Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1.2. Возникновение, становление и развитие педагогики в России
Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. В России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году. Плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого(16929 – 1680). Он разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, которая значительно расширила высшее образование в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.Ломоносов (1711 – 1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику, «Российскую грамматику». Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744 – 1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. Он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. В 1779 году учреждается учительская семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики. В России цельную дидактическую систему разработал К.Д.Ушинский. Его можно считать основоположником русской педагогики. XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали Станислав Теофилович Шацкий, Павел Петрович Блонский. В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А.В.Луначарский и Н.к. Крупская. В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы. Школа имела 2 ступени: начальную и среднюю. В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации(пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы. Педагогическая теория 1920 – 30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени – идея трудовой школы, основанная на принципах политехничности и индустриализации. Политехнический принцип заключается в том,что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие этот принцип получил в трудах Н.К.Крупской. Другой важной проблемой педагогической теории1920 – 30-х была организация детского коллектива. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых – педагогов того времени.
Русская педагогика - Н.Н.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Советская педагогика - А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский.
Влияние деятельности педагогов-новаторов на развитие и совершенствование педагогической теории и практики Педагоги-новаторы развивают педагогику сотрудничества (80-е годы 20в.), которая основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Вслед за Сухомлинским педагоги-новаторы претворяли в образовательной работе с детьми идеи нацеленности обучения на общее развитие ребенка, оптимистичного подхода к возможностям учеников, свободного выбора и т.д. Изменились отношения педагога с детьми: сообучение, сотворчество, сотрудничество. Учение без принуждения – основной термин. Оценивается продвинутость ребенка в знаниях, умениях и навыках по отношению к вчерашнему дню. Педагоги использовали опорные схемы и сигналы.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 645. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |