Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и функции целостного педагогического процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Педагогический процесс - целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев). Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребенка). Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А.Сластенин). Педагогический процесс образуют обучение и воспитание, они взаимосвязаны, но имеют свою специфику, поэтому наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. Главное интегративное свойство педагогического процесса – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает организацию жизнедеятельности воспитанников, отвечающую их интересам и потребностям, направленную на развитие всех сфер личности – сознание, чувства, волю.
Педагогический процесс употребляется
Таким образом, педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.
Структура педагогического процесса Структура педагогического процесса -это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Компоненты педагогического процесса
содержание средства методы формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых.
Компоненты педагогического процесса
Цель Содержание Деятельность Результат
Целевой - определение целей воспитания и обучения. Содержательный - разработка содержания образования. Операционно-деятельностный- процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса. Оценочно – результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения,суждение об эффективности процесса.
Исполнители педагогического процесса: две взаимосвязанные стороны - тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. Условия эффективности педагогического процесса: активность и того, кто воздействует, и того, на кого он направлен.
Этапы педагогического процесса
Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).
Принципы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении: - учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка; - решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве; - учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе; - осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; - создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность; — стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».
Условия эффективности педагогического процесса: гуманизация, гуманитаризация и демократизация. Гуманизация - комплекс социально-ценностных идей, которые утверждают отношение к человеку как к высшей ценности, признают его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление его сущностных физических и духовных сил. Идеи гуманизации положены в основу государственной политики Российской Федерации в области образования. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании»(1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь на пути гуманизации общества, образование станет высшей потребностью личности и будут созданы условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. Идеи гуманизации отразились и на дошкольном образовании. В 1989 г. появляется «Концепция дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А.Петровский), в основу которой была положена личностно-ориентированная модель воспитания. Ведущей идеей становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности личности. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости, что противоречит учебно-дисциплинарной модели воспитания. В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка. Авторы методического руководства к «Концепции дошкольного воспитания» Н.Михайленко, Н.Короткова выделили основные направления гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Направления гуманизации педагогического процесса в ДОУ
Идеи гуманизации нашли отражение и в новых формах современной педагогики.
|