Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияют ли богатство и бедность на нравственность?




Сагдеева А. Ж.

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа №24»

sagdeeva_1958a@mail.ru

Тема бедности и богатства во всём мире считается самой значимой из всех социальных проблем, которая волнует людей во все времена.

Понятия богатства и бедности относительные. Так, например, человек, относящийся к бедным, может быть богат духовно и наоборот. К определению бедности и богатства можно подходить с различных позиций и точек зрения. Все успешные люди утверждают: секрет успеха в мышлении человека, в интеллекте, в знаниях. Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым. Нравственность, согласно словарю Ожегова, это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

В процессе жизни каждый человек сталкивается с проблемой нравственного выбора. Влияет ли богатство и бедность на нравственность?

Да, влияет. Социальное неравенство влияет на взаимоотношения между бедными и богатыми, которое выражено в пословице: «Бедный к бедному тянется, а богатый от кого хочешь отвернётся». Так уж случилось в нашем мире, что люди разделены на бедных и богатых.

Жадность вытесняет из души человека все нравственные качества. Многие богатые люди занимаются благотворительностью, их щедрые пожертвования направлены на заботу нуждающимся. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

Русский писатель Д.И. Фонвизин так писал о богатстве: «Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство». Выходит, что и богатство не играет основную роль в создании благополучия.

Богатство и бедность влияет на состояние души. Бедность вызывает порочные чувства - зависть, безнадежность. Богатство – вызывает понятие «вседозволенности», жестокость. Ведь человек сможет выжить в бедности и добиться богатства. «Кто неспособен быть бедным, тот неспособен быть свободным», - сказал о бедности великий французский писатель Виктор Гюго. Страшна ли на самом деле бедность, я подумала: страшна, но не материальная, а духовная. Велика роль духовности для развития нравственных качеств человека, что она необходима - как воздух.

В чём заключаются ценности жизни?

                                                                Жампеисова Г. Б.

  КГУ «Средняя школа№24»

gulmirazhampeisova@mail.ru

Иногда я размышляю по поводу того, к какой цели стремится человечество в своем развитии? Неужели бытовые удобства, комфорт, красивые вещи — это и есть цель прогресса? Есть ли нечто духовное, чего достигает человечество на пути своей эволюции? Для меня это – сохранение памяти прошлого.

Каждый из нас понимает, что время циклично: прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Не зря же говорят: «Будущее не придёт к тому, кто забыл прошлое». Мы рождаемся, взрослеем, становимся мудрее...Жизнь идет своим чередом, и через года сохраняются лишь воспоминания. У каждого человека они свои, например, могут быть трагичными и «поедать» нас изнутри, но нужно научиться выбирать воспоминания. Не стоит запоминать то, что заставляет горько плакать. Лишь тёплые воспоминания нужны человеку. Это могут быть радостные моменты из детства или счастливые мгновения любви. Воспоминания хранятся в наших сердцах. Они дают нам силы в настоящем и помогают жить для будущего.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Вспомним произведение И.А.Бунина «Холодная осень». Героиня прошла нелегкий путь, она потеряла все: дом, родителей, любимого, но не потеряла себя. На протяжении всей жизни ее согревали воспоминания о том холодном вечере.

Несомненно, память – это самое ценное, что есть у человека. Отнять её - лишить человека жизни. Об этом говорится в романе Ч.Айтматова «…И дольше века длится день». Намного легче уничтожить человека, чем удалить его память и разум, «вырвать корни того, что остается с человеком до его последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением». Раб, ставший манкуртом,  уже не человек и никогда им не будет. Он не вспомнит ни своего имени, ни матери, ни родины. «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?!» - спрашивала в отчаянии Ана-Бейит. Человек не может жить без воспоминаний. Лишить человека памяти- все равно, что вырвать у него сердце.

Каждому человеку дороги его воспоминания. Это единственная истинная ценность, которая согревает душу и наполняет ее силами жить дальше.

 

 

Темы эссе по русскому языку и литературе

(естественно-математическое направление)

Что мне нравится в творчестве

Владимира Владимировича Маяковского?

Кузнецова С. Г.

 КГУ «Каменнобродская средняя школа»

Айыртауского района

Творчество Владимира Владимировича Маяковского нравится не каждому человеку. Почему-то приходится слышать такие высказывания: «И что в нем хорошего? Не строчки, а какие-то лесенки, сам слова понавыдумывал, крикливый какой-то». А я отношусь к тем, кому дорого творчество великого поэта. Что нравится мне в его стихах? Прежде всего предельная искренность. Поэт не просто раскрывает душу перед читателем - он ее оголяет. Оголен каждый нерв, каждая клеточка нерва. Каждая эмоция у него очень сильная, он не скрывает своих чувств под красивыми словами, не жертвует правдой ради рифмы. Мне нравится его чувственность, порой скрытая, порой почти кричащая:

Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы разбрасываю разломавши,
так рвут загадав и пускают по маю
венчики встречных ромашек   

море уходит вспять
море уходит спать

Как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид.

В записной книжке Владимира Владимировича это стихотворение написано без знаков препинания, и мне это понятно: чувство настолько захлёстывает поэта, что ему не до запятых и тире, он спешит передать бумаге и своё трагическое одиночество, и свою нежность к любимой женщине. Это у Пушкина: «Я не хочу печалить вас ничем», а у Маяковского другое: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг». Сколько в этих словах любви и трагедии! Словно любовь эта у него первая, как у мальчишки-подростка. Да он и был, наверное, таким - нелепым, ранимым, чувственным, нежным.

У  каждого есть любимые строчки какого-либо поэта. Что еще мне нравится в творчестве Маяковского? Да вот это, всем известное и всегда новое:

Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

    Стихи Маяковского понятны не каждому, надо заставить работать душу, чтобы его понять. Но для меня всё равно это великий и самый любимый поэт.















Рецензия

Данная работа соответствует теме. Автор, следуя жанру, пользуется возможностями эссе-рассуждения. В работе дается объяснение, что нравится в творчестве Маяковского, автор объясняет свою позицию. В эссе есть логика: автор ведет от общего к частному. Микротемы выделены абзацами. В эссе отсутствует оригинальность суждения (интересные сцепления, неожиданные повороты). В эссе представлены разнообразные синтаксические конструкции. Мысли не отличаются оригинальностью, стандартны. В эссе имеется речевая избыточность (частое использование слова «какой-то»). Не хватает эмоциональности, непосредственности, открытости, живости речи. В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.

 

«Мы все глядим в Наполеоны...» 

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Кузнецова С. Г.

КГУ «Каменнобродская средняя школа»

Аыйртауского района

    Ах, как прав был поэт, сказавший:                                                                    Мы все глядим в Наполеоны;
                       Двуногих тварей миллионы
                       Для нас орудие одно;
                       Нам чувство дико и смешно.

Вот и в голове героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова, начитавшегося Ницше, зародилась преступная и бредовая теория «наполеонизма», по которой все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Амбициозный Раскольников причислил себя к тем, кто «право имеет»: убивать, совершать преступления и затем не мучиться угрызениями совести по примеру того, кто «забыл армию в Египте». А причислив, решил проверить, Наполеон ли он (язвительный следователь Порфирий Петрович замечает: «Позвольте, кто ж у нас сейчас себя Наполеоном не считает?»). Витает, носится эта идея в воздухе, как вирус. Один из судейских тоже предположил: «Уж не Наполеон какой-нибудь нашу старушку-то укокошил?»

Каково это Раскольникову было услышать? Старуха, пусть даже злая и вредная, и Наполеон -  «две вещи несовместные». Раскольников с ужасом осознает, что он «тварь дрожащая», потому что испытывает страшные муки совести и оторванность от всех близких ему людей. Он не старушку убил, а себя, живую душу в себе. «Так - таки и угрохал», - в отчаянии говорит он Соне. 

Он осознает, что переступил нравственный порог, нарушил первейшую из заповедей. Соня тоже переступила. Но она сделала это ради спасения голодных детей. А Раскольников для чего? В первую очередь, чтобы сомнения развеять, которые у него были: тварь ли он дрожащая или «право имеет» безнаказанно убивать? Проверил - и не смог жить обычной человеческой жизнью после преступления. Не вышло из Раскольникова нового Наполеона. И это хорошо и правильно, потому что наполеонов в истории человечества и без него хватает: Калигула, Иван Грозный, Гитлер.

Думаю, с высоты пророческого гения Достоевский предупреждает нас о том, как это опасно - «глядеть в наполеоны».




Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной учеником проблемой. В эссе есть внутренняя логика, микротемы выделены абзацами. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и к фактам мировой истории. Но позицию автора индивидуальной, оригинальной назвать нельзя. Отсутствуют интересные сцепления, неожиданные повороты. Мысли достаточно предсказуемы. Они не отличаются яркостью, которую обеспечивают композиционные средства, стилистические фигуры, тропы.

Не хватает эмоциональности, непосредственности, открытости, живости речи.    










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 4872.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...