Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Кривая предложения. Эластичность предложения.




Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).

Рыночное предложение — это суммарное предложение блага всеми индивидуальными потребителями, действующими на рынке.

Кривая предложения — кривая, показывающая количество товара или услуги, которые продавцы предлагают к продаже на рынке по разным ценам в течение определенного периода времени

Эластичность предложения— степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Нарушение рыночного равновесия и способы его восстановления.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Нарушение рыночного равновесия и механизм его восстановления. Если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов, то рыночный механизм спроса и предложения будет действовать так, что кривая спроса сдвинется и установится новая равновесная цена, выше (ниже) первоначального равновесия и продавцы начнут предлагать больше (меньше) товара. Высокая рыночная цена привлечет новых продавцов к производству и продаже товара, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо и результатом изменений станет новое равновесие.

Преимущества и недостатки рыночных отношений. Необходимость государственного регулирования рынка.

Преимущества

v более эффективное распределение ограниченных ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, необходимых обществу;

v возможность функционирования при наличии весьма ограниченной информации — данных о цене и об издержках производства;

v гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

v оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, поскольку стремление к получению высокой прибыли заставляет предпринимателей (товаропроизводителей) идти на риск, предметно заниматься вопросами внедрения технических новшеств в производство;

v способность давать потребителям и производителям свободу выбора и действий в принятии решения;

v возможность обеспечивать удовлетворение самых разнообразных потребностей населения товарами и услугами самого высокого качества.

Недостатки

v Маленькая стабильность. Рыночная экономика являет собой систему циклического характера, и ее постоянная динамика, а также уровень инфляции и частичная занятость может подорвать всю налаженную систему.

v Имеющаяся тенденция к монополизации рынка. Сама рыночная экономика, по сути, может уменьшать конкурирующие силы. Данная закономерность приводит к монополизации и возможности тайного сговора среди фирм.

v Невозможность компенсирования некоторых внешних издержек.

v Условиями рыночной экономики не предусмотрено производство общественных благ. Невозможным является производство охраны общего порядка, национальной обороны, пожарной безопасности и прочего. Также данный механизм не помогает сохранить природные ресурсы страны, и не может проводить регулирование их использования (речь идет о газе, нефти, угле и прочих природных ценностях).

v Благодаря рыночной экономике возникает расслойка общества. Создающаяся дифференциация доходов способствует социальной расслойке.

v В условиях рыночной экономики возникает плохая информативность.

v Повышение уровня безработицы, возникновение целого ряда социальных проблем. Эти факторы появляются в следствии жестокой конкуренции. Они вполне могут подорвать стабильность в стране, вызвать значительные социальные колебания и даже подорвать доверие к государственной власти в стране.

Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) обусловлена важнейшими причинами:

1. Растущее обобществление(процесс перехода от частных форм владения к общественным формам владения) производства – усиление общественного характера производства.

2. Существование «провалов» рынка – те проблемы в экономической жизни общества, которые рыночная экономика самостоятельно решить не может: нестабильность и циклический характер производства; несостоятельность конкуренции; недопроизводство общественных благ; наличие внешних эффектов (экстерналий); невозможность рыночной экономики решать социальные проблемы.

Функции государства:

1. Создание институционально – правовой основы деятельности субъектов экономики.

2. Создание общих условий эффективности воспроизводства.

3. Общественная (государство удовлетворяет общественные потребности в национальной обороне, образовании, здравоохранении и т.п.)

4. Корректирующая (сглаживание негативных последствий рыночного саморегулирования).

В результате осуществления этих функций рыночная экономика трансформируется в смешанную (различные виды собственности; сочетание государственного регулирования и саморегулирования).

Государственное регулирование направлено на достижение определенных целей.

Цели первого порядка:

1. Поддержание экономического роста.

2. Минимизация безработицы.

3. Стабильность цен.

4. Достижение внешнеэкономического равновесия(выражается в уравновешенном платежном балансе)

Это «магический четырехугольник», все четыре цели невозможно достичь одновременно.

Цели второго порядка:

1. Создание благоприятных условий для конкуренции.

2. Обновление средств производства.

3. Сглаживание чрезмерных различий в доходах.

4. Поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды.

5. Повышение конкурентоспособности производителей.

Для достижения поставленных целей государство воздействует на объекты экономики: условия, процессы, отношения и секторы народного хозяйства, эффективное функционирование которых требует государственного вмешательства (экономический цикл, хозяйственная конъюнктура, отраслевая структура, денежное обращение, условия конкуренции, научно-технический прогресс и т.д.)

К особенностям государственного регулирования относятся:

1. Трансформация отношений собственности (к многообразию форм собственности)

2. Переход от административных способов регулирования к экономическим.

3. Усиление социальной политики государства.

Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Рынки совершенной конкуренции и их основные признаки. Методы конкурентной борьбы. Рынки несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Конкуренция(от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

· однородность и делимость продаваемой продукции;

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

· высокая мобильность факторов производства;

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

 

1. Ценовые.

Здесь точкой отправления являются любые ценовые категории. Это может быть стоимость реализации продукции либо цены различных издержек, которые снижаются фирмой в целях увеличения объемов сбыта (прибыли).

При этом если снижение ценовой политики при реализации продукции не всегда способно приносить ожидаемого результата, то уменьшение производственных (реализаторских) издержек для изменения себестоимости товара может выступать долгосрочной бизнес-перспективой;

2. Неценовые.

Суть которых заключается в улучшении до продажного и послепродажного обслуживания, в повышении качества производимой продукции (предлагаемых услуг). В конкурентной борьбе при этом особое внимание уделяется:

— надежности, высококачественности продукции, ее безопасности для потребителей, в том числе экологическим характеристикам (на это акцентируется и рекламная кампания);

— большому гарантийному периоду (сроку) службы товара;

— качеству обслуживания клиентов (сервиса), в том числе по доставке товара на дом, сборке, гарантийному и дополнительному обслуживанию;

— активной рекламной деятельности и разработке эффективной маркетинговой политики.

3. Недобросовестные методы конкурентной борьбы, к которым относятся:

 — промышленный шпионаж;

— хищение бизнес-идей, атрибутов торговой марки, концепции, технологии производства;

— подкуп должностных лиц, переманивание ведущих специалистов;

— обман потребителей;

— запрещенные рекламные трюки;

— черный пиар;

— подделка продукции конкурентов;

— использование чужих запатентованных новшеств;

— использование черной бухгалтерии с целью сокрытия реальных доходов;

— агрессивные методы (рейдерство, скупка (поглощение) компаний и т.д.).

Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Признаки несовершенной конкуренции:

  • наличие входных барьеров в отрасль;
  • дифференцированность продукции;
  • основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

· возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

 

Встречаются следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель товара, причем этому товару нет близких заменителей в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Монополистическая конкуренция . Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация товара дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...