. Эту шапку изготовленияляли с красным, синим или зеленым верхом. Состоятельные облямовувалы кораблик дорогим собольим мехом. Такие головные уборы изображены на живописных полотнах XVIII в. Кроме кораблика, дворянки носили дорогу красную шапку, украшенную золотым галуном и жемчугом. ии форма напоминает современный берет с окол - ком.

Рубашка шляхтянок была из тонкого полотна и имела большой овальный вырез на груди.

Нагрудным одеждой служила голубя, зеленая, красная, синяя корсетка, украшенная золотым галуном.

Поясное наряды - юбки - шили из дорогих тканей: шелка, бархата, тафты. Девушки- дворянки спереди к нижним​​эти цепляли узорчатый фартук.

Верхняя одежда шляхтянок и зажиточных горожанок был весьма разнообразен. Наиболее распространенным и любимым его компонентов считалась платье. Это длинный с рукавами одежду из отложений -ным воротником или с большим вырезом для шеи. Платья вышивались шелком или украшались цветным шнуром, тесьмой.

Байбарак - это платье с розхилу пол от горловины донызу. Его изготовляли из тонкой шерстяной ткани и обшивали тесьмой или драгоценным, чаще бобровой мехом.

Кафтан (кавтан) - одежда с фалдами, который повторяет крой свиты с проходки. Чаще изготавливали из синего, зеленого или малинового сукна с шалеподибним воротником и манжетами на рукавах. Подкладку делали из белого или красного шелка. Полы кафтана, воротник, обшлага на рукавах украшали парчой.

В холодное время дворянки и состоятельные горожанки надевали поверх кафтана Футерко. Это зеленая шуба с длинными рукавами, подбитая дорогим мехом лисы, куницы, белки. ее носили накнутой на спину, не одевая руки в рукава. Воротник завязывали двумя пришитыми цветными лентами. Эта одежда использовался до середины XIX в.

Кунтуш был не только мужским, но и женским нарядом. Мужской кафтан имел разрезы в локтевой части рукава. Мужчины носили его поверх кафтана. Женщины пришивали к кунтуша дополнительные узкие рукава из другого материала.

Жупан - праздничный наряд, подобное по крою к свиты. Шили из тонкого сукна голубого или темно - коричневого цверу, с двумя усами украшались золотыми шнурками или галуном. Иногда этими украшениями обшивали все швы на кафтане. Воротник женского кафтана был отложной и обшивался черным или темно - вишневым бархатомОтвороты на груди обшивались парчой или бархатом.

Капота по своему крою и видом подобная женского кафтана. Отличается очень длинным, широким, закругленным воротником из седых Смуха. Смуха обшивали также полы и весь низ вокруг. Эта одежда была распространен в западных регионах Украины.

Основной обувью женщин были когда-то сапоги с сафьяна - сапожки. В праздник впитывали красные, желтые, зеленые сапожки. Были распространены также»бархатцы»- сапоги, комбинированные с черной и желтой кож. Сапоги украшали швами, головками гвоздей, складками («рисуванням»). Кроме сапог, бывшие в употреблении ботинки, которые шили из цветной кожи или прочной драгоценной парчи и обшивали золотыми нитями.

Любимой и очень распространенной среди девушек и женщин при - красотой считалось ожерелье.

Наряд крестьян. Одежда крестьян не зависел от капризов моды так, как одежда шляхты и зажиточных горожан. Крестьянское платье последовали предыдущие древнерусские формы. Его по-прежнему производили в условиях натурального хозяйства. С полотна шили мужские и женские рубашки, юбки, фартуки, мужские брюки. Широко применяли шерстяные ткани как домашнего изделия, так и привозные. С сукна изготовляли верхняя одежда: свиты, епанчи, плащи, сердаки, Чугани, Чугай, поддевки. Тонкая пахотнаяментована шерстяная ткань была превосходным поясного женской одежды: запасок, оберток, плахт, юбок. Многие компоненты одежды шили из Крамного шелка, парчи, бархата, алтабас, польского и английского сукна, бархата. Они попадали в деревню торговыми путями, а также их как трофеи привозили из походов домой казаки. Очень распространенными были женские очипки с парчи.

Мужская одежда. Крестьянский мужская одежда XVI -XVIII вв. был чрезвычайно разнообразным по крою, формой, декорированием.

Прическа. В Украине мужчины знали четыре способа подстроитьнения волос:»в кружок»и»под Макитры», которые были наиболее распространенными в XVI в. среди крестьянства (кроме Карпат), прическа с длинными волосами, спадали на плечи и спину (западные области Украины), и прическа»в каблуках»с пидголюванням затылке. Они всегда органично сочетались с головным убором и со всеми другими составными частями строю.

