Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IIэтап: педагогика как наука




Департамент образования Вологодской области

Бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Вологодской области

 «Сокольский педагогический колледж»

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ  ПЕДАГОГИКИ

Учебно-методическое пособие

Для студентов

Педагогических колледжей

 

 


               

 


Г. Сокол

2011

 

Автор – составитель:

Бахорина О.С.

 

 

Рецензенты:

 

     Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей «Основы общей педагогики» Автор – составитель: Бахорина О.С.

   Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей «Основы общей педагогики» составлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование» и рабочим программам по предметам «Педагогика», «Основы общей и дошкольной педагогики».

   В пособии раскрываются основы общей педагогики, даются основные педагогические понятия: воспитание, обучение, образование, социализация; рассматривается история педагогической науки, ее структура, связь с другими науками; образовательная система общества; основы возрастной педагогики.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам средних педагогических учебных заведений.

Содержание

 

Тема  1. История педагогики……………………………….…………………………………………..4

 

Тема 1.1. Возникновение, становление и развитие педагогики и за рубежом на разных исторических этапах……………………………………………………………………………… ……..4

 

Тема 1.2. Возникновение, становление и развитие педагогики в России.  Влияние деятельности педагогов-новаторов на раз­витие и совершенствование педагогической теории и практики ……..6

 

Тема 2. Педагогика как наука об обучении и воспитании человека……………………………10

 

Тема 2.1. Предмет педагогики. Основные педагогические понятия………………………….……..10

 

Тема 2.2 Структура педагогической науки, ее основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. ………………….……………………..………….………13

 

Тема 2.3.Связь педагогики с другими науками.………………………………………………………16

 

Тема 2.4.Задачи педагогики. Методология педагогической науки……………………………….….17

 

Тема 2.5. Принципы и методы воспитания…………………………………………………………….18

 

Тема 2.6. Целостный педагогический процесс - объект изучения в педагогике……………………20

 

Тема 3. Индивидуально-личностный подход в педагогике………………………..……………..24

 

Тема 3.1. Понятие о биологических и социальных факторах развития, их влияние на развитие человека. ……………………………………………………………………..…………………………..24

 

Тема 3.2. Модели взаимодействия педагога с ребенком в педагогическом процессе………………29

 

 

Литература………………………………………………………………………………………………32

 

Приложение……………………………………………………………………………………………33

 

                

Тема 1. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1.1. Возникновение, становление и развитие педагогики за рубежом на разных исторических этапах

Педагогика - наука о закономерностях воспитания, обучения, образования человека.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания и обучения.

 

Этап: донаучного педагогического творчества

           - эпоха первобытности

           Цель: потребность готовить детей к жизни и передавать им накопленный опыт.

           Воспитанием занимались все члены рода, старейшие, умудренные опытом люди.

Содержание воспитания и обучения: уход за животными, земледелие, ремесла, обряды,     традиции, история рода, религиозные верования.

 

- рабовладельческие страны древнего востока

Складываются первые системы воспитания (семейная и общественная), зарождаются первые педагогические теории. В историю педагогики вошли две воспитательные системы Древней Греции: спартанская и афинская.

 

 

Спартанская воспитательная система Афинская воспитательная система
Спарта воинствующее государство. Цель системы воспитания: подготовка детей воинов будущих рабовладельцев. Содержание воспитания: военно-физическая подготовка, беспрекословное подчинению старшим, презрение к рабам и физическому труду, счет письмо, лаконичная речь. Афины – демократическая республика. Цель воспитания: сочетание умственного нравственного, эстетического развития. содержание воспитания: физическое развитие, чтение литературных произведений, слушание музыки, письмо, счет, декламация, пение, игра на муз инструментах.

     

Демокрит: Воспитание детей зависит от природы и методов воспитания, большое значение при этом имеет пример старших.

  Платон:В своем трактате предлагал идею общественного воспитания людей с 3 до 30 лет с постепенным усложнением от чтения литературы, счета, письма до изучения философии и подготовки к государственной деятельности. Воспитание - это воздействие взрослых на детей с целью формирования нравственности и добродетели. А учение – это приобретение знаний посредством наук.

Аристотель:Выделил три стороны воспитания – физическое, нравственное, умственное. Цель воспитания: гармоническое развитие всех сторон души. Сделал попытку возрастной переодизации. Большое внимание уделял дошкольному возрасту: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучать его непосредственно с пеленок» (в семье). А школы должны быть государственными, для детей с 7 лет.

Средневековьевошло в историю засильем церкви, однако средние века внесли много ценного в педагогический опыт. Появились новые университеты, которые выполняли роль центров образования и культуры.

Университет Болонье (Италия)

  Оксфордский университет (Англия)

Парижский университет (Франция)

В эпоху возрождения педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бекона, Ф.Рабле, Т.Мора, Т.Компанеллы и других.

Таким образом, первоначально педагогика существовала в рамках философии. Постепенно накапливается теоретический базис, возникает необходимость в его осмыслении и педагогика возникает как самостоятельная наука.

IIэтап: педагогика как наука

Ф. И. О. Годы жизни Основные труды Вклад в развитие педагогики как науки
Ян Амос Коменский (Чехия)   1592 – 1670     «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»   Требовал всеобщего обучения. Цель школы – дать детям всестороннее образование. Установил возрастную периодизацию (детство, отрочество, юность, возмужалость), подобрав каждому периоду соответствующую школу (материнская, родного языка, латинская, академия). Мечтал о стройной единой системе школ, преемственной на всех ступенях. Разработал содержание обучения, его принципы (дидактические). Обосновал необходимость классно-урочной системы занятий.­­­­­­­­­­­­­­­­
  Джон Локк (Англия)     1632 – 1704     «Некоторые мысли о воспитании»       Предлагал воспитывать человека – джентльмена, умеющего вести дела и обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а в домашних условиях.
  Жан-Жак Руссо (Франция)       1712 – 1778     «Эмиль или О воспитании»     Составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до 2 лет – физическое воспитание, с 2 до12 – развитие внешних чувств, с12 до 15 – умственное и трудовое воспитание, с15 до совершеннолетия –нравственное развитие.  
Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария)   1746 – 1827   «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Лебединая песня» Соединил обучение с трудом, для развития физических и умственных сил. Мечтал о всеобщем образовании, для всех слоев населения. Считал целью воспитания – гармоничное развитие каждого ребенка.    
  Роберт Оуэн (Англия)     1771 – 1858       «Новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера».       Выдающийся английский гуманист. Трудовое воспитание необходимое условие для всестороннего воспитания. Выступал за анти религиозное светское воспитание. Создал ряд воспитательно-образовательных учреждений: школа для маленьких(1-6 лет), начальная школа(6-10 лет), вечерняя школа для подростков (работающие), система клубных занятий для взрослых. Опыты Р.Оуэна в условиях капиталистической действительности потерпели крах.
Фридрих Фребель (Германия)     1782 – 1852       «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Педагогика детского сада»     Педагогика должна основываться на идеалистической философии. Ребенок – это носитель божественной сущности, наделенный 4 инстинктами: деятельности, познания, художественный и религиозный. Для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и в общении необходимо организовывать занятия в обществе сверстников. Ввел понятие детский сад, разработал методику работы воспитателей с детьми. Создал материалдидактический «дары Фребеля.  
Мария Монтессори (Италия) 1870 – 1952   «Дом ребенка», «Метод научной педагогики»     Воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий. Форма занятий – индивидуальный урок. Воспитатель – наблюдатель за процессом раскрытия внутреннего мира ребенка. Основа обучения – сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и дидактического материала.

 

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, преж­де всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоя­тельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процес­са воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдает­ся дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная пе­дагогика.

19-20 век идут интенсивные исследования педагогических проблем в США: Джон Дьюи(1859- 1952), Эдвард Торндайк(1874 – 1949).

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых по­колений к участию в производстве материальных и духов­ных ценностей.

 Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...