Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 31 страница




Итак, все крупные социологи, исследующие проблематику социального действия, существенно обогатили понимание данного социального феномена, обращая внимание на те или иные его сис­темы и грани. Но социальное действие находится в процессе по­стоянного обогащения и развития. Поэтому и социологическое знание о нем обогащается и углубляется. В последнее десятилетие XX века, когда достаточно рельефно выявился кризисный харак­тер сложного и противоречивого перехода от индустриальной ци­вилизации и цивилизации постиндустриальной (ее еще называют информационной, или цивилизацией ноосферного типа), очень острой стала проблема социальной значимости результатов чело­веческой деятельности.

Социально значимый результат человеческой деятельности, ответственность за который несет сам человек, даже в тех случаях, когда произведенный результат выходит за рамки его исходных намерений, выражается в категории «деятельность». В зависимо­сти от качества данного результата именно в его социальной ха­рактеристике - несет он благо людям или оборачивается социаль­ным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием. Исторический парадокс современ-

431


ной эпохи заключается в том, что на стыке двух смежных цивили­заций (а он по времени может занимать несколько десятилетий), когда начинается период кризисов, революций и катастроф, стано­вящихся в своей совокупности цивилизационным кризисом, когда процессы социальной интеграции взаимопереплетаются с процес­сами дезинтеграции и дезорганизации, качественные характери­стики деяния и его оценки общественным сознанием начинают изменяться: то, что вчера считалось благом, сегодня оценивается негативно как злодеяние. Эту особенность наиболее рельефно вы­светили два глобальных по своему масштабу и последствиям тра­гических события — Чернобыльская катастрофа и развал Советско­го Союза.

Если иметь в виду Чернобыльскую катастрофу, превратив­шуюся в национальное бедствие белорусского народа, то в ней в полной мере проявилась сложность, противоречивость и опасность для жизни и здоровья людей глубинной трансформации в техноло­гических основаниях человеческой деятельности, когда на перед­ний план выдвигается не экономическая эффективность новейших технологий и человеко-машинных систем, а степень их безопасно­сти, мера подчиненности их человеческому разуму и контролю либо, напротив, их выхода из-под разумного контроля. Ведь Чер­нобыль стал не только местом грандиозной технологической ката­строфы, но и символом выхода техники из подчинения человеку. И все-таки сущность Чернобыльской трагедии определяется не столько ее технологическими компонентами, сколько социально детерминированными процессами, определяющий из которых-пренебрежение к человеку, отсутствие его реальной социальной защиты практически во всех сферах деятельности - в технически-производственной, исследовательской, военной и др., которыми приходилось заниматься тысячам и тысячам людей в условиях господства социально-политической тоталитарной системы.

Чтобы это утверждение стало доказательным, достаточно напомнить, что в период, непосредственно предшествовавший взрыву ядерного реактора, персоналом Чернобыльской электро­станции было допущено 19 серьезнейших нарушений техники безопасности, хотя даже одно из них могло привести к гибельному исходу неадекватного столь технологически насыщенному объек­ту производственного действия. А негативные последствия этого преступного по безответственности деяния поистине трагически-сотни и тысячи людей, преждевременно ушедших из жизни, сотни

432


I


тысяч хронически больных, в том числе более шестисот детей, страдающих раком щитовидной железы, гигантское разрушение природной среды, производственных объектов, учреждений куль­туры, образования, здравоохранения, захоронение 70 белорусских деревень, огромный экономический ущерб, нанесенный Республи­ке Беларусь, измеряемый 32 годовыми ее бюджетами докатаст-рофного 1985 года.

В последние годы все большее количество ученых настой­чиво предупреждают о нарастающей угрозе экологической катаст­рофы, подстерегающей человечество, если оно не сумеет внести существенные коррективы в свою производственную деятель­ность, наносящую все более крупный ущерб окружающей природ­ной среде. Академик Н. Н. Моисеев, в частности, выдвинул идею «нравственного императива», представляющего собой нравствен­но-экологическое содержание цивилизации третьего тысячелетия, которым должно руководствоваться человечество, чтобы его мно­гообразная деятельность, принявшая общепланетарные масштабы, органично вписывалась в естественный круговорот веществ, а его коллективный разум ни в коем случае не допустил пересечения со­вокупной деятельностью той роковой черты, за которой неизбежно наступление планетарной экологической катастрофы.

С учетом сказанного становится очевидным, что в начале третьего тысячелетия все большее значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструк­торская, образовательная деятельность, которые органически со­единены с деятельностью природоохранной и гуманитарной.


Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социальная деятельность?

2. Каковы основные компоненты социальной деятельности?

3. В чем заключается марксистское понимание общественного характе­
ра деятельности?

4. В чем состоит специфика веберовской трактовки социальной дея­
тельности и ее основных типов?

5. Что составляет смысловое ядро парсоновской интерпретации соци­
альной деятельности?

6. Почему в начале XXI века особую остроту и актуальность приобре­
тает проблема социальной значимости результатов человеческой дея­
тельности?

433


Литература

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии //Из­
бранные произведения. М., 1990.

2. Вебер М. Основные социологические понятия //Избранные произве­
дения. М., 1990.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М, 1995.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Разд. 1. Фейербах
//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 3.

5. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (Первоначаль­
ный вариант «Капитала») //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 46.
Ч. II.

6. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория действия:
культура, личность и место социальных систем //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Фролов С.С. Социальные действия //Социология. Гл. 7.2. М., 1996.

Глава 30. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

В развитии общества довольно часто, особенно в XIX-XX вв., возникают процессы, связанные с коллективными дейст­виями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение последних. Аме­риканский социолог Г. Блумер считает, что «социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, направлен­ные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство суще­ствования» (2; 193).

Содержание понятия «социальное движение» органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивления им, конфликт­ное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокуль­турные ориентации различных сообществ, их борьба за социаль­ный контроль. Но коллективные действия, ориентация их на соци­альные изменения или сохранение существующих порядков (соци­альной системы) в неизменном виде, конфликтное соперничество с другими социальными группами всегда оказываются обуслов-

434


к


ленными групповыми или общественными интересами и целями взаимодействующих социальных групп. Исходя из этого, можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение - это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовле­творением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистских, религиозных, револю­ционных, политических, молодежных и др.

Следует отличать социальные движения от социальных ин­ститутов. Если социальные институты представляют собой отно­сительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определен­ных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах, то социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы. Кроме того, социаль­ные движения в отличие от социальных институтов не имеют ус­тойчивого институционального статуса и часто не направлены на сохранение существующей системы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные изменения.

Социальные движения существенно отличаются и от соци­альных организаций. Если социальные организации в большинстве своем являются формальными образованиями с отчетливо выра­женным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, жестко закрепленными со­циальными статусами и ролями, то социальные движения не обла­дают такими признаками, - для них характерны спонтанность, не­устойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко за­крепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей.

Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Следует подчеркнуть, что типологизация этих процессов является довольно сложной процедурой, поскольку одно движение может стать лишь промежуточным этапом для развития другого. Одни из них отчетливо политизированы, другие решительно декларируют свою неполитическую направленность; одни носят экстремистский характер, демонстрируют приверженность к крайним взглядам и

435


действиям, другие проповедуют взвешенность, умеренность во взглядах и действиях Поэтому в процессе их гипологизации пра­вомерно выделять наиболее общие и существенные признаки дви­жений, их своеобразные «идеальные типы», инварианты, имеющие множество вариативных проявлений.

Одним из распространенных типов рассматриваемого соци­ального процесса являются общие социальные движения К их числу относят обычно рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. Основное содержание деятельности в та­ких движениях составляю! попытки добиться всеобъемлющих из­менений человеческих ценностей. Характерные особенности об­щих социальных движений можно свести к следующему.

Во-первых, они проявляются в стремлении множества людей развить какую-то новую точку зрения на свое положение в обще­стве и на свои права, точку зрения, основанную на желаниях и на­деждах. Следовательно, их становление и развитие связано с воз­никновением новых интересов и предположений, новых представ­лений людей о самих себе и (или) с формированием неудовлетво­ренности там, где прежде этого не было. Именно таким образом складывались рабочее, а затем женское движение.

Во-вторых, становление общих социальных движений про­текает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и на­правлений деятельности в форме некоординированных или слабо координированных попыток. У этих движений, по справедливому замечанию Г. Блумера, «есть только какое-то общее направление, в котором они продвигаются медленно, спотыкаясь, но настойчи­во. Эти движения неорганизованны, не имеют ни устойчивого ру­ководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля» (2; 194).

В-третьих, такие движения направляют свою деятельность на самые различные сферы общественной жизни (женское, напри­мер, вторгается и в сферу образования или культуры, и в область промышленности, и в сферу быта, семьи, досуга, и в сферу поли­тики и т.п., причем в каждой из них стремится к таким переменам, которые бы повышали социальный статус женщины.

В-четвертых, общие социальные движения развиваются пре­имущественно неформально и зачастую неофициально. Средства­ми их развития становятся прежде всего беседы, дискуссии, чтение соответствующей литературы и следование определенным образ­цам поведения. Поэтому имеющиеся в их деятельности достиже-

436


ния сосредоточены в большей мере в области индивидуального опыта, чем в хорошо ?амегной со стороны и согласованной дея­тельности организованных групп. Чаще всего они оказываются достаточно расплывчатыми, не имеющими общего оформления конгломератами индивидуальных линий и способов поведения, основанных на индивидуальных (реже - групповых) предпочтени­ях, симпатиях и антипатиях, решениях и действиях.

Наряду с общими в современном обществе имеют широкое распространение специфические социальные движения Нередко они возникают на гех социальных основах, которые присущи об­щим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях. Их вполне правомерно рассматривать как кристаллизацию значительной части неудовле­творенности, надежд и стремлений, пробужденных общим соци­альным движением со средоточением этой мотивации на какой-либо специфической цели. Так, например, на общей платформе рабочего движения возникают и развиваются такие различные по целям и средствам борьбы специфические социальные движения, как коммунистическое, социал-демократическое, христианско-де-мократическое.

Главная отличительная особенность специфического соци­ального движения - наличие у него четко определенной цели, ко­торую оно стремится достигнуть своими активными действиями С этим связана и вторая его особенность - наличие организацион­ного оформления (скажем, членство в политической партии, суще­ствование ее программы и устава и т.п.), определенной, нередко четко иерархизированной и разветвленной структуры. В процессе своего развития оно формирует определенное, только ему прису­щее мировоззрение и связанные с ним идеологические установки и системы ценностей, определенные наборы социальных ожиданий и ориентации, правил поведения. Все это вместе взятое составляет третью его отличительную черту.

Четвертая особенность специфического социального движе­ния заключается в том, что внутри его складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают оп­ределенными социальными статусами, часть из них входит в со­став признанного и принятого всеми участниками руководства данным движением. Пятая особенность специфических социаль­ных движений проявляется в наличии у них определенной страте­гии социальной деятельности и тактики ее осуществления приме-

437


нительно к изменяющимся обстоятельствам, в проведении агита­ции и пропаганды, ориентированных на привлечение новых инди­видов и групп в состав движения, расширение ареалов его дея­тельности, увеличение авторитета и степени влияния на развитие социальных процессов.

Приведенные особенности показывают, что достаточно раз­вившееся и оформившееся специфическое социальное движение, постепенно обрастая системой упорядоченных статусов и ролей, устоявшихся норм и правил поведения, формализованной струк­турой, фактически достигает стадии социальной организации, а в случае успешного решения поставленных задач— становится со­циальным институтом, как это случилось, например, с развитием коммунистического движения в Царской России, а затем и в Со­ветском Союзе.

Политические движения В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровер­жение политической власти, существующего политического ре­жима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, специфи­ческие социальные движения приобретают характер движений по­литических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие «политические движения» аналитической строгости. Этот тип движений может классифици­роваться, исходя из состава основной массы участников (крестьян­ские, пролетарские, феминисткие и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформист­ские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гра­жданского неповиновения и т.п.).

Конкретные политические движения могут иметь страновой характер, т.е. охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковыми являлись английский чартизм - политическое движение пролетариата в 1830-1850 гг., цели и требования которо­го были выражены в так называемой «Народной хартии» (1838 г.), или аболиционизм - развернувшееся в конце XVIII - начале XIX вв. в США массовое движение за отмену рабства негров; пу-жадизм в середине 50-х годов XX века во Франции и движение диссидентов в 70-80-е годы в бывшем Советском Союзе.

438


Политические движения могут распространяться и в не­скольких, и многих странах, приобретая тем самым международ­ный характер, каким было, например, анархистское движение во второй половине XIX - начала XX вв. Широко известно движение Сопротивления - развернувшееся во время Второй мировой войны в ряде стран Европы и Азии массовое национально-освободи­тельное антифашистское движение против германских, итальян­ских, японских оккупантов, их союзников и их местных пособни­ков. В этом движении участвовали рабочие, крестьяне, интелли­генция, патриотически настроенная мелкая и средняя буржуазия. Их общей целью было изгнание захватчиков и проведение в по­слевоенное время демократических преобразований.

Отчетливо выраженный политический характер имеет Бело­русский народный фронт, возникший в 1988 г. В его программных документах провозглашается, что Белорусский народный фронт-это «широкое общественно-политическое движение граждан, пар­тий, организаций, которые выступают за демократические идеалы, за сильное независимое государство Беларусь, за социальную ры­ночную экономику, за национально-культурное возрождение на­шего народа». На базе этого движения в мае 1993 г. создана поли­тическая партия БНФ. Таким образом, политическое движение на определенном этапе своего развития может выделить из своего со­става политическую партию. С другой стороны, некоторые партии используют образ широкого политического движения как более популярный и предпочитают называть себя движениями, напри­мер, Народное республиканское движение во Франции, Итальян­ское социальное движение.

Политические движения способны приобретать некоторую преемственность и универсальность в той мере, в какой они про­должают и развивают определенные политические традиции (на­циональные, как это происходит в БНФ, либо cbohciвенные цело­му культурному региону, как это воплощается в деятельности Бе­лорусского Христианско-демократического союза, выступающего за объединение массовых действий на общехристианской плат­форме для решения насущных политических проблем, наподобие того, как сходные движения общехристианской направленности развиваются в ряде стран Восточной, Центральной и Западной Ев­ропы).

Таким образом, цели, ценности, программы действий поли­тических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а

439


в той или иной степени соотносятся с существующими в данное стране или регионе политическими традициями. Это связано с тем] что политические движения возникают в определенных нацио-1 нальных или региональных политических культурах в ответ на но-] вые социальные и политические проблемы, возникающие на опре-1 деленных этапах развития общества. Так рождаются сначала либеч ральные, консервативные, фашистские и иные движения, а на бо-| лее поздних этапах общественного развития (скажем, в современ­ных социально-политических условиях) появляются неолибе­ральные, неоконсервативные, неофашистские движения В усло­виях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурной ситуацией, появляются и пользуются определенной популярностью различного рода популистские дви­жения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполняемых при существующих экономически^ и политических условиях.

В русле структурно-функционального социологическогс подхода политические движения чаще всего рассматриваются с| точки зрения их функциональности по отношению к существую-] щей политической системе, причем широко используются кон-| тент-анализ документов, анализ статистических данных, массовые опросы, интервьюирование и другие социологические методы.

Экспрессивные движения — более или менее массовые дви­жения людей, которые более или менее отчетливо понимают не­привлекательность и порочность существующей социальной дей­ствительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а: свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии, - они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализированные, в том чис­ле религиозно окрашенные, действия людей в Древнем Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий со­вершали сложные ритуалы, массовые танцы и песнопения, слуша­ли прорицателей и магов, создавали и распространяли мистиче­ские учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной, с их точки зрения, жизни общества.

440


В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной среде. Разнооб­разными проявлениями таких процессов являются движения хип­пи, рокеров, люберов, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, со­гласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.

Революционные движения - массовые действия, направлен­ные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельно­сти большинства или многих социальных институтов - государст­ва, суда, системы образования и др. Таким образом, революцион­ные движения стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть существующий социальный порядок и струк­туры власти и установить новый социальный порядок, новую сис­тему власти, коренным образом отличающиеся от прежних. Чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где со­циальные реформы затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее революционное, чаще всего насильственное ниспровержение. Именно данной осо­бенностью обусловлено слабое развитие коммунистических дви­жений в таких социально благополучных и традиционно демокра­тических странах, широко проводящих различные реформы, как Швеция, Швейцария, Бельгия, Голландия, но сильное развитие их в таких странах, где социальные реформы неэффективны, где ши­роко распространены социально-политические конфликты, где сильны традиции революционных движений - во Франции, Ита­лии, России, других странах, возникших в постсоветском социаль­но-политическом пространстве.

Реформистские движения - массовые политические дейст­вия, ориентированные не на революционные ниспровержения су­ществующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством прове­дения различных реформ. Для возникновения реформистских дви­жений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют:

- участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим по­рядкам;

441


- они должны располагать институциональными (т.е. дек
пускаемыми государством, правящей партией, действующим в!
обществе законодательством и др.) возможностями высказывать
свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку на­
мечаемых реформ;

- граждане данной страны должны обладать широким на­
бором политических прав и иметь возможность свободно и безбо­
лезненно подвергать критике функционирующие в обществе соци­
альные институты, требовать реформирования содержания и форм •
их деятельности.

Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима, при котором попытка лю­бых социальных изменений расценивается как угроза существую-: щей системе власти. Как правило, к числу реформистских отно-, сятся социал-демократические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а также возникшие в последние годы (после развала СССР) подобного рода движения в Беларуси, России, других странах СНГ.

Оппозиционные движения — более или менее массовые дей­ствия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подоб­ного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют из себя оппози­цию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсовет­ских Беларуси, России, других странах СНГ привело к возникно­вению множества оппозиционных движений (движение потреби­телей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в рефор­мируемом обществе или утративших права, привилегии или иму­щество в процессе проведения таких реформ.

Экологические движения - массовые действия, направлен­ные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и эколо­гическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в усло­виях обостряющегося «экологического дефицита», истощения природных ресурсов, вызванного усиливающимся антропогенным, прежде всего, техногенным воздействием на окружающую при­родную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными си­туациями и катастрофами. Сторонники этих движений убеждены,

442


что тенденции развития общества «не могут быть полностью по­няты вне экологической перспективы». Они бросили вызов «обще­ству потребления», противопоставляя стремлению «иметь боль­ше» желание лучшего «качества жизни». Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше возможностей для самореализации личности. В этих движениях проявляются две антагонистические тенденции: с одной стороны, антиинституциональный протест против государственных реше­ний, оборачивающихся ущербом для природной среды, а с дру­гой — растущая институциализация и формализация, приводящая к формированию партий «зеленых» на базе данных движений во многих странах, в том числе и в Беларуси. Белорусская партия зе­леных ставит, в частности, своей целью решение экологических проблем политическими методами, считает необходимым разра­ботку проектов законов и нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды, формирование у жителей республики экологического мировоззрения, воспитание экологической культу­ры, осуществление общественного контроля за соблюдением при­родоохранительного законодательства. Движения зеленых в ФРГ, США, в других странах, в том числе и в странах СНГ, выступают за формирование новой духовной ориентации, направленной на преодоление разрыва между человеческой культурой и природой, обусловленного техногенной цивилизацией, на гармонизацию че­ловека с окружающей его природой.

Экологические движения с самого периода своего зарожде­ния (более полувека назад) не были однородными ни по составу участников, ни по политическим ориентациям. Как в странах За­падной Европы и Америки, так и в странах СНГ в них входили и экополитики, и экопатриоты, и экотехнократы - сторонники тес­ного сотрудничества с государственными властями, и экоанархи-сты - противники властных структур, и экоконсервационисты, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки превалируют две тенденции. Пер­вая из них- природоохранная - выражена отчетливо в деятельно­сти тех экологических групп и организаций, лидеры которых не­охотно вовлекаются в политику, избегают участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выражается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии «зеленых», кото­рые ориентированы на борьбу за власть, а поэтому все более от-' четливо политизируются. Однако обе эти тенденции не перекры-

443


вают общих целей и интересов движения, которое в целом про-, должает понимать разнообразную экологическую деятельность, в том числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбе­режение и воспроизводство природных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциацию, мировоззренческие и идеологиче­ские принципы экологических движений, их различные модифи­кации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологиче­ской ситуации как катастрофической, на надеждах гармоничного единения человека с природой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...