Головные уборы. Распространенными головными уборами были баранья шапка и шляпа. Шапки были разнообразны по форме и названиями. Войлочные и суконные высокие головные уборы называли»колпаками». Распространенной была высокая конической формы смушковая шапка. На территории правобережной Украины крестьяне носили еще и разные по высоте шапки цилиндрической фор - мы. Шапки с квадратным верхом были заимствованы. их изготовления ляли из сукна или овечьего меха.

Нательная одежда. Мужской крестьянский строй включал белую полотняную рубашку трех типов: туникообразного, с поликами, на кокетке. Древнейший тип рубашки - туникообразный. В стороны такой рубашки вставляли прямые или расширенные книзу клинья. От их формы зависела ширина и силуэт рубашки: прямая или расширенная книзу (северные районы Украины, Подолье, ЗакариПатти, Буковина). Туниковидная рубашка имела сморщивание баков.

Второй тип рубашек имел вставку в плечевой части - полик. Горловину викинчувалы обшивкой, воротником- стойкой или отворотами воротником. Разрез чаще был впереди.

От основных видов рубашек происходят их разновидности, об- ные кроем, - так называемая»стрелковая рубашка»и»чумачки». Пер-вая получила название от стрелки (побега), которую нашивали в плечо -ном шве. Рубашка чумачки шире, чем обычно, потому что по бокам имеет вставлены клинья. Наиболее распространенная чумачки на Юге Украины. На Днепропетровщине существует еще и разновидность чумачки

Длина рубашек была разной. На Полесье, Западном Подолье, в Карпатах рубашку носили навыпуск, поверх штанов, иногда ее длина достигала ниже колен. На Полесье низ рубашки украшали красным ткачеством или вышивкой. Своеобразную особен- ность имели короткие рубашки, которые носили на Закарпатье.

(«Лоцманская рубашка»), в которой широк не только состояние, но и рукава.

Поясная одежда - брюки были двух типов: с широкими штанинами и узкими. Неширокие штаны, которые кроились из двух прямых перегнуть полотнищ, соединенных прямоугольной встал -кой, в XVIII в. носили на Полесье и в западных областях Украины. В Карпатском регионе горцы предпочитали узкомкем шерстяным брюкам, украшенным шнурами и вышивкой на боковых швах. В Западном Подолье брюки от колена вниз, по горизонтали, декорировали складочками («рисуванням»). В центральных областях Украины носили полотняные и шерстяные брюки с широкими штанинами, заправленными в голенища сапог.

Пояс. В талии брюки взимались веревкой («очкуром»). Кроме того, носили разные по ширине кожаные пояса. В XVI -XVIII вв. в Украине существовали старинные чумацкие череси - длинный кожаный пояс с пряжкой на одном конце и ремешком на втором. Черес был своеобразным убежищем, карманом, где чумаки хранили деньги, а также снаряжением. К череса подвешивали кисет с табаком, за него закладывали трубку.

Нагрудный одежду. В Украине был широко распространен нагрудная одежда, в частности суконный, меховой, с любой про- стой ткани на вате. Сначала безрукавки изготавливали нероз - пашни, с разрезом для головы. Затем в буковинских и бойковских безрукавках сбоку делали разрез и завязывали шнурком под правой рукой. Настоящими художественными витворамы, синтезом многих технологий и техник считаются меховые безрукавки карпатских горцев: гуцулов, бойков, лемков. Нужно проявить незаурядное умение и ловкость для того, чтобы исвить качественно кожу, рационально ее раскроить, а потом еще и украсить капелями, пуговицами, металлическими пластинками, аппликацией из кожи, косичками, мехом, шерстяными цветоными шариками, шнурами.

Верхняя одежда мужчин, преимущественно суконный, состоял из традиционных компонентов: свита, сердак, епанча, кирея, бурка. В центральных и южных областях Украины верхней одеждой служила свита. Производными от нее были кирея, плащ, епанча. Свита была трех типов, в зависимости от кроя спинки: прямой, без складок на спине с проходки (не тронутая складками площина) спинка рясована, без проходки (чумерка, чемерка, чек- мень, черкеска). К свиты в некоторых случаях пришивали каптур. Тогда эта одежда превращался в плащ, плащ, епанчу, бурку.

Гуцульский сердак, бойковский Сирак, полесская латуха сохранили древний туникообразный крой. К перегнутого полотнища с разрезом для головы вставляли по бокам клинья. Гуцульский сердак изготавливали из черного, коричневого, белого, красного сукна. Он был короче Сирак и латуха, имел небольшой воротник-стойку, прямые рукава. Сердак, как и другие компоненты гуцульского наряда, очень роскошно декорировали: вышивкой,

шерстяными шнурами, цветными кистями, которые цепляли у ворота. Чаще сердак носили наопапи. Бойковский Сирак и полесскую свиту - латуха шили длиннее. Декорировали, в сравнениемни с сердаки, скромнее шерстяными шнурами, иногда деликатной вышивкой, цветной тканью на лацканах и манжетах.

Своеобразный верхняя одежда лемков - чуга («чуганя») сзади имел прямоугольный длинный воротник, закрывавший всю спину. Воротник викинчувався тороками («свечами»). Наряд имело длинные сшитые внизу рукава, которые также заканчивались тороками. Чуганю носили накинутой на плечи. Зашитые внизу рукава служили карманами. Подобной по крою, но с обычными рукавами, была буковинская манта («мента»). В западных областях Украины использовался верхняя одежда из полотна («полотнянка»).

Верхняя зимняя одежда - кожухи носили в Украине повсеместно. Отличались они длиной и отделкой, а также формой кроя воротника от невысокой стойки к большому, закрывавший спину. Кожухи украшали мехом, вышивкой, аппликацией. Известны отделкой Богодуховские кожухи (Слобожанщина), кожухи Приднепровья, Ополье, Подолье.

Обувь. Универсальным обувью, как и раньше, у крестьян были лапти, лапти, ботинки, сапоги.

Итак, крестьянский мужской строй XVI -XVIII вв. отрезнявся форме и декором. Его украшали вышивкой, тканнием, аппликацией. Преобладал белый цвет с красными акцентами и вкраплением черного и синего. И лишь в Карпатах одежда крестьян отличался красочностью, яркостью, с избытком красного цвета и цветных приложений.

Женские наряды. Все составные части женской одежды, за исключением украшений, отделки одежды и головных уборов, были одинаковыми как у девушек, так и у женщин. В XVI -XVIII вв. распространялись и совершенствовались те компоненты, которые бытовали в Украине в предыдущие исторические периоды, в частности в Киевской Руси.

Наряды девушек привлекает и поражает разнообразием и художественным совершенством всех его составных частей. От женского оно отличается насыщенным колоритом. Белая рубашка, плахта, верхнюю одежду в праздничном и обрядовой костюмах гармонично сочетаются в единое целое. Волосы заплетали в одну или две косы. Носили их или опущенными на спину, или заключенным винкоподибно на голове.

Обычным ежедневным головным убором девочек, как и в попередние исторические времена, была полоса ткани или вышитая лента, ее связывали так, чтобы волосы на темени оставался открытым. К повязках сзади прикрепляли ленты, а над

пивоней, георгин, а зимой - из искусственных цветов.

висками втыкали цветы. В праздники девичий строй обогащался венком из цветов, ковыля, перья. Наиболее распространенными были венки, сплетенные из мака, бархатцев, ромашки, барвинка,

Венок надевалитолько совершеннолетние девушки. Венок - это и знак целомудрия,

Состоятельные девушки носили такие же головные уборы, но не дорожчих материалов. Начильни лента в их венках была с оксамит, расшитая золотой нитью, украшенная жемчугом и самоцвитамы.

Наряды женщин включало белую длинную полотняную рубашку, плахту (центральные районы Украины, Слобожанщина, южные области Украины), юбку из различных материалов, запаску, обгортку (Карпаты), горботки (Подолье). В холодные дни как верхнюю одежду впитывали свиту или кожух. Почти повсеместно были распространены безрукавки из разных тканей. На голову завязывали платок покрывало, а на ноги надевали черные, зеленые, красные сапоги, черевики, а в Карпатах - роскошно декорированные носки и постоли.

Очипок («чепец»,»стельку») - это шапочка, сшитая из ткани, которую женщины после свадьбы не снимали на людях с головы. Женские очипки изготавливали из полотна, шелка, парчи.

Очень популярным головным убором была платок. ее связувалы различными способами: концами под подбородком, концами назад, на темени, чалмоподибно.

Рубашка. Основой женского строя была полотняная длинная рубаха: туниковидная, с поликами и на кокетке. Женские сорочийки не отличались по крою от мужских. Они были другими по длине и богаче на украшения. Женские рубашки шили додильни, есть длинные (до косточек ног) и с подтачивание.Подтачивание - это нижняя часть рубашки с другой, грубого, полотна. В укской Закарпатье у женщин бытовала короткая рубашка, вместо подтачивания здесь носили белую полотняную юбку. Рубашки были с капюшоном воротами (западные области Украины) и с обшилкой горловины. У воротника или обшивки делали обильное морния. Разрез - пазуха в рубашках находился спереди. Рукава на вставке и манжетах украшали вышивкой или ткачеством. Иногда украшали всю плоскость рукава - от плеча до манжета.

Поясним одеждой у женщин были юбка, обертка, плахта, запаска.

Обертка («горботки»,»опинка») - прямоугольный кусок тканой черной или вишневой ткани. ее носили короче рубашки, чтобы не закрывать вышитый низ. Замужние женщины одну пола обертки поднимали вверх и пидтикалы пояса. Обертка бытовала на Подолье, Углу, Буковине, в некоторых районах Гуцульщины.

Плахта царила повсеместно, кроме западных областей Украины. Это два полотнища, сшитые вдоль до половины. Перед тем, как надеть на себя плахту, женщина перегибала ее вдвое и охватывала ней свое состояние. Сшитое полотнище оказывалось сзади, а незшите двумя полосами приходило в стороны и свободно сходилось спереди. По верху надевали передник. Плахта имела шахматный пахотнаямент. В древности сотканную плахту вышивали красочными шелкоными нитями. Позже орнамент был тканым, с добавлением к шерстяной пряжи шелка, серебряных и золотых нитей.

Предшественница - необходимое приложение к плахты. Шили ее из цветной шерстяной ткани. Нижний ярус часть разукрашивалась вышивкой или застроченными складочками. По цвету прередници были разные, их подбирали к краски плахты. На Полесье и Волыни предшественницы были ткани.

Запаски бытовали двух видов. Более узкие, имеющие в верхней части завязки, носят сразу две: одну - спереди, другу - сзади. Другой тип запаски - широкая. Ею обертывают состояние сзади, а ее концы сходятся спереди. Спереди одевают предшественницы. Цвет запаски бывает красный, синий, красный, белый. Гуцулы и бойки должны запаски ярких цветов. Ткутся они из шерсти в смеси с шелковыми нитями, а порой и металлическими (серебряными и золотыми) нитями.

Дерга («Джерга») изготавливалась из грубого сукна. Это рабочей одежда - специально соткано полотно, которым оборачивали состояние, содержалось поясом или кромкой.

Юбка появилась на восточных землях Украины в конце казацкого периода, в XVIII в. На западных землях она была известна гораздо раньше. Юбки шили из различных тканей: полотна, украшенного набивки, различных привозных материалов, тканых из тонких или грубых шерстяных ниток, - однотонные, в продольные пасочки, в клетку.

Нагрудный одежду. Женщины, как и мужчины, носили теплые хутряни или суконные безрукавки. Важным компонентом женского строя была корсетка («кирсетка»,»керсетка»). Корсетки шили из тонкой шерстяной ткани, бархата, шелка. их украшали вышивкой, бусинами, аппликацией из ткани, декоративными швами.

Верхняя одежда. Женщины- крестьянки, как и мужчины, носили свиты из сукна. По крою женская свита была такой же, как и мужская, отличалась только богаче отделкой. Во всех крестьянок бытовали короткие куртки, капоты, гуне, бурнусы.

Чемлит в женском костюме появился позже. Его шили из тонкого фабричного белого сукна с воротником и манжетами, украшенными черным бархатом, а порой и вышитыми краскисти шерстяными нитями. Спинка чемлита имеет подрез и собрана от состояния в складки.

Юпка - это верхняя женская одежда из черкесину, китайки, басни. По крою юпка напоминает корсетку, но с рукавами. Бувают кофты с кроем в три, пять, семь»усов»- складок. Когда-то»усы»считали приметой зажиточности: чем богаче женщина или девушка, тем больше»усов», в ее одежде. По казацких времен юпка разукрашивалась золотым галуном. Байковые кофты шили из зеленой, красной, синей ткани.

Украшения. Распространенной в Украине женской досаднаясою было хорошо коралловое ожерелье. Во многих регионах носили ожерелье из дутого стекла. Отмечались разнообразием украшения из металла. Состоятельные девушки украшали себя дукатами, Личман - мы, Згарда, силянки. Личман - металлическая (серебряная) кокарда с подвеской. Згарда - ожерелье из литых медных крестиков, Нанызанных на ремешок. Очень много изделий изготавливали в западных областях Украины из мелкого бисера.

Дробинка («звено»,»силянки»,»лужок»,»гердан»,»криза») - украшение, изготовленное в виде ленты, из серебряных

цветных бусинок («пацьорок»). На обоих концах сплетенный лента имеет тороки, с помощью которых она связывается на шее.

Шелести - шейное украшение, которая также распространена в гуцулив. Это металлические колокольчики или листочки, нанизанные на ременьчик или дротик.

В казацкие времена было популярным также бусы из бурштину. К украшениям следует отнести и пряжки - Чепраги.

Ожерелье носили в будни и праздники. В будни впитывали один разок, а в праздник - сколько кто имел.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...