Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы связи педагогики с другими науками (С.А.Смирнов).




1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.

2. Творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках.

3. Использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.

4. Участие в комплексных исследованиях человека.

 

Таким образом, на современном этапе развития обще­ства решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним. Педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.

 

 

Тема 2.4.  Задачи  педагогики

 

Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирую­щая на те изменения в обществе, которые влияют на об­разовательный процесс. Как и любая дру­гая наука, она имеет два аспекта: то, что уже исследовано, и то, что предстоит изу­чить. В связи с этим перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного вре­менного периода.

 Задачи, которые имеют постоянный,                                Задачи вре­менного

вневре­менной характер                                                           характера

 - раз­работка теоретических проблем

 воспитания,                                                                               - задачи создания новых типов

 обучения и обра­зования с учетом                                               учебников, по­собий для школы,

 особенностей каждой возрастной                                             дошкольных учреждений;

 катего­рии населения. Реализация                                                 - разработка раз­личных тестов

этой задачи связана с изучением                                                 (для определения готовности

закономерностей процессов воспитания,                                      детей к школьному обучению и др.);

обучения, образо­вания, а также с разработкой                             -внесение изменений

новых моделей образователь­ного процесса.                              в пред­метно-материальное

- изучение тео­ретических основ построения                           пространственное оформление

  педагогического процесса на гуманистических                     груп­повой комнаты, участка

 началах, с ориентацией на общечеловечес­кие                         дошкольного учреждения

 ценности. - изучение и обобщение практики, опыта           - изуче­ние эффективности

 педагогической деятельности,                                                 деятельности служб

 - внедрение результатов исследований в практику                    дополнительного образования и др.

- прогнозирование образования

                               Методология педагогической науки

Методология – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет описательную функцию и регулятивно-нормативную.

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет 4 уровня:

1.Философский уровень - общие принципы познания.

 2. Общенаучный уровень – теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин (системный подход, теория воспитательных систем).

3. Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине (личностный подход, деятельностный подход, культурологический подход, антропологический подход).

4. Технологическая методология – составляет методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой может включаться в массив научного знания.

Все уровни – система, существует соподчинение. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания.

Для решения комплекса стоящих перед наукой задач ис­пользуются специфические методы. Метод - это путь дости­жения поставленной цели, способ решения задач. Педагоги­ка, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать:

- методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;

- собственно исследовательские методы, с помощью ко­торых добываются сами педагогические знания, позволя­ющие выработать цели и средства их передачи.

Методы воспитания - специально организованное взаи­модействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.

Методы обучения - система последовательных взаимо­связанных действий педагога и обучаемых, обеспечиваю­щих усвоение содержания образования.

Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педаго­гической практики, ведется самостоятельное научное иссле­дование (изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педаго­гический консилиум, составление независимых характери­стик, изучение педагогической документации, детских ра­бот и т.д.).

                   

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 551.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...