Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
IIэтап: педагогика как наукаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Департамент образования Вологодской области Бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Вологодской области «Сокольский педагогический колледж» ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ Учебно-методическое пособие Для студентов Педагогических колледжей
Г. Сокол 2011
Автор – составитель: Бахорина О.С.
Рецензенты:
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей «Основы общей педагогики» Автор – составитель: Бахорина О.С. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей «Основы общей педагогики» составлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование» и рабочим программам по предметам «Педагогика», «Основы общей и дошкольной педагогики». В пособии раскрываются основы общей педагогики, даются основные педагогические понятия: воспитание, обучение, образование, социализация; рассматривается история педагогической науки, ее структура, связь с другими науками; образовательная система общества; основы возрастной педагогики. Учебно-методическое пособие предназначено студентам средних педагогических учебных заведений. Содержание
Тема 1. История педагогики……………………………….…………………………………………..4
Тема 1.1. Возникновение, становление и развитие педагогики и за рубежом на разных исторических этапах……………………………………………………………………………… ……..4
Тема 1.2. Возникновение, становление и развитие педагогики в России. Влияние деятельности педагогов-новаторов на развитие и совершенствование педагогической теории и практики ……..6
Тема 2. Педагогика как наука об обучении и воспитании человека……………………………10
Тема 2.1. Предмет педагогики. Основные педагогические понятия………………………….……..10
Тема 2.2 Структура педагогической науки, ее основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. ………………….……………………..………….………13
Тема 2.3.Связь педагогики с другими науками.………………………………………………………16
Тема 2.4.Задачи педагогики. Методология педагогической науки……………………………….….17
Тема 2.5. Принципы и методы воспитания…………………………………………………………….18
Тема 2.6. Целостный педагогический процесс - объект изучения в педагогике……………………20
Тема 3. Индивидуально-личностный подход в педагогике………………………..……………..24
Тема 3.1. Понятие о биологических и социальных факторах развития, их влияние на развитие человека. ……………………………………………………………………..…………………………..24
Тема 3.2. Модели взаимодействия педагога с ребенком в педагогическом процессе………………29
Литература………………………………………………………………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………………………………33
Тема 1. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Тема 1.1. Возникновение, становление и развитие педагогики за рубежом на разных исторических этапах Педагогика - наука о закономерностях воспитания, обучения, образования человека. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания и обучения.
Этап: донаучного педагогического творчества - эпоха первобытности Цель: потребность готовить детей к жизни и передавать им накопленный опыт. Воспитанием занимались все члены рода, старейшие, умудренные опытом люди. Содержание воспитания и обучения: уход за животными, земледелие, ремесла, обряды, традиции, история рода, религиозные верования.
- рабовладельческие страны древнего востока Складываются первые системы воспитания (семейная и общественная), зарождаются первые педагогические теории. В историю педагогики вошли две воспитательные системы Древней Греции: спартанская и афинская.
Демокрит: Воспитание детей зависит от природы и методов воспитания, большое значение при этом имеет пример старших. Платон:В своем трактате предлагал идею общественного воспитания людей с 3 до 30 лет с постепенным усложнением от чтения литературы, счета, письма до изучения философии и подготовки к государственной деятельности. Воспитание - это воздействие взрослых на детей с целью формирования нравственности и добродетели. А учение – это приобретение знаний посредством наук. Аристотель:Выделил три стороны воспитания – физическое, нравственное, умственное. Цель воспитания: гармоническое развитие всех сторон души. Сделал попытку возрастной переодизации. Большое внимание уделял дошкольному возрасту: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучать его непосредственно с пеленок» (в семье). А школы должны быть государственными, для детей с 7 лет. Средневековьевошло в историю засильем церкви, однако средние века внесли много ценного в педагогический опыт. Появились новые университеты, которые выполняли роль центров образования и культуры. Университет Болонье (Италия) Оксфордский университет (Англия) Парижский университет (Франция) В эпоху возрождения педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бекона, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Компанеллы и других. Таким образом, первоначально педагогика существовала в рамках философии. Постепенно накапливается теоретический базис, возникает необходимость в его осмыслении и педагогика возникает как самостоятельная наука. IIэтап: педагогика как наука
XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика. 19-20 век идут интенсивные исследования педагогических проблем в США: Джон Дьюи(1859- 1952), Эдвард Торндайк(1874 – 1949). Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 483. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |