Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Товарное производство, условия его существования. Товар и его свойства.




Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.

Исходя из этого определения, можно выделить характерные черты, признаки товарного производства:

Во-первых, товарное производство основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. В истории общества известны три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия и появление купечества. На нынешнем этапе выделение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) рассматривают как четвертое крупное общественное разделение труда. По мере развития производительных сил углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним – товарного производства. Одного общественного разделения труда недостаточно для возникновения товарного производства. Истории известны сообщества, где имелось общественное разделение труда, но не было товарного производства.

Во-вторых, продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. Экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников является причиной возникновения товарного производства. Только обмен между собственниками становится товарным. Экономическое обособление предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), его свободу выбора вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами.

В-третьих, продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. По этой причине товарное хозяйство является открытой системой: продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. выходят за пределы хозяйственной единицы.

В-четвертых, характерной чертой является установление косвенных, опосредованных связей между производством и потреблением, когда изготовленная продукция прежде поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления.

Таким образом, характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность.

Товарное производство предопределяет серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Одно из бесспорных преимуществ товарного производства – его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и другими элементами производительных сил. Оно обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам, в каждой из них обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

В развитии товарного производства можно выделить два этапа: простое и капиталистическое товарное производство.

Типичным для докапиталистических формаций было простое товарное производство (иногда его называют неразвитым товарным производством). Для простого товарного производства характерны следующие черты:

  • частная собственность на средства производства и продукты труда;
  • личный труд собственника на средства производства;
  • является индивидуальным производством ремесленников и крестьян, осуществляемым ими в целях удовлетворения личных потребностей.

Простое товарное производство, во-первых, широко распространено и в настоящее время: 55 % населения в мире – это мелкие товаропроизводители, а в странах Латинской Америки и Африки – до 90 %; во-вторых, оно является питательной средой для возникновения развитого товарного производства.

При капитализме товарное производство приняло всеобщий характер. Здесь товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения также приобретают всеобщий характер, происходит овеществление всей системы экономических отношений, которые выступают как отношения между вещами, возникает товарный фетишизм. Появление развитого товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому его называют капиталистическим товарным производством. Для капиталистического товарного производства характерны следующие черты:

  • средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства;
  • капиталист эксплуатирует наемный труд, безвозмездно присваивая значительную часть продукта чужого труда;
  • совместный труд многих рабочих под командой капиталиста используется в целях получения им прибыли.

Следует отметить, что во второй половине XX в. увеличилось производство продуктов, реализация которых не проводится через рынок. Можно даже сказать, что в хозяйственной жизни выделился особый – нетоварный – сектор.

Во-первых, речь обычно идет о государственном секторе национальной экономики, где создаются общественные блага: дороги и каналы, здания и парки, предприятия газоснабжения и водопроводные сооружения, гражданская или военная безопасность, бесплатное образование и т.д.

Во-вторых, если альтернативой рыночному регулированию считать планомерность, то можно говорить о наличии непосредственно общественного характера производства, имевшего место в докапиталистических формациях. Речь в данном случае идет не о возврате к натуральному хозяйству, а о дальнейшем прогрессе, продвижении к принципиально новым формам организации общественного производства, объединяющим в себе все достижения, полученные на предыдущих этапах в эволюции форм хозяйствования.

Товар и его свойства

Результатом процесса труда выступает продукт труда или благо. При товарной организации общественного производства продукт труда приобретает форму товара, т.к. производится не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты труда. Как и продукт труда, товар характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность людей и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны товара.

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи.

Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

Стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость.

Стоимость - это не только сгусток труда в товаре, но и воплощенное в нем общественное отношение, как бы прикрытое вещной оболочкой. Приравнивая в обмене свои товары по стоимости, люди тем самым вступают в экономические отношения. «Как стоимости, - отмечал К. Маркс, - товары суть общественные величины, - следовательно, нечто абсолютно отличное от их «свойств» как «вещей». В качестве стоимостей они представляют лишь отношения людей в их производственной деятельности».

Различия между потребительной стоимостью и стоимостью заключаются в следующем.

Потребительная стоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость - общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость - это общественное свойство товаров.

Потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми.

Потребительная стоимость существует во всяком обществе, стоимость - только при товарном производстве, товарно-денежных отношениях.Потребительная стоимость различает товары, стоимость делает их сопоставимыми.

Двойственность товара проявляется в процессе обмена. Для производителя товар не является потребительной стоимостью, производитель заинтересован в реализации его стоимости, в компенсации затрат своего труда. Но реализация товара как стоимости может произойти только в том случае, если товар будет признан как общественно полезная вещь, станет общественной потребительной стоимостью. Если товар не найдет покупателя, он потеряет свойство общественной потребительной стоимости, а вместе с ней он потеряет и стоимость. Труд, затраченный на его производство, окажется затраченным напрасно и не будет возмещен. Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя - труд каждого, из них является одновременно конкретным и абстрактным.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...