Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.5. Принципы и методы воспитания




 

                                                      Методы воспитания

Под методами воспитания следует понимать способы профессио­нального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения обра- зовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех меха­низмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогиче­ски целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный ха­рактер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей мо­жет включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогиче­ской задачи, в других — как прием, имеющий частное назначе­ние. Беседа, например, является одним из основных методов фор­мирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, исиоль- ломых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют разнообразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности учебно-воспитательного процесса.

Есть и об­щие методы воспитания в целостном педагогическом процессе. Общими они называются потому, что сферы их применения рас­пространяются на весь воспитательный процесс.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и прак­тическое и тем самым способствует целесообразному и более эф­фективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Система общих методов воспитания

 

методы формирования сознания личности рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструк­таж, иллюстрации и демонстрации
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведе­ния личности соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспита­нии педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов уче­нического самоуправления; создание ситуаций для изучения по­ведения воспитуемых.  

 

 

В реальных условиях педагогического процесса методы воспи­тания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решаю­щее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармо­нично организованная их система.

Разумеется, на каком-то определенном этапе процесса воспи­тания тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления дру­гими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к на­меченной цели.

Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспи­тания, обычно руководствуется целями воспитания и его содер­жанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражне­ние, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наи­более приемлемым в данной ситуации.

К. Д. Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех пси­хических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в кото­рых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых лично­стей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитатель­ные рецепты.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, орга­низованности. Например, на известном уровне его развития наи­более продуктивным способом педагогического воздействия яв­ляется решительное, неукоснительное требование, но неумест­ными будут лекция или диспут.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он под­чиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее ре­шения, учет возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А.С.Мака­ренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

 

 

Средства и формы воспитания

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и при­меняются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материаль­ной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и науч­но-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и спе­цифику воспитания; есть методы, непосредственно ориентиро­ванные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях.

 

Принципы воспитания (Приложение).

       

Тема 2.6.   Целостный педагогический процесс - объект изучения в педагогике










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 518.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...