Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы связи педагогики с другими науками (С.А.Смирнов).
1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. 2. Творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках. 3. Использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук. 4. Участие в комплексных исследованиях человека.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним. Педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.
Тема 2.4. Задачи педагогики
Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс. Как и любая другая наука, она имеет два аспекта: то, что уже исследовано, и то, что предстоит изучить. В связи с этим перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода. Задачи, которые имеют постоянный, Задачи временного вневременной характер характера - разработка теоретических проблем воспитания, - задачи создания новых типов обучения и образования с учетом учебников, пособий для школы, особенностей каждой возрастной дошкольных учреждений; категории населения. Реализация - разработка различных тестов этой задачи связана с изучением (для определения готовности закономерностей процессов воспитания, детей к школьному обучению и др.); обучения, образования, а также с разработкой -внесение изменений новых моделей образовательного процесса. в предметно-материальное - изучение теоретических основ построения пространственное оформление педагогического процесса на гуманистических групповой комнаты, участка началах, с ориентацией на общечеловеческие дошкольного учреждения ценности. - изучение и обобщение практики, опыта - изучение эффективности педагогической деятельности, деятельности служб - внедрение результатов исследований в практику дополнительного образования и др. - прогнозирование образования Методология педагогической науки Методология – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет описательную функцию и регулятивно-нормативную. В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет 4 уровня: 1.Философский уровень - общие принципы познания. 2. Общенаучный уровень – теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин (системный подход, теория воспитательных систем). 3. Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине (личностный подход, деятельностный подход, культурологический подход, антропологический подход). 4. Технологическая методология – составляет методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой может включаться в массив научного знания. Все уровни – система, существует соподчинение. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания. Для решения комплекса стоящих перед наукой задач используются специфические методы. Метод - это путь достижения поставленной цели, способ решения задач. Педагогика, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать: - методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели; - собственно исследовательские методы, с помощью которых добываются сами педагогические знания, позволяющие выработать цели и средства их передачи. Методы воспитания - специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых. Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование (изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педагогический консилиум, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, детских работ и т.д.).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 605. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |