Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления работы по обеспечению законности




Задача обеспечения законности требует осуществления по инициативе юридической службы мер организационного характера, а общая работа по обеспечению законности должна быть разделена на два направления:

1) организация выполнения вновь изданных законодательных актов, относящихся к деятельности фирмы;

2) работа по укреплению законности в фирме в целом.

Это два взаимосвязанные, но различные по методам и средствам направления работы. Рассмотрим их конкретное содержание.

В случае издания нормативного акта, требующего реализации в деятельности фирмы, юридическая служба совместно с другими подразделениями обязана осуществить комплекс организационных действий. Самые необходимые среди них следующие:

- выделить в нормативном акте пункты и положения, непосредственно относящиеся к деятельности фирмы;

- определить круг структурных подразделений и работников, в практической деятельности которых будут реализовываться новые правила;

- определить меры, необходимые для организации практического выполнения нормативного акта, и составить программу организации его выполнения;

- предусмотреть выделение материально-технических ресурсов и денежных средств для проведения организационных мероприятий;

- закрепить вытекающие из нормативного акта новые обязанности персонала в приказе по фирме, а при постоянном и существенном характере таких обязанностей — включить их в положения об отделах и должностные инструкции соответствующих работников;

- провести изучение совместно с исполнителями порядка действий и всего хода работы по новым требованиям;

- внести необходимые изменения в используемые в фирме бланки учетной и деловой документации в соответствии с новыми правилами;

- внести необходимые изменения в используемые в хозяйственной деятельности компьютерные программы;

- наладить взаимодействие между соисполнителями, т. е. подразделениями и работниками, обеспечение согласованности, координирование их действий при выполнении новых правил;

- установить систематический контроль со стороны конкретных должностных лиц за исполнением:

а) организационных мер;

б) самих новых правил, с периодическим докладом руководству о ходе исполнения.

Осуществление указанных организационных мер характеризуется достаточной сложностью и трудоемкостью, тем более при отсутствии у юридических работников навыков их проведения. При разработке и осуществлении программ организации исполнения законодательных актов юристам необходимо опираться на помощь руководства фирмы, поскольку в ходе этой работы приходится возлагать временные или постоянные задания на другие подразделения и сотрудников, нередко сталкиваясь с нежеланием последних принимать такие новшества, поэтому подготавливаемые программы желательно утверждать приказом руководителя. Вместе с тем, следует учитывать, что лишь в результате таких организационных мер возможно внедрить требования законодательного акта в повседневную деятельность работников фирмы.

Как показывает изучение работы юристов на данном направлении, практику таких организационных мер целесообразно начинать с простейших актов либо отдельных положений закона, напрямую относящихся к деятельности фирмы. Лишь по мере накопления у юридической службы опыта подобной работы становится возможным налаживание исполнения объемных и сложных законодательных установлений.

11 Характерные черты правовой работы по укреплению законности

Наряду с мерами по налаживанию исполнения новых законодательных актов, принимаемыми в связи с изданием таких актов, необходима работа по последовательному укреплению законности в деятельности организации.

Ее характерными чертами следует признать:

1) планомерность;

2) основанность на изучении и анализе состояния законности в фирме в целом или в отдельных ее подразделениях;

3) направленность на создание условий для надлежащего выполнения законодательных требований и устранение причин нарушений законности.

По своей значимости второе направление не менее важно, чем первое. Уже в процессе плановых проверок и изучения исполнения соответствующих обязанностей выявляются нарушения и недостатки в выполнении нормативных актов. Такая информация должна служить основанием для разработки и планомерного осуществления мер по укреплению законности в фирме. Таким образом, проверочные, контрольные мероприятия должны перетекать в организационные меры по укреплению законности.

Традиционной формой работы по обеспечению законности было и остается визирование юрисконсультом проектов документов правового характера, принимаемых в организации.

При проверке соответствия закону представляемых на подпись руководителю организации проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера юридической службе предлагалось, прежде всего, выяснить:

- правомочен ли руководитель организации издать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу или решение вопросов, предусмотренных в проекте, относится к компетенции вышестоящих органов;

- не требуется ли согласование с иным органом;

- правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты.

Кроме того, считалось необходимым ознакомление с действующими нормативными актами, которыми регулируется данный вопрос, и сличение содержания той части проекта, в которой имеются ссылки на нормативные акты, с содержанием этих актов. Согласно принятой практике, если в проекте приказа (другого документа) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно.

После согласования с заинтересованными подразделениями организации документ должен быть передан разработавшим его лицом для визирования в юридическую службу. Если проект составлен правильно как по существу, так и по форме, начальнику юридического отдела (юрисконсульту) предписывается визировать его.

В случае несоответствия подготовленного проекта действующим нормативным актам начальник юридического отдела (юрисконсульт), не визируя проект, дает заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. В зависимости от конкретных обстоятельств начальник юридического отдела (юрисконсульт) лично докладывает руководителю организации свои замечания по проекту либо представляет письменное заключение, которое должно быть мотивированным, убедительным, обоснованным в необходимых случаях со ссылкой на закон. На начальника юридического отдела (юрисконсульта) возлагается контроль за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных подразделений организации. В связи с этим считается целесообразным, чтобы работники юридической службы периодически (в соответствии с планом работы) проверяли приказы и другие акты, изданные в структурных подразделениях. Если установлено, что акты приняты с нарушением действующего законодательства, то руководителю структурного подразделения вносится предложение об уточнении или отмене таких актов. При его отказе привести акт в соответствие с требованием законодательства, а также в других случаях грубого нарушения законности юридический отдел (юрисконсульт) предлагает руководителю организации отменить или изменить эти акты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...